1)Организационный момент (1 – 2 минуты) | Учитель приветствует учащихся и просит открыть тетради, записать число, классная работа. Психологический настрой. - Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас. | Учащиеся приветствуют учителя. | Регулятивные: контроль; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация и целеполагание (7 минут) | Просит от глаголов образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Выделить приставки. (слайд 2) Читать, лепить, прыгать Устно спрашивает как изменятся по родам.
- А что бы узнать, о чём мы с вами будем разговаривать вам нужно решить кроссворд в группах (делит класс на группы по 4 человека) 1) Учащийся в школе. (Ученик) 2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал) 3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия) 4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь) 5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.) 6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец) 7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)
- Какое слово получилось по вертикали? (частица) - Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи (служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами. | Повторяют предыдущий материал. Отгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. свободная ориентация и восприятие текста; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); пепи рассуждений; доказательство; |
Подготовка к основному этапу занятия (5 минут) | - Назовите глаголы в пословицах (слайд 3): После драки кулаками не машут. Чего не знаешь – того не говори. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут. Два соловья на одной ветке не поют. - Объясните смысл пословиц. - Какая частица стоит перед каждым глаголом? - Частица НЕ. -Постарайтесь сформулировать тему урока.(слайд 4: Частица НЕ с глаголами) | Работают над пословицами. Формулируют тему урока. | Регулятивные: Контроль ,коррекция Оценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация и восприятие текста; построение логической цепи рассуждений; доказательство; |
Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут) | - Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей не, в строчку через запятую (слайд №5): После драки кулаками не машут. Чего не знаешь – того не говори. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Семеро одного не ждут. Два соловья на одной ветке не поют. - Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило? - Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (слайд 6) Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не? - Как пишется не с глаголами? (Отдельно). - Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не. - Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам. - Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится? ждут – не ждут машут –не машут идут – не идут поют – не поют летят – не летят - Какой смысл придает глаголам частица НЕ? - Действительно, частица не выражает отрицание, либо запрет. Выводит на слайд №7 глаголы-исключения: - Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают. Ненавидеть – Испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему-нибудь, не выносить кого-чего-нибудь; негодовать - крайнее недовольство, возмущение; Неволить – Принуждать, заставлять делать что-л. вопреки желанию, воле; Недоумевать - Находиться в недоумении, не понимать, становиться втупик. - Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕ не употребляются.) - В этих словах НЕ – это приставка. - Эти слова пишутся с не слитно. ФИЗМИНУТКА. Артистическая мастерская - Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме. Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают? Буду – не буду! Могу – не могу! Хочу – не хочу! Стану – не стану! Кричу – не кричу! | Работают с глаголами из пословицы. Формулируют правило. Слушают стихотворение. Знакомятся с глаголами -исключениями. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений; доказательство. |
Закрепление, обобщение и систематизация знаний (10 минут) | Творческая работа в группах. - Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не (слайд №8) Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - Где уместно разместить такой текст? - Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу). - А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. - Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу; 2 группа - о правилах поведения в столовой; 3 группа - о правилах пользования книгой; 4 группа – о правилах поведения на уроках; 5 группа – об отношении к младшим; 6 группа - о правилах поведения на уроке. Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами. | Слушают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют работу в группах. | Регулятивные: планирование; контроль; саморегуляция. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Контроль и самопроверка знаний (5 минут) | Задаёт вопросы: -Над какой темой мы с вами работали? Что такое не? - Как нужно писать частицу не с глаголом? - Для чего служит частица не? - Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: планирование, контроль саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ с целью выделения признаков; доказательство; |
Рефлексия (2 минуты) | Урок: Я на уроке: Итог: 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял Д/з: стр.125, упр.227 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |