Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе на тему "Окончание и основа слова"»
Тема: Основа и окончание.
Цели урока:
Образовательная – знать определение основы и окончания, уметь выделять данные морфемы в словах, определять грамматическое значение окончаний в словах.
Развивающая – развитие познавательной активности, умение слушать, управлять вниманием, работать с источниками информации, развитие коммуникативных навыков.
Воспитывающая – воспитывать интерес к изучению родного языка.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Формы: индивидуальная работа, коллективная, в парах.
Оборудование: доска, мел, учебник под редакцией В. В. Бабайцевой (теория и практика). Тетрадь, ручка, дневник, дидактический материал.
Ход урока
Хронометраж
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Ожидаемый результат
1 этап – Вызов
5 минут
2 этап – Осмысление содержания
6 минут
4 минуты
5 минуты
Физ. Минутка -
2 минуты
5 минут
5 минут.
3 этап – Рефлексия.
5 минут
Домашнее задание.
3 минуты
Записывают число, тему, смотрят на доску
Работа с учебником. Восстанавливают текст загадок. Записывают в тетрадь, выделяют окончания.
Склоняют устно отгадки и отвечают на вопросы.
2. Формулируют правило и читают его в учебнике тории.
3. Записывают предложение, выделяют окончания, формулируют определение нулевого окончания, придумывают слова с нулевым окончанием.
4. Работа в парах. Распределяют слова на два столбика
5. Отгадывают фразу из стихотворения.
Подводят итог урока и совей деятельности на уроке.
Записывают домашнее задание в дневник.
Формулирует цели урока
На доске записана фраза Л. В. Щербы «Глокая гуздра штеко бодланула и кудрячит бокрёнка».
Мы уже знаем о таких морфемах как окончание и основа. Используя морфему окончание, что мы можем сказать о словах этой фразы?
1. Работа с учебником. Упражнение Восстановите текст загадок. Ответьте на вопросы: «Какая морфема помогла связать слова, чтобы построить из них предложения? Для чего служат окончания?» Просклоняйте устно отгадки и ответьте на вопрос: «Является ли окончание изменяемой морфемой?»
2. Сформулируйте правило, что такое окончание. Прочитаем определение в учебнике теории.
3. Записать предложение выделить окончания существительных, прилагательных, глаголов. Нулевое окончание.
Придумать по три слова разных частей речи с нулевым окончанием.
Оттуда – есть ли окончание у этого слова? Из чего состоит слово? Что такое основа?
«Светофор»
4. На карточках записаны слова, их нужно распределить на два столбика: 1 – неизменяемые, 2 – изменяемые, выделить основу и окончание.
5. «Ходом шахматного коня» . Начиная с пустой клетки, ходом коня прочтите две строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Школьнику на память» В каждой клетке находится какая-нибудь морфема.
На карточке записаны два правила, что такое окончание и основа с ошибками, необходимо правильно сформулировать определения. Закончить фразу.
Домашнее задание на выбор: Упражнение 495 или сочинение-миниатюра «Волшебная морфема – окончание»
Определяют, что окончание выражает грамматическое значение.
1. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. 2. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка; мы для неё готовим кадку и соли крупной полмешка. (Окончание служит для связи слов и окончание – изменяемая морфема).
2. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
3.Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома. (Окончание, которое не выражено ни буквой. Ни звуком. Называется нулевым. (Пошёл, искал, играл; ночь, день, мышь; бледен, тёмен, светел). Слово оттуда неизменяемое, состоит только из основы. Основа – это часть слова без окончания.