Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.
– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.
– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?
1. Бытовая сфера.
2. Научная сфера.
3. Правовая сфера.
4. Сфера политики.
5. Сфера искусства.
– Каковы функции языка?
1. Общение.
2. Сообщение.
3. Воздействие.
Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:
1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.
2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.
3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.
4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.
5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.
III. Работа в группах.
Задание.Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.
1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)
2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.)
3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.)
4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)
5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)
IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.