Давайте побываем на лесных полянках, чтобы нам было интересно изучать новый материал.
Представим себе, что мы отправились в поход на лесную полянку. Какая прекрасная природа нас окружает! Нам всем необходимо ее сохранять, беречь и преумножать.
Язык деревьев. Язык трав. Язык облаков и леса, гор и воды. Сколько раз писали об этом поэты. Но существует на самом деле этот язык природы? Разговаривают ли с нами деревья и травы, леса и облака? Первобытный человек без колебаний бы ответил: «Да!» Природа разговаривает с человеком, предупреждает или грозит, пугает или поощряет. Солнце то дружески подмигивает из-за туч, то надолго прячет в них свой благодатный луч. Гром грозно окрикивает непослушного воле Богов… Всё это стало теперь поэтическими образами, но раньше эти образы воспринимались не в переносном значении, а в прямом. (По А. Кондратьеву)
Русскую природу воспели многие художники, писатели, поэты.
Эти слова записываются в столбик на доске и в тетрадях. Ученики должны доказать, что слова однокоренные, и показать это графически.
Одинаковы ли лексические значения у этих однокоренных слов? (Ученики доказывают, что лексические значения у этих однокоренных слов разные.)
А теперь мы с вами на полянке «Наблюдательной». Здесь мы узнаем, какая разница между однокоренными словами и формами одного и того же слова.
Обращаю внимание класса на уже записанные однокоренные слова, напоминаю, что они обозначают разные предметы, качества – имеют различные лексические значения.
Диктую слова, которые записываются во второй столбик на доске и в тетрадях:
лес
И. п.
ед. ч.
лесом
Т. п.
о лесе
П. п.
леса
И. п.
мн. ч.
лесами
Т. п.
о лесах
П. п.
Сравниваем лексическое значение записанных слов – оно одно и то же.
Обобщаю результаты наблюдений:
При изменении слова мы получаем формы этого же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое.
А теперь перейдём на следующую полянку «Закрепительную – земляничную» (за правильный ответ вручается нарисованная земляничка).
Класс выполняет задания:
Подобрать однокоренные слова к существительным и образовать формы одного из слов.
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмною затуманился?
(Кольцов).
Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из них.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(Есенин).
Указать, в какой форме употреблены выделенные слова, образовать другие формы (1 – 2), подобрать однокоренное слово.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
Инеоглядными полями!
(Дрожжин).
Перед нами полянка «Применительная». Посмотрите, ребята, какая она красивая, вся окружена орешником. Давайте поищем, может, уже орехи есть?.. Ой, видите, какую я коробочку красивую нашла! Интересно, что на ней написано?
Один из учащихся читает: «Грамматические орешки».
Ну что ж, будем грызть «грамматические орешки»!
В коробочке лежат карточки со словами. Каждый берёт карточку, диктует записанные на ней слова, класс записывает их в тетради. Нужно определить, чем являются эти слова: формами одного слова или родственными словами.
Например:
Трава, травяной, травка. – Травы, травами, трав.
Чему вы, ребята научились, гуляя по лесным полянкам? Как вы теперь будете различать однокоренные слова и формы слова?