1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; - помочь принять правильную позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесно-индуктивный. | - Повернитесь друг к другу. Слайд №2. -Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки друг другу и окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и пожелаем друг другу хорошей работы. (Дети желают друг другу удачной работы.) -А теперь посмотрите на меня. Что вы бы хотели пожелать мне? Дети желают учителю удачной работы, творческого вдохновения и т.д.). - Я тоже желаю всем доброго утра. -Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Расположите полученную тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались. Отступите от отметки 2 строчки вниз и поставьте точку. - Итак, мы настроились на работу на уроке. |
2 | Чистописание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - учиться каллиграфически писать; - показать умение работать с пословицами и поговорками; подбирать однокоренные слова. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - организовать работу по выявлению "лишней" согласной; -организовать лексическую работу с пословицами ; - работа над многозначностью слова; - подбор однокоренных слов, выделение корня; - умение определять части речи. Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный. Активизация речевой и познавательной деятельности. Индивидуальный и дифференцированный подход. Развитие мышления. Отработка навыка каллиграфически правильного письма. Здоровьесберегающие технологии | -Начнём урок с минутки чистописания. -Какое сегодня число? Что вы можете рассказать об этом дне? Запишите в тетради число и классная работа. Помните о правильной посадке. 1.Определение и формулирование темы минутки чистописания. Слайд № 3. - Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т п х в к д б ф г. - Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она «лишняя». Объясните свой выбор. (Сегодня мы будем писать букву х. Она обозначает непарный согласный звук, а остальные – парный согласный). - Найдите закономерность в написании сочетаний букв. Запишите буквы, продолжив эту закономерность. (Хх Ххх) 2. Работа с пословицами. Слайд № 4. - Прочитайте пословицы. Определите, можно ли их объединить в одну группу, и по какому признаку: Хлеб всему голова. Не шуба греет, а хлеб. Без хлеба и мёдом сыт не будешь. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. (Во всех пословицах говорится о хлебе). - Объясните смысл пословиц. - Спишите одну любую пословицу. Найдите в ней имена существительные. Подпишите. – Хлеб! Какое привычное и всё -таки, необычное слово. Ученица. Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб. Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб. Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб. Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это – хлеб. - В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Слово хлеб – многозначное. 3. К слову хлеб подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень. Работа у доски. (Хлеб, хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебопекарня, хлебоуборочная, хлебный, хлеборезка). - Какие слова вызвали затруднение в определении корня? Почему? - Какими частями речи являются эти слова? Каких частей больше? |
3 | Актуализация знаний Цели для учащихся: -наблюдение над словами: нахождение общего и отличия; - умение делить слова на разные группы по разным признакам Цели для учителя: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала Методы: -репродуктивный: наглядно-индуктивный Развитие слухового восприятия, опора на жизненный опыт. | Слайд №5. Хлеб, поле, булочка, пекарь, калачи, зерно, плюшка, пирог, ватрушка, тесто, мука, хлебороб. -Прочитайте слова. Что общего во всех этих словах? А в русском языке, что их объединяет?(Это имена существительные.) - Найдите лишнее слово.(Лишнее слово калачи потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.) -На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (Имена существительные можно разделить на две группы. Слова, которые обозначают одушевлённые предметы и неодушевленные предметы. 1 группа - хлебороб, пекарь; 2 группа - хлеб, поле, булочка, зерно, плюшка, пирог, ватрушка, тесто, мука. - А по какому ещё признаку можно разделить эти слова? (Имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове. В слове хлеб один слог; слова: поле, пекарь, зерно, плюшка, пирог, тесто, мука состоят из двух слогов; слова: булочка, ватрушка, хлебороб- из трёх слогов.) |
4 | Постановка проблемы Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - показать умение распознавать слова по родам Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. - организовать постановку цели урока - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный | -А всё ли мы знаем про существительные? Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие и дополнить знания про эту часть речи. -Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Как? -А на помощь нам придёт ребус. Разгадайте его. Слайд №6. шаРф + кОт + Дом = РОД - Что такое род? (Род - это семья, родня.) - А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать. -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Тема: Род имён существительных.) Слайд № 7. -Подумайте, какие задачи можете перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов: 1.Узнать больше …(об имени существительном.) 2. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.) 3. Научиться определять…(род имени существительного.) |
5 | Изучение нового материала Цели, которые ставит перед собой учащийся: - научиться распознавать имена существительные по родам Цели, которые ставит перед собой учитель: -показать практическую значимость изучаемого материала; -зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; -развивать способность давать адекватную самооценку и оценку своих товарищей. Методы: -репродуктивные: 1)словесно-дедуктивный; 2)практико-ориентированный. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Индивидуальный подход. Развитие самоконтроля. Взаимопроверка. | - Послушайте текст. Путь хлеба Весной, вспахав поля, хлеборобы засевают их пшеницей и рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные машины - комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу. Комбайны загружают пшеницу в кузова машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц зерно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба - Что вы заметили в этом тексте?(Повторяются слова) - Что нужно сделать, чтобы не было речевых ошибок? (Заменить эти слова). -Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов?(Местоимения). -Какие местоимения можно употребить вместо слов поля, комбайны, зерно? (Местоимения они, оно). -Попробуйте подобрать к каждому из записанных слов соответствующие местоимения. В каком числе стоят слова? (В единственном числе) -Какие местоимения мы будем использовать? (Он, она, оно.) -Заполните таблицу. В первый столбик запишите слова, к которым можно подставить слова-помощники «он мой», во второй столбик - «она моя», в третий - «оно моё». Слайд №8. Гимнастика для глаз. Слайд № 9-10. - Проверьте правильность выполненной вами работы. Слайд № 11. (Взаимопроверка) - Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов. -Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного. (Если к существительному подставить слова-помощники «она моя», то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.) Слайд №12-13. - Сравним наше открытие с правилом в учебнике (страница 20). - Прочитайте самостоятельно. Какой вывод вы можете сделать?(Мы сами вывели это правило.) -Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение. Слайд №14. Женский род запомню я, И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило моё! Проблемный вопрос. -Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось? Вывод: По родам существительные не изменяются. |
6 | Физкультминутка Здоровьесберегающие технологии | Слайд №15 Вижу сильно вы устали. Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она. Представьте себе, что вы маленькие зернышки. И вас посеяли в землю. Ветер дует вам в лицо, Закачалось деревцо.(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону.) Из зернышка вырастает колосок. Ветер тише, тише, тише. А росток всё выше, выше. (На слова «тише, тише» - дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.) Чтобы вырос колосок, землю боронуют, удобряют. От вредителей с самолета защищают. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) |
7 | Закрепление нового материала Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Цели для учащихся: -научиться самостоятельно определять род имени существительного ; -выполнять разноуровневые самостоятельные работы. Методы: -репродуктивные: 1) наглядно-дедуктивный; 2)практико-дедуктивный Активизация познавательной и речевой деятельности. Дифференцированный подход. | 1. Распознавание существительных в тексте, определение рода.Упр.406, стр.20 – Прочитайте текст. На столе лежит буханка свежего хлеба. Её мы только что принесли из магазина. Как трудно хлеб растить! Холод и снег, дождь и жару переносит человек в поле. Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб. - Определите главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают хлеб.)В каких значениях употребляется в этом тексте слово хлеб? Слово учителя о бережном отношении к хлебу. Хлеб нужно беречь! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И нигде в мире хлеб не стоит так дешево, как в нашей стране. Каждая советская семья может купить столько хлеба, сколько захочет. И это прекрасно. Что может быть вкуснее мягкого душистого хлеба! И, тем не менее, хлеб нужно беречь. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Береги хлеб! А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь! Задача: найти в тексте имена существительные, поставить к ним слова и определить род.(Упражнение выполняется с комментированием. Первое предложение записывается и разбирается у доски.) 2. Словарная работа. Слайд №16. -Какое новое словарное слово встретилось вам в тексте? (Магазин.) Что такое магазин? (Помещение, в котором производится розничная торговля.) - Какие бывают магазины? (Продуктовый, промтоварный, универсальный…) - Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Запомните его написание. 3. Работа в группах. Слайд № 17. - Сейчас мы будем работать в группах. Объединитесь в группы по цветовому признаку. (Зелёный – сложно, жёлтый – не очень сложно, красный – не сложно) 1) Составление словосочетаний. - Достаньте задание из конверта и выполните его, чётко следуя инструкции. Карточка №1 (1 уровень) Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род существительных. Морковь, свёкла, яблоня, огурец. Карандаш, линейка, циркуль, портфель. Солнце, туча, облако, поле, дерево. Карточка №2 (2 уровень) Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напишите словосочетания. Определите род имён существительных. Составьте и запишите предложение с одним из слов. Жаркое …, длинная …, красивое …, сильный …, счастливое …, весёлая …, надёжный …, холодная … Карточка № 3 (3 уровень) Разделите листочек на три столбика и запишите: м. р., ж. р., с. р. Выберите одну из тем для творческой работы: «Мой класс», «Мой дом», «Мой сад», «Зимний день». Подберите по 2-3 слова каждого рода, по теме, которую вы выбрали. |