Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-мобилизующий | Приветствие. Организует ситуацию удивления | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний | - Найти лишнее и ответить на вопрос Почему оно лишнее? (Даны предложения (по 3) на русском и якутском). - Предлагает учащимся разгадать спрятанное слово. | Находят лишнее и аргументируют свой выбор. Угадывают слово «Фразеологизм» |
Постановка темы и цели урока | О чем мы сегодня будем говорить? Знакома ли вам эта тема? Научиться находить и различать Ф в тексте, отличать Ф от свободных сочетаний слов, уметь использовать Ф в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. Хотите вы узнать новое по этой теме? Главное: Для чего используем Ф в речи? | О фразеологизмах. Запись учащимися числа, темы урока. |
Основная часть Игра «Продолжи…» | Говорит начало фразеологизмов учащиеся продолжают Заруби себе… (запомни) Засучив…(старательно) Не падай… (не расстраивайся) Возьми себя…(соберись) Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! | на носу рукава духом в руки |
Объяснение нового материала. | Как рождаются фразеологизмы? В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо. | Слушают учителя. Записывают определение в тетрадь. |
Первичное закрепление Задание 1 | Объясните, какое предложение содержит Ф, а какое свободное сочетание слов. Какое сочетание можно заменить синонимом. Вывод: Можно ли фразеологизм заменить другим словом? Где мы можем найти значение Ф. | 1 группа – (У него денег кот наплакал. Кот замяукал тихо и жалобно). Синоним: очень мало 2 группы – (В разговорах он собаку съел. Сын давно просил купить собаку) Синоним: очень опытный. Можем. В словаре. |
Задание 2 | Восстановите текст Незнайки, с помощью словаря. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, было неспокойно, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, сильно сердился). Вывод: Какой текст более образный, красивый, яркий? Почему? | Я проснулся рано. На душе было неспокойно. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся усталый. Съел еле-еле суп. Тут неожиданно свалился Пилюлькин. Он сильно сердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что. |
Задание 3 | Выясните Синтаксический разбор предложений Я проснулся ни свет ни заря. Я проснулся рано. Вывод: | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Соотнесите Ф с его значением. 1. Белая ворона 2. Стреляный воробей 3. Аника-воин 4. Вертеться как белка в колесе 5.Принцесса на горошине 6. Сам себе голова 7. Глаза на мокром месте. 8. Золотые руки 9. Лиса патрикеевна. | 1.Опытный человек 2.Человек, который хвастается своей храбростью, находясь далеко. 3. Быть в хлопотах, заботах. 4. О том, кто часто и без причины плачет 5. Необычный человек. 6.Очень умелый, способный в своем деле человек. 7. О хитром человеке. 8. Избалованный человек. 9.Самостоятельный человек. | Самопроверка 1-5 2-1 3-2 4-3 5-8 6-9 7-4 8-6 9-7 |
Вывод: Помогают ли Ф в оценке качеств человека? Все ли качества отрицательные? Назовите положительные характеристики. |
| Организация физминутки. (готовый видеоролик) | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Закрепление в виде игры. Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый Изворотлив как... Надут как... Нем как... Упрям как... Голоден как... Давайте вспомним особенности Ф и вместе составим опорную схему. Учащимся дается готовый алгоритм, по которому они составляют опорную схему. Украшают речь. Делают речь яркой, образной и богатой. Являются одним членом предложения Неделимые устойчивые сочетания Замена другим словом (синонимом) | Ответы учащихся: Хитер как лис. Белая ворона Труслив как заяц. Гусь лапчатый. Изворотлив как змей. Надут как индюк. Нем как рыба. Упрям как осел. Голоден как волк. Учащиеся в группе составляют опорную схему. Сравнивают с эталоном. |
Итог (рефлексия) | Расскажите об особенностях Ф, опираясь на опорную схему. Выберите неправильные утверждения: Фразеологизмы являются одним членом предложения. Фразеологизм является самостоятельным предложением. Во фразеологизме можно менять порядок слов. Значение фразеологизма равно значению одного слова. Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. | Один представитель из группы выступает (по очереди). Взаимопроверка. Поменяйтесь ответами и проверьте. 2, 3,5 |
Самооценка | Предлагает выбрать фразеологизм для оценки своей работы на уроке: -Не покладая рук - - Тяп да ляп - -Засучив рукава - -В поте лица - -Рука об руку - вместе | |
Домашняя работа | Хитер как лис. Белая ворона Труслив как заяц. Гусь лапчатый. Изворотлив как змей. Надут как индюк. Нем как рыба. Упрям как осел. Голоден как волк. Задание: Найти значение Ф. Составить предложения. Нарисовать иллюстрации. | Учащиеся выполняют д/р по выбору. |