Урок русского языка в третьем классе по УМК "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать частицу не с глаголами". Урок-закрепление. Урок соотвествует ФГОС НОО. На уроке обучающиеся самостоятельно формулируют тему,цели и план работы. Урок содержит физкультминутку, посвященную теме урока. Словарная работа в начале урока строится на загадках, отгадками к которым являются словарные слова. В конце урока представлено домашнее задание на выбор обучающихся, подводится итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие умения писать частицу не с глаголами »
МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Архангельской области, Виноградовского района п.Березник
Учитель начальных классов – Санкевич Юлия Аркадьевна
Урок русского языка в з классе (УМК «Школа 2100»)
Тема урока: Развитие умения писать частицу не с глаголами
Цели урока:
Образовательные:
• расширить знания детей о служебных частях речи
• углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
• познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
• воспитание культуры учебного труда
• создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
• воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
• развитие работоспособности и профилактика утомления
• развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
• развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.
• расширить и углубить знания о правописании не с глаголами
• развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
• развивать навыки точного употребления глаголов в речи
• побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
• развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
• развивать внимание и память учащихся
• развивать умение слушать товарищей
• развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово.
- Сегодня на уроке у нас гости…
Словарная работа.
- А начнём мы наш урок, как вы думаете с чего? Конечно, со словарной работы. Для этого откройте свои тетради, подпишите число и вид работы – классная работа. Словарные слова вы будете записывать в тетрадь, в строчку, через запятую, обозначая орфограмму. Итак, начнём.( Каждый слайд презентации содержит загадку, отгадкой которой является словарное слово)
- А сейчас, ребята, нам необходимо определить план, по которому мы будем работать на уроке. Предлагаю вам расставить пункты плана в правильном порядке.
ПЛАН УРОКА 1. Словарная работа. 2. Повторение знаний о глаголе. 3. Определение темы урока.
4. Формулировка цели урока.
5. Работа в тетради. Правописание частицы не с глаголами. 6. Физкультминутка. 7. Знакомство с глаголами-исключениями. 8. Творческая работа в группах. 9. Итог урока. Рефлексия. 10. Домашнее задание. (Пункты плана урока представлены на слайде не по порядку, дети определяют правильный порядок)
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /Глаголом/
- Что вы знаете о глаголе? / Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?/
- Что еще вы знаете о глаголе? /Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени./
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? /Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?/
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? /Что делает? что делают?/
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? /Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?/
- Как еще могут изменяться глаголы? /По числам. Они могут быть единственного и множественного числа./
- А как могут изменяться только глаголы прошедшего времени? /По родам в единственном числе./
- Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?/ Л/
- Какую роль выполняют глаголы?/ Передают точно и достоверно действия и события./
- Вспомните вчерашний урок скажите, о чём шла речь на предыдущем уроке? /О написании частицы НЕ с глаголами./
- Верно. А как пишется не с глаголами?/ Раздельно./
- Исходя из этого постарайтесь назвать тему сегодняшнего урока./ Развитие умения писать частицу не с глаголами./
- Сформулируйте цель урока , опираясь на тему. Используйте опорные слова на доске. Развивать умение употреблять и …. Расширить и углубить…/Развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами. Расширить и углубить знания о правописании не с глаголами/
- А как выдумаете, всё ли вы знаете о глаголе?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголе. Давайте постараемся, поработаем так, чтобы в конце урока у нас было хорошее настроение и удовлетворение от нашей работы.
Работа в тетради.
Внимание на экран. На слайде написаны какие-то правила. Прочитайте их про себя.
(Дети читают на плакате правила.)
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
НЕ
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Значит, что мы сделаем? /допишем частицу не с глаголами/
- - Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается). - Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный) - Сейчас в свои тетради перепишите правила, но вам предстоит вписать частицу не. Как вы напишите частицу не с глаголами слитно или раздельно? / Частица не с глаголами пишется раздельно./
- Какое правило вы узнали на прошлом уроке о написании частицы НЕ?
- Совершенно верно. Приступайте к работе.
- Мы с вами выяснили, как пишется частица не с глаголами, правильно написали глаголы с частицей.
- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. И сейчас я вам предлагаю такое задание: вспомните пословицы о труде, в которых есть частица не перед глаголом.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Как вы это понимаете? / Если ничего не будешь делать, то ничего у тебя не будет, не будешь учиться, значит, не будет знаний, небудешь помогать людям, заботиться, значит, у тебя не будет друзей./
- Назовите глаголы с частицей НЕ.
- С красной строки, через запятую, запишем эти глаголы частицей НЕ. Помните, как она пишется, подчеркните орфограмму-пробел.
- Я вам тоже приготовила пословицу. Прочитайте её на доске.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
- Вы наверно заметили, что эта пословица об учении? Как вы ее понимаете? Если кто-то не стремится узнать, то таким и останется, то есть будет мало знать и понимать.
- С красной строки выпишите глагол с частицей не и подчеркните орфограмму - пробел. - Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не?
- Откройте учебники на странице 114, упражнение 365.
- Самостоятельно прочитайте текст, спишите в тетрадь, надпишите над каждым словом, какая это часть речи.
- А к доске пойдет …. и выполнит задание.
- Как написали не с глаголами?
Физкультминутка
Физкультминутка.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот
Не качайтесь, не кружитесь,
Не топайте, не хлопайте,
Не тянитесь, не шагайте,
Не шепчите, не молчите.
Не моргайте, не приседайте,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
- Молодцы! А сейчас обратите внимание на экран и прочитайте про себя предложение.
Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
- Как вы думаете, почему в выделенных словах ненаписано слитно?
- Правильно, эти слова не существуют без не.
- Нездесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Или является приставкой, а приставка со словами пишется …Эти слова без не не употребляются.Напишите эти глаголы в тетрадь, в столбик, с маленькой буквы.
- Чем является частица НЕ в этих словах, и как она пишется?/Частью корня или приставкой./
- А теперь вспомним правила, которые мы с вами читали в середине урока. Кто мог написать эти правила? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Можно написать этот текст на плакате).
- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в группах.
- Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
(группам раздать задания)
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения в музее.
2 группа - о правилах поведения в столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.
4 группа – о правилах поведения на уроках.
5 группа – об отношении к малышам.
Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на написания частицы не с глаголами.
– Проверим, что у вас получилось. – Молодцы!
Итог урока.
- Нам предстоит выполнить еще много заданий по теме «Глагол». Но сегодня мы выполнили всё, хорошо потрудились. И теперь я хочу послушать вас.
- А что помогло нам провести такой интересный урок? /знания, дружная работа/
- Какая задача стояла на уроке? /научиться писать НЕ с глаголами/
- Знаете ли вы теперь правило о написании частицы НЕ с глаголами? Не забудете его?
- А где пригодятся вам эти знания?
- Чему еще предстоит нам научиться?
- Закончите предложения
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился ...
Я понял, что ...
Было интересно ...
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Было ли что-то непонятно?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных знаков. Зелёный цвет – оценка 5, жёлтый – 4, красный – 3. Поднимите сигнальные знаки.
7. Домашнее задание.
- Приятно, что вы все это запомнили. Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр.119 упр.7 или стр.119 упр.8 (на выбор).
- А 2 задание – дополнительно, желающим подобрать пословицы с частицей НЕ.