Я, преподаватель русского языка и литературы, Кукшинова Зинаида Владимировна преподаю русский язык в десятом классе по учебнику Гольцовой, На учебный год разработана рабочая программа к данному учебнику, На каждый урок пишутся рабочие планы, в которых указывается цель урока и задачи по реализации данной цели.Данный урок нацелен на ознакомление с учебником, раскрытие смысла понятий современный русский литературный язык, родственные языки, языковая норма;на развитие навыков конспектирования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.
Ход урока.
I. Вступление. Знакомство с учебником
(Учитель знакомит с учебником и его авторами (известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).
(Учитель сообщает, что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку).
— Откройте оглавление на с. 458.
- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.
(Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)
- А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учебника есть приложения.
Приложение 1 «Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов.
Приложение 2 «Пиши правильно» на с. 447 — это памятка по орфографии.
Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.
— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)
- Откройтe учебник на с. 452. Здесь дан список, в который включены различного рода словари, справочники и учебники по русскому языку. Они помогут нам добытьдополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.
- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.
II. Работа по теме урока
Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
(Эта вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической,что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектированиянаучной статьи и составления плана ответа.
Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив,что это один из видовучебной работы в вузе. Основные правила конспектированиязаписываются на доске или раздаются ученикам на листах в качестве памятки).
Правила конспектирования:
1. Внимательно прочтите текст.
2. Разделите текст на основные смысловые части.
3. Выделите главную мысль текста.
4. Обозначьте основные выводы текста.
5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисысвоими словами, передавая основное содержание прочитанного.
6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.
7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.
8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: =» - отсюда следует, что …», ? – «спорный вопрос», ! – «запомни».
9. Для выделения особо значимых мест в конспекте используйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы «ступеньками».
III. Итог урока
Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили, работая со статьей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.
Домашнее задание
1. Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2. На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков.
Таблица 1
Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков
Русский язык
Болгарский язык
Польский язык
Чешский язык
вода
вода
woda
voda
поле
поле
pole
pole
море
море
morze
more
ухо
ухо
ucho
ucho
нога
нога
noga
noha
сто
сто
sto
sto
голова
глава
glowa
hlava
корова
крава
krowa
krava
3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лингвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?
4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:
а) лексическое значение слова;
б) как правильно произносится слово;
в) информацию о происхождении слова;
г) как оно было образовано;
д) какие слова с близким значением можно подобрать к интересующему вас слову;
е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;
ж) как правильно пишется слово.
Примечание
1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать следующие словари:
1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).
2) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебника (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).