kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закрепить умение выделять однокоренные слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка»

5 класс русский язык

«Однокоренные слова и формы одного и того же слова».

«По лесным полянкам»

Образовательная цель: научить отличать однокоренные слова от форм слова с учётом их лексического значения.

Воспитательная цель: воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Развивающая цель: развивать внимание, память, воображение.

I. Организационный момент.

Знакомлю класс с целью урока.

II. Основной этап.

Давайте побываем на лесных полянках, чтобы нам было интересно изучать новый материал.

Представим себе, что мы отправились в поход на лесную полянку. Какая прекрасная природа нас окружает! Нам всем необходимо ее сохранять, беречь и преумножать.

Язык деревьев. Язык трав. Язык облаков и леса, гор и воды. Сколько раз писали об этом поэты. Но существует на самом деле этот язык природы? Разговаривают ли с нами деревья и травы, леса и облака? Первобытный человек без колебаний бы ответил: «Да!» Природа разговаривает с человеком, предупреждает или грозит, пугает или поощряет. Солнце то дружески подмигивает из-за туч, то надолго прячет в них свой благодатный луч. Гром грозно окрикивает непослушного воле Богов… Всё это стало теперь поэтическими образами, но раньше эти образы воспринимались не в переносном значении, а в прямом. (По А. Кондратьеву)

Русскую природу воспели многие художники, писатели, поэты.

Демонстрируются репродукции пейзажей Шишкина, Левитана.

Вот мы и на лесной опушке. Видите, как приветливо кивают нам головками ромашки.

Предлагаю детям, обрывая лепестки ромашки (конечно, бумажной), прочитать слова, которые на них записаны, и объяснить их лексическое значение:

лес, лесник, лесной, лесистый, лесничество, лесовик.

Эти слова записываются в столбик на доске и в тетрадях. Ученики должны доказать, что слова однокоренные, и показать это графически.

Одинаковы ли лексические значения у этих однокоренных слов? (Ученики доказывают, что лексические значения у этих однокоренных слов разные.)

А теперь мы с вами на полянке «Наблюдательной». Здесь мы узнаем, какая разница между однокоренными словами и формами одного и того же слова.

Обращаю внимание класса на уже записанные однокоренные слова, напоминаю, что они обозначают разные предметы, качества – имеют различные лексические значения.

Диктую слова, которые записываются во второй столбик на доске и в тетрадях:

лес

И. п.

ед. ч.

лесом

Т. п.

о лесе

П. п.

леса

И. п.

мн. ч.

лесами

Т. п.

о лесах

П. п.

Сравниваем лексическое значение записанных слов – оно одно и то же.

Обобщаю результаты наблюдений:

При изменении слова мы получаем формы этого же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое.

А теперь перейдём на следующую полянку «Закрепительную – земляничную» (за правильный ответ вручается нарисованная земляничка).

Класс выполняет задания:

Подобрать однокоренные слова к существительным и образовать формы одного из слов.

Что, дремучий лес, призадумался,

Грустью тёмною затуманился?

(Кольцов).

Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из них.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(Есенин).

Указать, в какой форме употреблены выделенные слова, образовать другие формы (1 – 2), подобрать однокоренное слово.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

Инеоглядными полями!

(Дрожжин).

Перед нами полянка «Применительная». Посмотрите, ребята, какая она красивая, вся окружена орешником. Давайте поищем, может, уже орехи есть?.. Ой, видите, какую я коробочку красивую нашла! Интересно, что на ней написано?

Один из учащихся читает: «Грамматические орешки».

Ну что ж, будем грызть «грамматические орешки»!

В коробочке лежат карточки со словами. Каждый берёт карточку, диктует записанные на ней слова, класс записывает их в тетради. Нужно определить, чем являются эти слова: формами одного слова или родственными словами.

Например:

Трава, травяной, травка. – Травы, травами, трав.

Чему вы, ребята научились, гуляя по лесным полянкам? Как вы теперь будете различать однокоренные слова и формы слова?

III.Итоговый этап.

Подвожу итоги, даю задание на дом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока русского языка

Автор: Ольга Николаевна Овчарова

Дата: 01.06.2023

Номер свидетельства: 632920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока русского языка  3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»"
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-uchimsia-oboznachat-zvuk-y-poslie-zvuka-ts"
    ["file_id"] => string(6) "273340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452186812"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русского языка на тему "Разряды частиц. Модальные частицы" "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-chastits-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "178308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424800969"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства