kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Метапредметные:

-извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова).

-стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

-расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве.

-отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Фразеологизмы"»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Кампеева Айталина Станиславовна

Класс: 5

Дата:________

Предмет: Русский язык

Тема урока: Фразеологизмы

Место и роль урока в изучаемой теме: первый

Цели урока:

Метапредметные:

-извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова).

-стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

-расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве.

-отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма урока: урок-соревнование (класс делится на 2 команды)

Оборудование:


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-мобилизующий

Приветствие. Организует ситуацию удивления

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

- Найти лишнее и ответить на вопрос Почему оно лишнее?

(Даны предложения (по 3) на русском и якутском).

- Предлагает учащимся разгадать спрятанное слово.

Находят лишнее и аргументируют свой выбор.




Угадывают слово «Фразеологизм»

Постановка темы и цели урока

О чем мы сегодня будем говорить?

Знакома ли вам эта тема?

Научиться находить и различать Ф в тексте, отличать Ф от свободных сочетаний слов, уметь использовать Ф в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Хотите вы узнать новое по этой теме?

Главное: Для чего используем Ф в речи?

О фразеологизмах.


Запись учащимися числа, темы урока.


Основная часть

  1. Игра «Продолжи…»

Говорит начало фразеологизмов учащиеся продолжают

Заруби себе… (запомни)

Засучив…(старательно)

Не падай… (не расстраивайся)

Возьми себя…(соберись)

Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!



на носу

рукава

духом

в руки

Объяснение нового материала.









Как рождаются фразеологизмы?

В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.


Слушают учителя. Записывают определение в тетрадь.

Первичное закрепление

Задание 1

Объясните, какое предложение содержит Ф, а какое свободное сочетание слов. Какое сочетание можно заменить синонимом.






Вывод: Можно ли фразеологизм заменить другим словом?

Где мы можем найти значение Ф.


1 группа – (У него денег кот наплакал. Кот замяукал тихо и жалобно). Синоним: очень мало

2 группы – (В разговорах он собаку съел. Сын давно просил купить собаку) Синоним: очень опытный.



Можем.

В словаре.

Задание 2

Восстановите текст Незнайки, с помощью словаря.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, было неспокойно, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, сильно сердился).


Вывод: Какой текст более образный, красивый, яркий? Почему?



Я проснулся рано. На душе было неспокойно. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся усталый. Съел еле-еле суп. Тут неожиданно свалился Пилюлькин. Он сильно сердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Задание 3

Выясните

Синтаксический разбор предложений

Я проснулся ни свет ни заря.

Я проснулся рано.



Вывод:


Самостоятельная работа с самопроверкой

Соотнесите Ф с его значением.


1. Белая ворона

2. Стреляный воробей

3. Аника-воин

4. Вертеться как белка в колесе

5.Принцесса на горошине

6. Сам себе голова

7. Глаза на мокром месте.

8. Золотые руки

9. Лиса патрикеевна.





1.Опытный человек

2.Человек, который хвастается своей храбростью, находясь далеко.

3. Быть в хлопотах, заботах.

4. О том, кто часто и без причины плачет

5. Необычный человек.

6.Очень умелый, способный в своем деле человек.

7. О хитром человеке.

8. Избалованный человек.

9.Самостоятельный человек.

Самопроверка


1-5

2-1

3-2

4-3

5-8

6-9

7-4

8-6

9-7


Вывод: Помогают ли Ф в оценке качеств человека? Все ли качества отрицательные? Назовите положительные характеристики.


Организация физминутки. (готовый видеоролик)


Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление в виде игры.

Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой

  • Хитер как...

  • Белая…

  • Труслив как...

  • лапчатый

  • Изворотлив как...

  • Надут как...

  • Нем как...

  • Упрям как...

  • Голоден как...


Давайте вспомним особенности Ф и вместе составим опорную схему.

Учащимся дается готовый алгоритм, по которому они составляют опорную схему.





Украшают речь. Делают речь яркой, образной и богатой.


Являются одним членом предложения

Неделимые устойчивые сочетания


Замена другим словом (синонимом)




Ответы учащихся:




  • Хитер как лис.

  • Белая ворона

  • Труслив как заяц.

  • Гусь лапчатый.

  • Изворотлив как змей.

  • Надут как индюк.

  • Нем как рыба.

  • Упрям как осел.

  • Голоден как волк.


Учащиеся в группе составляют опорную схему. Сравнивают с эталоном.

Итог (рефлексия)

Расскажите об особенностях Ф, опираясь на опорную схему.



Выберите неправильные утверждения:

  1. Фразеологизмы являются одним членом предложения.

  2. Фразеологизм является самостоятельным предложением.

  3. Во фразеологизме можно менять порядок слов.

  4. Значение фразеологизма равно значению одного слова.

  5. Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него.

  6. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.


Один представитель из группы выступает (по очереди).



Взаимопроверка.

Поменяйтесь ответами и проверьте.

2, 3,5

Самооценка

Предлагает выбрать фразеологизм для оценки своей работы на уроке:


-Не покладая рук -

- Тяп да ляп -

-Засучив рукава -

-В поте лица -

-Рука об руку - вместе


Домашняя работа

  • Хитер как лис.

  • Белая ворона

  • Труслив как заяц.

  • Гусь лапчатый.

  • Изворотлив как змей.

  • Надут как индюк.

  • Нем как рыба.

  • Упрям как осел.

  • Голоден как волк.

Задание:

  1. Найти значение Ф.

  2. Составить предложения.

  3. Нарисовать иллюстрации.

Учащиеся выполняют д/р по выбору.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка "Фразеологизмы"

Автор: Кампеева Айталина Станиславовна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Фразеологизмы.Методическая разработка урока русского языка."
    ["seo_title"] => string(61) "frazeologizmy_metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "560210"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602836055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "247892"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446640745"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства