Разработка урока русского языка для учащихся 9 класса
Разработка урока русского языка для учащихся 9 класса
СПП с несколькими придаточными.
Цели урока:
1) научить правильно определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений; развитие творческих способностей учащихся;
3) воспитание требовательного отношения к себе, к своему будущему.
Наглядность урока: презентация
Ход урока.
І. Оргмомент
1. Психологический настрой на урок.
Вопросы, предлагаемые учащимся:
Сможете ли вы, не задумываясь, ответить на следующие вопросы:
Кто был первым президентом России? /Ельцин Борис Николаевич/
Какая страна является самой большой в мире по территории? /Россия/
3. Самый высокий человек в мире? /Роберт Першинг Уодлоу, США/
Не совсем получилось? Подумайте, насколько это важно и нужно вам? Сможем ли мы прожить без этого? Сможем ли мы быть счастливыми без этого?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка для учащихся 9 класса»
Разработка урока русского языка для учащихся 9 класса
Автор разработки: учитель Ислентьева Тамара Александровна
СПП с несколькими придаточными.
Цели урока:
1) научить правильно определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений; развитие творческих способностей учащихся;
3) воспитание требовательного отношения к себе, к своему будущему.
Наглядность урока: презентация
Ход урока.
І.Оргмомент
1. Психологический настрой на урок.
Вопросы, предлагаемые учащимся:
Сможете ли вы, не задумываясь, ответить на следующие вопросы:
Кто был первым президентом России? /Ельцин Борис Николаевич/
Какая страна является самой большой в мире по территории? /Россия/
3. Самый высокий человек в мире? /Роберт Першинг Уодлоу, США/
Не совсем получилось? Подумайте, насколько это важно и нужно вам? Сможем ли мы прожить без этого? Сможем ли мы быть счастливыми без этого?
2. Беседа:
Что для вас значит понятие счастье?
Составление кластера «Что же такое счастье?» (слайд 2)
СЧАСТЬЕ
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать всё, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- постараться построить как можно больше связей.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Творческая работа
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на тему: «Счастье» по выбору учащихся.
Что такое счастье?
1
Определительное
Человека, который... , можно назвать счастливым.
2
Изъяснительное
Мое счастье в том, чтобы...
3
Условия
Если вы..., то тогда, вы - счастливы.
4
Времени
Человек счастлив, когда он...
5
Цели
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
6
Места
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: учащиеся читают свои предложения, называя виды придаточных.
3. Проверка домашней работы:
а) «Тонкие» и «толстые» вопросы по теме «Сложные предложения» /по 2 толстых и тонких вопроса/
б) Синквейн «Сложное предложение»
Структура синквейна
1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным
Сложное предложение.
Сложносочинённое, сложноподчинённое.
Поясняет, раскрывает, сообщает.
И о простом можно говорить сложно.
Мысль.
4. Словарная работа
При́тча— короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Эссе – сочинение, содержащее индивидуальный взгляд на тему с аргументацией своей точки зрения
Однородный –одинаковый
Последовательный - непрерывно следующий, совершающийся один за другим.
Параллельный - сопутствующий чему-нибудь
5.Комплексный анализ текста. Притча о счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Задания: 1. Прочитать притчу
2. Определить тему и основную мысль притчи.
3.Определить тип речи.
4. Выписать слово, в котором правописание согласной в приставке:
а) не зависит от последующего согласного звука;
б) зависит от последующего согласного звука.
5. Выписать слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«В причастиях пишется два НН, если образованы при помощи суффиксов
- ова-, -ёва-»
6. Найдите сложное предложение, части которого связаны сочинительной связью.
6. Синтаксическая пятиминутка /Определение темы урока
Микроцель:
1) расставить знаки препинания;
2) определить грамматическую основу предложений;
3) указать виды придаточных предложений, составление схемы СПП;
а) Счастье имеет смысл толко тогда когда есть с кем его разделить.
б) Счастье только там где любят нас где верят нам.
*Написать тему урока
ІІІ. Погружение в тему урока.
1. Словарная работа /однородный, параллельный, последовательный/.
2. Определение цели урока / Определение проблемы урока
- Знаете ли вы тиы СПП с несколькими придаточными?
3. Составление кластера «Типы СПП по структуре» /на доске/
2. Определение алгоритма работы над темой.
Алгоритм для работы над темой /Слайд 8/
1.Найдите грамматические основы.
2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.
3.Задайте вопросы от главной к придаточным.
4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.
5. Начертите схему.
6.Сделайте вывод.
3. Сопоставление предложений / Решение проблемы
а) Счастье только там, где любят нас, где верят нам.
б) Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив /Бернард Шоу)
в) Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача.
4. Составление «Фишбоуна» / «скелет рыбы»/ позволяет учащимся выявить причинно-следственые связи. / или чтение § учебника (с. )
Однородное подчинение
Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.
Параллельное подчинение Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы. Последовательное подчинение
При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
IV. Первичное закрепление.
1. Графический диктант.
Групповая форма работы: 2 группы на 3-х листах подчеркивают схемы 3-х предложений
а)Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
б) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
в) Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.
2. Групповая работа. Игра «Кто быстрее?»
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение /на обратной стороне 3-х листов написать предложения/.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
1. Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.
2. Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.
3. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
V. Физминутка.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.
Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
VI. Закрепление.
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
• Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна». • Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
2. Уровневые задания /по выбору учащихся/.
Уровень 1. Спишите, расставьте знаки препинания.
Благороден не тот, кто бьёт себя в грудь, а тот, кто скромно, без позы, не теряя времени, изо дня в день выполняет свой трудовой долг.
Уровень 2. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложения.
а) Учитель объявил, что концерт состоится, когда закончатся уроки.
б) Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.
Уровень 3. Составьте предложения по следующим схемам, определите способ связи простых предложений в составе сложного.
[- =], (потому что -=), (что …). (Последовательное подчинение).
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.
(когда – =), [-=], (которых =-).
Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня. (Параллельное подчинение)
*Взаимопроверка по уровням
3. Самостоятельная работа по определению вида связи придаточных предложений с главным (работы сдаются на проверку):
1) последовательное подчинение
2) однородное подчинение
3) параллельное подчинение
-Поставьте нужную цифру (номер подчинения) рядом с номером предложения (распечатанные предложения у каждого ученика).
1. Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
2. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.
3.Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.
4. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время.
5. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
6. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестает стучать маятник, это будит сонного.
7. Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
4. Тест.
1) Укажите количество знаков препинания:
Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми.
А) одна запятая;
Б) три запятые ;
В) две запятые.
2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И, перед которым ставится запятая:
А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью.
Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.
3) Определите вид подчинения в предложении:
3) Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
А) Однородное.
Б) Последовательное.
В) Параллельное.
4) Укажите количество знаков препинания в предложении:
В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса.
А) одна запятая;
Б) три запятые;
В) две запятые.
5) Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены):
Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем.
А) не ставится в обоих случаях;
Б) ставится перед первым союзом И;
В) ставится перед обоими союзами И.
Взаимопроверка: 1.Б 2.А. 3.А 4.В 5.В.
- Какие ошибки были допущены? Почему?
VII. Рефлексия.
1. Продолжить предложение /устно/.
Я счастлив, потому что...
2. Синквейн «Счастье»
3. Тренинг «Насколько ты счастлив?»
Микроцель: психологическая разгрузка.
Вопросы, предлагаемые учащимся:
Сможете ли вы теперь , не задумываясь, ответить на следующие вопросы:
Назвать самого дорого для вас человека.
Назвать того, кто пришел на помощь вам в трудную минуту.
Назвать человека, который радуется твоим успехам и переживает за неудачи.
Учитель: Вспомнить это оказалось гораздо легче. Хорошо, что есть люди, которые что-то значат в твоей жизни, хотя они не всегда в рейтинге «знаменитых и лучших», не всегда имеют больше всех денег и связей, не выигрывают всемирных конкурсов, не все их знают. Просто они всегда рядом с вами, и для них ты самый лучший! Это, наверно, и есть счастье! Задумайся над этим, ведь вы стоите в начале жизненного пути!
VI. Домашнее задание: эссе «Что же такое счастье?..»
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}