kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки уроков 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

безсоюзные сложные предложения, основные виды сложных предложений,  поурочные планирования для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков 9 класс»

9 класс Тема: «Бессоюзные сложные предложения»

Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. Воспитательные:

  • формировать их личностную позицию;

  • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока (средства обучения):

  1. Запись на доске:

    • тема урока;

    • стихотворный текст для анализа;

    • дополнительное задание.

    • таблица

    • тренировочные упражнения

  2. Мультимедийный проектор

  3. Презентация к уроку

  4. Работа во флипчарте

  5. На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы урока и постановка целей.

  4. Работа с эпиграфом к уроку.

  5. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  3. Визуальный контроль готовности к уроку.

  4. Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания

Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения (Тема урока записана на доске)

1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.


Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

 

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

 

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

 

 

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

 

2.Работа с эпиграфом к уроку

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта

2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

Слова — «Друзья» — слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.

— Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:



Существительные

Прилагательные

Глаголы

добряк

добродушный

добреть

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

 

— Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

— Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

4.Работа с учебником

Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения — бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.

5.Собери пословицу.

Получив добро — помни, сделав — забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь — добро делай.
Помогай не словами, а делом

6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1. С детских лет постигаем мы истину…
2. Держится мир на доброте…
3. Хочешь изменить мир к лучшему…

7. После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».




Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

. , ; :-

8. Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.

IV.Подведение итогов урока

V.Домашнее задание
Пр.17 выучить правило, упр.394

VI. Просмотр ролика о доброте, хорошем настроении









Тема: «Основные виды сложных предложений». 9 класс

Цели урока: - учить отличать простые предложения от сложных;

- учить различать основные виды сложных предложений;

- развивать внимание, логическое мышление, память;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся называют тему домашнего сочинения, читают вступительную часть работ.

  1. Письмо по памяти.

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.М.Рубцова.

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз,

Слушаю  и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Учитель. Кто автор этих строк?

Обучающиеся. Н.М.Рубцов.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения и постарайтесь запомнить его, затем я закрою эти слова, а вы напишете по памяти.

-Запись отрывка по памяти.

-Проверка написанного.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Определите предикативную основу 1-го предложения стихотворения. Подчеркните её. Одна ли предикативная основа?

Обучающиеся. Здесь 3 основы: я люблю, берёзы шумят, листья падают.

Учитель. Как называются предложения, в которых встречаются 2 и более предикативные основы?

Обучающиеся. Сложные.

Учитель. Правильно. Сегодня мы приступаем к изучению основных видов сложных предложений. Сейчас откроем учебники и самостоятельно изучим параграф 3. Работайте внимательно, старайтесь запомнить теоретический материал, так как нужно будет ответить на вопросы, которые я задам.

- Самостоятельное изучение обучающимися теоретического материал.

- После изучения материала учитель проверяет, как обучающиеся его поняли.

Учитель. Каковы признаки сложного предложения?

Обучающиеся. 1. Интонация конца предложения.

2. Грамматические основы предложения.

Учитель. На какие виды делятся сложные предложения?

Обучающиеся. Сложные союзные: сложноподчинённые и сложносочинённые, бессоюзные сложные.

Учитель. Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Обучающиеся. Чаще всего запятыми.

Учитель. Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

Учитель. Всё вышесказанное запишем в виде схемы.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ



СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ



сложносочинённое  сложноподчинённое



- Упр.7 обучающиеся выполняют самостоятельно по заданию учебника.

- Проверка выполненного задания.

- Составить из простых предложений, записанных на доске, сложные и записать их в тетрадь. (Приложение №1).

-Определить виды сложных предложений.

- Проверка выполненного задания.

5. Занимательная лингвистика.

Учитель. Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н.А.Некрасова, если опустить первую запятую?

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

Обучающиеся. Изменится время действия.

6. Домашнее задание. Учить п.3+ записи в тетрадях. Упр. 8 выполнить письменно.

7. Итоги урока.

- На какие виды делятся сложные предложения?

- Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного?





Приложение №1



Задание: из 2 простых предложений составить сложные.





  1. Было уже десять часов. Над садом светила полная луна.

  2. Мягко стелет. Жестко спать.

  3. Математику надо учить. Она ум в порядок приводит.

  4. Тогда я понял. Надо старательно и много работать.

  5. Город есть книга. Каждая улица есть страница.

  6. Я вас люблю так искренно, так нежно. Дай вам бог любимой быть другим.

  7. Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.

  8. Я посмотрел на клён и увидел. Осторожно и медленно отделился от ветки красный лист.

  9. Через несколько шагов мы попали в такой бурелом. Еле-еле выбрались обратно.

  10. Дни коротки. Ночи светлы.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработки уроков 9 класс

Автор: Менжесаров Есенбек Баязитович

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка урока по информатике "Работа с электронными таблицами" "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-informatikie-rabota-s-eliektronnymi-tablitsami"
    ["file_id"] => string(6) "132250"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416315464"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Разработка урока литературы для 9 класса по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(100) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-9-klassa-po-tiemie-zhizniennyi-i-tvorchieskii-put-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "135459"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416925534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства