kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи на уроках русского языка (конспект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными  средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Стараться, чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к русскому языку, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить ученикам. Каждый ребёнок по природе - творец, мечтатель и фантазёр. Уверена, предоставь мы ему больше света, радости и интереса - и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!

Наше время- время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек,- даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках русского языка (конспект)»


















«Путь к слову»

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.







Выполнила: Зайцева А.В.

МБОУ «СОШ № 27»



















Введение


Если с детства ребёнка не научили

сострадать, восхищаться, мечтать,

фантазировать, не разбудили в нём

дар поэтического воображения, то,

по классификации Михалкова, в нём

воспитали только полчеловека.


Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Стараться, чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к русскому языку, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить ученикам. Каждый ребёнок по природе - творец, мечтатель и фантазёр. Уверена, предоставь мы ему больше света, радости и интереса - и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!

Наше время- время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек,- даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.

О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к русскому языку говорили лучшие педагоги и методисты. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»

Особый интерес представляет книга И. С. Лопухиной «550 упражнений для развития речи». Книга содержит специальные упражнения, скороговорки, считалки, загадки, игры и стихотворения для занятий по формированию правильной речи у детей. Упражнения сопровождаются более чем 500 рисунками. Использование материала на занятиях с детьми способствует не только исправлению недостатков произношения, но и обогащению словарного запаса, расширению кругозора, привитию им навыков чтения и письма.

Нельзя недооценивать и значение учебно-методических комплектов по русскому языку ( авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева). В данных учебно-методических комплектах отражены все современные подходы к обучению школьников русскому языку, в том числе и обучению связной речи.

С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Необходимо постоянно работать с толковыми словарями, стараться пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучить происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение. Показать, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Важно всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить ребят со значением слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью. Постарайтесь связать слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно, на помощь придёт игра.

Развитие речи – большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. И тем не менее развитие речи как определенная область теории методики только складывается.

Предметом работы по развитию речи на уроках русского языка является функционирование языковой единицы, под которым мы понимаем не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка(например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении) а назначение, применение, использование языковых средств для передачи.

Методика развития речи имеет свой объект познания, свой предмет исследования, свою систему понятий. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, т.е. о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи.

Несомненно, одним из признаков культурной речи является ее соответствие нормам русского литературного языка. И в связи с этим , конечно, чрезвычайно важно обучать в школе орфографии и пунктуации. Однако работа по формированию навыков правописания имеет свои задачи, свое содержание, свои средства. Овладение навыками правописания и овладение умением выражать свои мысли – различные по своему существу процессы, и поэтому они требуют различных усилий учителя по организации деятельности учащихся. « В школе , когда говорят о развитии речи, - писал

В.А. Добромыслов, - обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но, тем не менее, разные стороны по языку».

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса ( грамматики, словообразования, правописания и т. д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами( произносительными, лексическими , морфологическими, синтаксическими), а также умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Предметов работы по развитию речи на уроках русского языка является функционирование языковой единицы, под которым мы понимаем не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка

(например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого « интеллектуального», или « логического» , содержания, их употребление в живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений , говорящего ( пишущего).

Изучение назначения, на применения, использования (употребления) языковых единиц в высказывании, связной речи – это и есть изучение функционирования единиц языка. Следовательно, в отношении каждой единицы языка, изучаемое в школе, должен быть вычленен и конкретизирован.

Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи.


Разделы школьного курса русского языка

Единицы языка изучаемые в этих разделах

Разделы работы по развитию речи (в которых рассматриваются функционирование указанных единиц языка)

Фонетика

Звук

Работа над звуковой стороной языка

Словообразование

Части слова

Работа над значащими частями слова

Лексика с фразеологией

Слово

Работа над словом

( словарная работа)

Морфология

Словоформа

Работа над морфологическими средствами языка

Синтаксис

Словосочетания

Предложения

Работа над синтаксическими средствами речи

Культура речи

Стилистика

Связная речь

Все единицы языка

Текст

Культура речи

Стилистика

Связная речь


Вопрос о вычленении особого раздела – « Работа над фразеологическими средствами речи» требует специального изучения. Действительно, одно дело, например, несвободные сочетания « в которых лексические компоненты выступают как строевые элементы словообразовательных моделей» (дать обязательство, обещание), другое – несвободные сочетания, обусловленные «связанностью значений» ( глубокая старость), и третье – пословицы, поговорки, крылатые выражения и т. д. И если свободные сочетания первых двух типов могут быть предметом работы над словом или над синтаксическими средствами речи, то задачи обогащения речи учащихся позволяет поставить вопрос о правомерности вычленения третьего типа несвободных сочетаний как особого объекта для работы по развитию речи и в соответствии с этим о вычленении раздела « Работа над пословицами, поговорками, крылатыми выражениями» как особого раздела работы по развитию речи.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи ребенка происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, когда создаются условия для использовании широкого круга слов и речевых оборотов.

Целенаправленное обучение связной устной и письменной речи осуществляется с помощью различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значений слова. Эта работа не только имеет практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово имеет несколько значений (многозначность), слова могут быть близкими (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу. Одновременно ученики учатся различать классы ( разряды) слов по значению предметности, признака или действия предмета, в связи с формами словоизменения (склонения, спряжения) и грамматическими признаками частей речи. Лексическая работа применяется и в словарно- орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса).

По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения. Сочинения особенно важны для развития речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной . Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На начальном этапе обучения необходимо поддерживать творческую инициативу ребенка, развивать его интерес к самостоятельному написанию сочинений на основе собственных наблюдений и впечатлений. Должна быть представлена полная свобода самовыражения. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не следует проводить подготовительную работу (составление плана, пересказ, зачитывание образцов, предварительный устный рассказ по картине, словарная и орфографическая работа). Систематическая подготовка к написанию сочинения осуществляется всей предшествующей работой, начиная с первого класса. В работе над развитием речи надо стремиться не только к последовательному, логичному, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинения, как эмоциональность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

На основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях, проводятся слуховые и зрительные диктанты.

Развитию речи подчинена вся программа начального курса обучения детей русскому языку.

Весь курс начального образования включает такое содержание и раскрывающий его дидактический материал, в том числе и по стилистике речи, имеет такую структуру и разного рода задания, которые активизируют мыслительную и речевую деятельность учащихся, создают языковую среду и условия для формирования общеучебных речевых умений. Выполнение грамматических заданий в процессе последовательной, систематической работы с текстом, предложением, словом, разностороннего их анализа соединяется с решением задачи развития речи. Дидактический материал в особенности в 4 классе, включающий произведения классики, в сочетании с системой учебных задач (обдумывание материала учениками, высказывание собственного мнения, суждения, доказательства и т. д.) нацелен на формирование эмоциональной отзывчивости детей, их духовных ориентиров и ценностей. Учебные пособия по русскому языку для 4 классов содержат большое количество отрывков из художественных произведений. (А. В. Полякова «Русский язык 4 класс»).Важно их использовать не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя. Целесообразно связывать выполнение таких заданий с работой по стилистике.

Особое внимание на работу по развитию речи в 4 классе уделяется работа с фразеологизмами. Можно использовать работу, с фразеологизмами, давая разнообразные задания детям.

Задания могут быть направлены на:

1) сравнение значений фразеологизмов, близких по смыслу( к примеру можно сопоставить фразеологизмы как снег на голову, вырос из под земли, откуда ни возьмись);

2) употребление фразеологизмов в речи: составление предложений, небольших рассказов с включением фразеологизмов и пояснений к ним (например, Увидев лису заяц бросился бежать со всех ног. Он так быстро убегал, что только уши мелькали), подбор фразеологизмов, близких по значению;

3) определение частей речи слов, использованных в статьях, которые поясняют значения фразеологизмов( к примеру часто встречаются наречия), грамматический разбор выбранных слов;

4) использование поясняющих статей для поиска в них словосочетаний;

5) составление, где возможно, нескольких связанных предложений с использованием по преимуществу только фразеологизмов(например, Третьего дня, ни свет ни заря, в самую рань, спозаранку, дождь лил как из ведра. Со дня на день обещают улучшение погоды). Такой текст можно предложить ученикам. Дети должны назвать фразеологизмы, объяснить их. Ребятам можно предложить самостоятельно поработать с фразеологическим словарем.

Приложение.


«Я начну, а ты продолжи… » (проба поэтического пера) – одна из наиболее любимых страничек нашего урока. На доске записываются две стихотворные строки. Чаще всего- это строки известных детских поэтов: Сергея Михалкова, Ирины Токмаковой, Эммы Мошковской, Валентина Берестова и др. Дети самостоятельно за определённое количество времени должны продолжить начатое. Поэтические неожиданности рождаются незаметно.



Гайда Лагздынь Иванова Елена (3 класс)

Аккуратные зайчата. Аккуратные детишки

- Лапки? - Глазки?

- Мыли! - Мыли!

- Ушки? - Ушки?

- Мыли! - Мыли!

-Хвостик? - Носик?

- Мыли! - Мыли!

Все помыли: - Лобик?

И теперь мы чистые, - Мыли!

Зайчики душистые. - Ротик?

И теперь мы чистые,

Деточки душистые.


В программе начальной школы очень много замечательных стихов. Работая над ними, мы сочиняем свои стихи. На районном конкурсе «Самый близкий и родной человек» Данилова Света заняла 3 место.

Моя мама.

Маму милую люблю

И её я берегу.

Помогаю ей всегда,

Не обижу никогда.

Раньше всех она встаёт

И нам завтрак подаёт.

Говорим мы ей, любя:

«Мама, любим мы тебя!»

Не болей ты никогда,

Не старей ты никогда,

Будь всегда такой красивой

И живи сто лет счастливой.

Маму я свою люблю,

Ею очень дорожу,

Мама- лучшая на свете,

И за нас она в ответе.


Игра «Слово- магнит». Главный момент-учитель представляет слово с точки зрения нравственно- эстетической, человеческой: слово-существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким. Отличать слово доброе от слова злого можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком (+), а злые – знаком (-).

(+) (-)

добрый злой

щедрый скупой

хороший плохой

отзывчивый равнодушный

гуманный жестокий

дружба вражда


Опираясь на данные слова, ребята составили вот такие рассказы:

Добрый человек.

Каждый человек рождается добрым. У каждого из нас есть дар доброты.

Но некоторые люди теряют этот дар. Скупой человек злой. У него много денег, но ему кажется, что их мало. А завистливый человек завидует другим.

Зависть может навредить даже близким людям. Хороший человек по-своему красив. У доброго человека всегда много друзей. Добрый человек должен посадить дерево, родить детей и построить дом. Хороший человек всегда делает добрые дела.

Не надо быть скупым и завистливым. Нужно оставаться добрым.

Еремеева Настя. (4 класс)



Добрый человек.


Что мы можем сказать о добром человеке? Скупому человеку кажется, что у него мало денег, вещей. Он ничего не может одолжить на время. Завистливый человек способен на самые плохие поступки. Он может навредить близким людям, а иногда даже себе. Именно таких людей русские называют зверем. Нужно постараться быть добрым. А стать таким очень легко. Нужно делать добрые дела и надо, чтобы тебя хвалили. Если ребёнка обзывать плохими словами, то он обязательно станет завистливым или скупым. Дар доброты даётся каждому, кто рождается. Но некоторые его теряют.

Будьте добрыми!

Койнов Сергей (4 класс)

Игра «Кто больше запомнит слов?» Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберёт синонимов, тот и выиграл. Например: верный - преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный, испытанный.

Диктант- игра « Запоминайка» Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не. Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов.

Игра «Как назвать одним словом?»

Заботливое отношение к кому-нибудь ( внимание) ; всё положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта). Кто первым назовёт слово, тот и победитель.

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества? Из пословиц и поговорок предлагаю, например, такие:

Русский человек – добрый человек.

Знатного человека деревня славит.

Кто владеет пером, тот не даст себя в обиду.

Хорошему ученику и жить хорошо.

Задания могут быть такими:

  1. Прочитай одно (по выбору) предложение- пословицу. Устно передай его основной смысл. Сформулируй тему.

  2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 10 предложений ) Помни, что предложение- опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения.

Отгадайте слово (из данных в скобке) по его лексическому значению: (шинель, пресса, бухгалтер, бутерброд, свитер, интервью, пантеон, метрополитен, термос, тембр, мулине, протест, инженер, патефон, паштет, кашне, кофе, неолит, модель, тоннель, инженер, кашне, фонема, шоссе, теннис, декорация, академия, аккордеон, девиз, партер)

1.Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой ___________________________

2.Кушанье из мясных, рыбных или иных продуктов, протертых до пастообразного состояния( из нем. яз.)______________________________________

3. Напиток приготовленный из порошка кофейных бобов ( из араб. яз.) __________________________________________________________________

4. Сосуд, предохраняющий содержимое от нагревания или остывания ( из греч. яз.)___________________________________________________________

5.Специалист в какой – либо области техники с высшим техническим образованием ( из франц.яз)______________________________________________

6. Шейный платок или шарф (из франц. яз.)_____________________________

7. Автомобильная дорога с твердым покрытием________________________

8. Городская подземная электрическая дорога для перевозки пассажиров. __________________________________________________________________

9. Подземное сооружение для прокладки железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог ____________________________________________________

10. Наименование высшего учебного заведения или высшего научного учреждения _________________________________

_________________________________________________________________

Придумай новые значения данных слов, используя другое значение корня, существующее в русском языке:

Речушка – это_____________________________________________________

Горевать – это _____________________________________________________


Выбери из пары слов, данных в скобках, то слово, которое соответствует смыслу предложения. Обратите на слова, полностью совпадающие по произношению, но различающиеся по написанию. Пользуйся словарем.


Летом я отдыхал в деревне у бабушки. Однажды местный (старожил, сторожил) дед Кузьма повел нас на дальнюю (ветреную, ветряную) мельницу. Мы (шествовали, шефствовали) за ним гуськом, так, как тропинка была слишком узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил, приступил) к разжиганию костра, но не учел силы ветра и (ожёг, ожог) себе руки. Нам пришлось возвращаться (на зад, назад).

Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут, пруд) за водой, заполнял (бочок, бачок) для поливки и стирки, (разрежал, разряжал)огуречную рассаду и (лук, луг).Так хлопотал , что даже ( поседеть , посидеть)было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд, трут) поможет мне ( развеваться, развиваться) физически.

Справочный материал. Слова, совпадающие по произношению, но различающиеся написанием, называются омофонами

Внимательно прочитайте текст. Из раздела « слова для справок» выберите и вставьте на места пропусков те слова, которые на ваш взгляд, наиболее точно соответствуют содержанию рассказа.

ПОМНИТЕ! Частое повторение одного и того же слова делает речь бедной и невыразительной.

Воробей.

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося_____________________. __________________ был маленький, голодный и совсем замерзший._____________________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко ___________. Я открыл окно и впустил___________________ в дом.

Сначала __________________________меня боялся, а затем освоился, поклевал пшена и даже стал летать по квартире. Перед приходом родителей я выпустил своего __________________ на улицу. С тех пор мой _________, как я прозвал его, каждый день прилетает в гости.


Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко, Чирик, новый друг, малыш.






Внимательно прочитай текст. На место пропусков ставьте подходящие слова так, чтобы у вас получился рассказ на тему: «Мой щенок» или «Мой котенок».

ВНИМАНИЕ! Из слов данных в скобках, нужно выбрать одно, лишнее зачеркнуть.

Мой_____________

У меня дома живет __________. Зовут (его, ее) ________________. ______________очень (красивый, красивая). Шерстка у ___________ блестящая, пушистая, мордочка хитрая, лапки длинные. А о хвосте нужно сказать особо. Если___________(доволен, довольна - недоволен, недовольна), то ______________ виляет хвостом. По этому признаку мы узнаем, в каком настроении находиться (наш, наша) ______________.




Закончите предложения, напишите подходящее наречие. Слова для справок даны.


В пути питались (как?) … ________________________


Ракета взмыла (куда?) … __________________________


Яблоки поделили (как?) …________________________


Убил медведя (как?) … ____________________________


Поезд прибыл (когда?) … _________________________


Глядел на нас (каким образом?) … _________________


Перешел реку (где?) … ___________________________


Распахнул ворота (в какой степени?) … _____________


Раскалили железо (насколько?) … __________________

(докрасна, вброд, наповал, настежь, всухомятку, исподлобья, ввысь, пополам, вечером)









Со словами состояться и произойти составь предложения так, чтобы

а) слово состояться можно было заменить на произойти:

_____________________________________________________________

б) вместо состояться нельзя было бы употребить произойти:

___________________________________________________________________

в) вместо произойти нельзя было бы употребить состояться:

___________________________________________________________________



Даны два слова: младший и маленький. Придумай и запиши три предложения.


  • такое, чтобы вместо младший нельзя было употребить маленький:

__________________________________________________________________

такое, чтобы вместо маленький нельзя младший:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • такое, чтобы можно было употребить оба слова:

_____________________________________________________________________________




Составь предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя):

день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Прочитай предложение и запиши всю информации о ситуации, героях и т.д., которую можно из него почерпнуть:


Спускались сумерки, и нежный запах молодых листочков наполнил воздух, когда Марья Трофимовна принесла ведро воды из колодца, растопила печку и распечатала письмо от сына, который в это время с оружием в руках охранял границу, любуясь полярным сиянием.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Восстанови текст. Для этого пронумеруй строчки по порядку.

Шёл он по лесной дороге.

Ой, какой паучище!

Посмотрите, какой паук!

И спрятался за листочек.

Жил на свете паучок.

Вдруг бежит мышь.

Грустно стало паучку.

И спряталась за пень.

Почему его все боятся?

Навстречу ему идёт муравей.








Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражениями (надпиши сверху):

Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел, сложа руки и, хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов.

Запиши имя героя, о котором идет речь, и название произведения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________










Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, __________________________________.



Не сиди, сложа руки, _________________________________________


Конь познается при горе,__________________________________________________





Видно сокола по полету, ___________________________________________.



Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

Обсуждать надо часто – решать однажды ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто слишком спешит – позже справляется с делом ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудно схватить двух угрей двумя руками _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда стоит ясная погода, готовь зонт _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________





















Подбери к прилагательным антонимы:

бескорыстный – А________________________­­­­_

обычный – Н________________________­­­­______

комичный – Т________________________­­­­_____

трусливый – О________________________­­­­____

спокойный – Н____________________________

пассивный – И ____________________________

постылый – М_____________________________




Соедини стрелочками устаревшие слова в левой колонке с современными синонимами из правой колонки.


очи говорит

чело губы

ланиты глаза

уста лоб

перст парикмахер

брань палец

глаголет битва

льзя видный

зрачный щеки

брадобрей можно



















Отгадай и запиши, какие города зашифрованы в ребусах:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________









Разгадай шарады:

____________________ + ____________________ = ____________________

группа певцов крупное кровососущее насекомое

____________________ + ____________________ = ____________________

воронье слово антоним слова «верх»

___________________________ + __________________________ = _________

древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет

____________________________ + _________________________ = _________

место реки, удобное для перехода сказочная героиня

_____________________________ + _______________________________ = __

любимое слово вороны главная карта в колоде

_____________________________ + _______________________________ = __

крупная хищная птица хвойное дерево











Сочинения.


На уроках русского языка мы проводим разнообразные виды письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.

Все эти виды работ провожу в определённой последовательности, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности:

1.Творческое сочинение

2.Творческий диктант.

3.Свободный диктант.

4. Творческое изложение.

Хочу показать работу над сочинениями в выпускном классе. За годы своей учительской деятельности я убедилась в том, что, заботясь о содержательной стороне творческой работы, нельзя забывать о необходимости орфографической подготовки детей. Только сочетая интересы орфографии и развития навыка излагать свои мысли можно добиться грамотности детей. Очень часто, а это раз в неделю, мы пишем микросочинения. Например: прошли тему «Безударные окончания имён существительных» и начинаем изучать правописание безударных окончаний имён прилагательных. В течение 10 минут дети по опорным словам и заданию пишут маленькую работу.

Опорные слова: наступила зима, покрылась скатертью, украсились инеем, вьётся по опушке, на макушке ели.


Скуратов Антон

Наступила долгожданная и радостная зима. Она всё на свете покрыла белоснежной пушистой скатертью. Зимушка-зима укутала в лесу деревья и кустики в серебристый иней. Подует лёгкий ветерок, и повьётся по опушке лёгкая и быстрая позёмка. И на макушке, и на лапах ели разместилась зима. Как прекрасна зимняя пора, всех снежком балует.

Много хороших чудных работ пишут дети. Все их работы разбираем в классе, обсуждаем содержание текста, ведём орфографическую работу. И таким образом готовимся к большому сочинению, к самостоятельному письму.

А вот сочинения, которые были написаны после прогулки в лес. Каждый год в выходной день мы вместе с родителями отправляемся на лыжах в зимний лес. Цели этой прогулки разные - отдохнуть, подышать свежим воздухом, побыть с родителями, покататься на лыжах. Но самая главная цель – увидеть что-то необыкновенное, заметить красоту зимнего пейзажа, услышать, чем живёт лес. А это значит - в лесу надо быть внимательным, а после описать свои наблюдения в творческой работе.

Что же заметила Настя Семёнова?


Наступило зимнее утро. Солнце вставало медленно. Казалось, оно так и останется висеть за лесом. Я выглянул в окно и увидел лес. Мне показалось, что он принакрылся большой шапкой-ушанкой. Всё было покрыто снегом. Я быстро оделся, взял лыжи и выбежал во двор. Через полчаса я был в лесу. Всё вокруг переливалось и сверкало от лучей солнышка. Даже на самые тонкие ветки берёзы аккуратно лёг снег. От тяжести снега лапы ели пригнулись. На макушке ёлочки я увидел сороку. Она важно смотрела по сторонам с высоты. Но тут я её спугнул. Она застрекотала и полетела, разнося по лесу последнюю новость. А тут свершилось новое чудо. Появился лёгкий ветерок и стал сдувать с веток снежинки. Они закружились в волшебном танце и, плавно, словно нехотя, стали падать на землю. Каждая снежинка радовалась своему полёту, она искрилась, горела на солнышке. Всё было изумительно красиво. Я долго любовался творением природы. В моей памяти надолго останется это зимнее утро, это волшебство природы.

Часто подготовку к сочинениям начинаю на уроках чтения. Стараюсь довести до детей, как писателю с помощью слова удалось выразить мысли и чувства. Среди языковых выразительных средств ярко выделяются сравнения. Учу детей использовать это средство в своей речи. Чаще сравнения используем при письме текстов- описаний. Но при этом учу не насаждать текст сравнениями, а использовать их умело, к месту. Вот несколько сравнений в сочинениях учеников:

«…а маленькие кустики, словно медвежата, выглядывают из сугробов»

«берёзки, как будто принцессы, дубы - стройные богатыри, одетые в свои доспехи»

«снег блестит, переливается, словно камень самоцветный»

«На цветочках, которые росли под моим окном, появились искорки, словно там рассыпался бисер»

«Вскоре на линии горизонта показалось солнышко, словно оранжевый шар»

«Издали видны гроздья рябины, словно алые щёчки Алёнушки»

«Небо синее, как весенние ручейки »

Умение пользоваться сравнениями способствует тому, что ученики в своих сочинениях ярче выражают личное отношение к явлениям действительности, о которых пишут.

Многие детские сочинения я храню. Дети знают об этом, и это радует их. Мне кажется, что именно наши сочинения сделали их душевно красивыми, эмоционально богатыми, добрыми и отзывчивыми.

Заключение

Будем помнить, что работа по развитию речи, организация детского речевого творчества в школе не терпит одноразовости, фрагментарности,что первые успехи всегда заслуживают поощрения.

Предлагаемая система работы создаёт возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, активизирует усвоение понятий, словарь школьников. Всё это способствует восприятию произведения, совершенствованию навыка чтения. Из 25 учеников в 4 классе на конец учебного года 8 учеников читали свыше 120 слов в минуту, 14 учеников - свыше 100 слов.

В 4 классе закладываются навыки грамотного письма. По результатам контрольных работ по русскому языку качество знаний составило 89% .

Многие ребята пишут стихи. Это просто замечательно! Пусть они не совершенны, эти стихи. Но ведь за стихи берутся тогда, кода есть определённое движение души, есть потребность в поэтических строчках. Стало быть, наши дети не столь безнадёжны как порой нам кажется. Надо просто найти путь к их душе и скрытому таланту, создать условия для проявления их творческого порыва, надо дать им возможность высказаться и почувствовать себя автором сначала фразы, потом хорошего сочинения, а потом и автором своей собственной судьбы, которая зачастую зависит от самого человека.

Результат моей работы – удовольствие, с которым ребёнок будет браться за самые сложные задания, его грамотная письменная и устная речь и желание учиться дальше.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Т.А. Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1990.

  2. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. - М. 1988.

  3. Волина В.В. Учимся играя.-М.,1994.

  4. Мали Л.Д., Климова С. А. Речевое развитие младших школьников. – Пенза 1994.

  5. Универсальный фразеологический словарь русского языка. М.,2000.

  6. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. М., 1997.

  7. Путешествие в Стране Слов. Книга для учащихся. М., 1991.

  8. Превращение слов. Книга для учащихся начальной школы. Составила А. В. Полякова- М., 1991.

  9. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Л., 1969.

  10. Полякова А. В. Русский язык в начальной школе: 3-4 кл. Методические рекомендации: Пособие для учителя. М., 2003.

  11. Начальная школа № 6 .1993.

  12. Начальная школа № 1. 1992.

  13. Первое сентября . Приложение :Начальная школа .№9 1997.

  14. Граник Г.Г. Секреты орфографии. -М. 1991.

  15. Ладыженская Т.А. Детская риторика – М.2005.

  16. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М 1990.


27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи на уроках русского языка (конспект)

Автор: Зайцева Алевтина Владимировна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства