Цель:
1) знать морфологическую характеристику союза как служебную часть речи.
2) уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в предложениях.
Слайд № 4. Задачи: 1) показать различительные функции сочинительных и подчинительных союзов, их роль в предложении
2) развивать творческую, мыслительную, речевую активность на уроке.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Слайд № 1
Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Жак Жан Руссо.
Ход урока
- Прочитайте эпиграф. Скажите, к кому обращены слова французского философа? О чём он говорит?
Слайд № 2 Пусть каждый из вас прочитает по предложению
1). Каждый день я буду стремиться узнать что-то новое.
2). Я не буду лентяем.
3). Каждый день я буду читать книги.
4). Сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
5). Я буду добросовестно готовить домашние задания.
- Опираясь на данные выражения, какие бы цели вы поставили перед собой сегодня на уроке? (возможный вариант ответа: внимательно слушать, работать, быть активными)
- Я надеюсь, что поставленные цели будут достигнуты сегодня на уроке, помогут в изучении новой темы. А речь пойдёт о той части речи, которая вам знакома давно, но думаю, что вы узнаете и много нового на уроке.
- Слайд № 3. Записать тему урока. Подумайте, зачем нам нужно сегодняшнее занятие?
Начнём урок с повторения материала, который изучали на последних уроках.
Слайд № 5 Игра «Путаница». В 2 столбика распределить слова.
Из-под, в течение, а, из-за, потому что, по, чтобы, за, если, вследствие, что, но.
- Проверим. На какие группы делятся части речи?
- Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
- Какие части речи относятся к служебным?
- С какими служебными частями речи уже познакомились?
- Что такое предлог?
- Что такое союз?
Слайд № 6. Работа с текстом. Восстановите союзы.
1). Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес.2). Мы весело шагали..рассказывали разные истории.3). Солнце спряталось за тучи,.. настроение всё равно было бодрое. 4). …. мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5). По пути нам попались пышные ели …. стройные сосны.
Вопросы - Из чего состоит текст? (из предложений простых и сложных)
- Как связаны они между собой? ( по смыслу и грамматически)
- С помощью каких частей речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( с помощью союзов)
- Что связывают союзы во 2 и 4 предложениях. Составить схемы.
- Зачем нам нужны союзы?
А что вы знаете о происхождении союза?
(Сообщение ученика)
Сравните два определения? Чем отличаются?
(Словарь Ожегова указывает на большее количество признаков, пишет, что союз связывает не только слова, но и предложения).
- Возможно, союз обладает и ещё какими-то признаками. Сегодня узнаем об этом.
Слайд № 7. - Работа с учебником. Страница № 111-112, № 27.
- Прочитать правило, рассмотреть таблицы. Упр. № 728.
- Что нового узнали о союзе?
- Закрепление.
- Слайд № 7. Проверим, умеете ли вы отличать сочинительные союзы от подчинительных. Записать 2 предложения, сравнить их, подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, выделить союзы, определить их разряд.
- 1). В саду благоухали розы и ромашки весело цвели.
- 2). Чтобы костёр разгорелся ребята подбросили сухих веток.
Дополнительное задание.
- 1). Найдите слово, в котором есть корень с чередованием? (разгорелся)
- 2). Найдите слово(а), в которых есть безударная гласная непроверяемая (костёр, ромашка).
- 3). Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от последующей согласной (разгорелся).
Продолжаем работу по теме «Разряды союзов».
Слайд № 8. Составьте предложение по данному началу так, чтобы в одном предложении был сочинительный союз, а в другом подчинительный. Обратите внимание на знаки препинания.
- Небо на востоке посветлело …
- Небо на востоке посветлело …
- Вывод. Какова роль союзов в этих предложениях?
Творческое задание. Собери пословицу.
Слайд № 9
что
тогда цену вещи узнаешь
надо сильным, смелым быть
когда
написано пером
потеряешь
чтобы
Родине служить
не вырубишь топором
Вывод:
- Союзы какого разряда вы употребили в пословицах?
- Их функция в предложении?
Слайд № 10
- Прочитать текст
- Выписать союзы
- Определить разряд по значению
- Море после шторма всё ещё дышало холодом и не накаляло воздух. 2). На солнце наплывало облако, а холодный поток с моря усиливался. 3) Хотя тропинка петляла вначале вдоль берега, она прямо тянула вверх. 4). Её прорезал овраг, один из тех, что низвергаются с гор после дождя.
Слайд № 11. Проверь себя.
- И - сочинительный союз
- А - сочинительный союз
- ХОТЯ - подчинительный союз
- ЧТО - подчинительный союз
- Вывод. Что из того, что узнали о союзе, было для вас новым, а может быть показалось неожиданным?
Слайд № 12.
Дом. задание: стр. № 111-112, упр. № 733.
- Итог урока. Тест
Слайд № 13.
Прочитать предложения.
1 вариант — выписать только сочинительные союзы
2 вариант – выписать только подчинительные союзы
- Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.
- Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.
- Свет быстро вспыхнул и потух.
- Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
- То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
- Воздух мы замечаем тогда, когда его не хватает.
- Изредка хлопнет парус, или под кормой плеснёт волна.
- Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.
- В лесу было тихо, потому что птицы не пели.
10). Ураган прошёл, но связи с городом не было.