kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского яз,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, преподаватель русского языка и литературы, Кукшинова Зинаида Владимировна преподаю русский язык  в десятом классе по учебнику Гольцовой, На учебный год разработана рабочая  программа к данному учебнику, На каждый урок пишутся рабочие планы, в которых указывается цель урока и задачи по реализации данной цели.Данный урок нацелен на ознакомление с учебником, раскрытие смысла понятий современный русский литературный язык, родственные языки, языковая норма;на развитие навыков конспектирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока русского яз,»

Тема: Слово о русском языке.

Цели:

  • ознакомить с учебником;

  • раскрыть смысл понятий «со­временный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма»;

  • развивать навыки конспектирования и состав­ления плана ответа.


Ход урока.

I. Вступление. Знакомство с учебником

(Учитель знакомит с учебником и его авторами (известные ис­следователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).


(Учитель сообщает, что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повы­сить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку).


— Откройте оглавление на с. 458.

- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.

(Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)

- А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учеб­ника есть приложения.

  • Приложение 1 «Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов.

  • Приложение 2 «Пиши правильно» на с. 447 — это памятка по орфографии.

Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.

— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)

- Откройтe учебник на с. 452. Здесь дан список, в который вклю­чены различного рода словари, справочники и учебники по рус­скому языку. Они помогут нам добыть дополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.

- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокраще­ния и условные обозначения.

Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические ком­ментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.


II. Работа по теме урока

Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).

(Эта вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.

Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования записываются на доске или раздаются ученикам на листах в качестве памятки).


Правила конспектирования:


1. Внимательно прочтите текст.

2. Разделите текст на основные смысловые части.

3. Выделите главную мысль текста.

4. Обозначьте основные выводы текста.

5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.

6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.

7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.

8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: =» - отсюда следует, что …», ? – «спорный вопрос», ! – «запомни».



9. Для выделения особо значимых мест в конспекте исполь­зуйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы «сту­пеньками».


III. Итог урока

Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные по­нятия, сведения о языке, которые они получили, работая со стать­ей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.


Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».

2. На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое род­ство русского, болгарского, польского и чешского языков.


Таблица 1

Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков


Русский язык

Болгарский язык

Польский язык

Чешский язык

вода

вода

woda

voda

поле

поле

pole

pole

море

море

morze

more

ухо

ухо

ucho

ucho

нога

нога

noga

noha

сто

сто

sto

sto

голова

глава

glowa

hlava

корова

крава

krowa

krava


3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значе­ния слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лин­гвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?

4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объ­яснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:

а) лексическое значение слова;

б) как правильно произносится слово;

в) информацию о происхождении слова;

г) как оно было образовано;

д) какие слова с близким значением можно подобрать к ин­тересующему вас слову;

е) какие слова с противоположным значением можно по­добрать к интересующему вас слову;

ж) как правильно пишется слово.


Примечание

1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать сле­дующие словари:

1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).

2) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школь­ный толковый словарь русского языка. М., 1981.

з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лин­гвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.


2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебни­ка (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
разработка урока русского яз,

Автор: Кукшинова Зинаида Владимировна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка урока русского языка (ФГОС ООО) "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "221139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435063644"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русского языка на тему "Разряды частиц. Модальные частицы" "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-chastits-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "178308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424800969"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока русского языка  3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»"
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-uchimsia-oboznachat-zvuk-y-poslie-zvuka-ts"
    ["file_id"] => string(6) "273340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452186812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства