Этапы урока/Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения (УУД) |
Организационный (мотивационный) |
Цель этапа: создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие. Рефлексия. - С каким настроением вы начинаете урок? - Как вы думаете, что нового ждёт нас сегодня? | Настраиваются на учебную деятельность, отвечая на вопрос. | Коммуникативные: работают коллективно, индивидуально. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимость действий |
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов |
Цель этапа: актуализация изученного материала для формирования новых знаний, выявление затруднений в деятельности обучающихся | Беседа. -Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. О каких словах-близнецах эти загадки. 1. Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою Я любой замок. (Б. Широков.) 2. Я – всё то, что есть на свете, Все народы на планете; Мой близнец – враг войны, Друг труда и тишина. - О чём идёт разговор? (Об омонимах.) - Почему эти слова называют омонимами? | Отвечают на вопросы. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной форме; осуществляют учебную задачу; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу с целью получения необходимой информации для решения проблемы. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют и высказывают свою точку зрения. |
Целеполагание. |
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | - Итак, омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся со словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по-другому назвать дорогу? Дорога ты, дорога, Широкие пути! Путей на свете много, - Мы все хотим пройти. (Л. Некрасов.) - Разные слова дорога и путь называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. А называются они ….. синонимы. -Давайте сформулируем тему урока. - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? - Какова главная цель урока? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель учебной деятельности, высказывают собственные мысли, делают вывод. Записывают дату и тему урока. | Личностные: осознают свои трудности и желают их преодолеть. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируются собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
Открытие нового знания. |
Цель этапа: усвоение новых знаний. | - Сегодня на уроке поговорим о роли синонимов в нашей речи, научимся подбирать их к словам, находить в тексте, правильно употреблять в речи. - Какие же слова мы будем называть синонимами? - Откройте учебник на с. 161-162 и прочитайте правило. - Давайте попробуем найти в стихотворениях синонимы. (Лежат листы на партах.) 1. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. (И. Токмакова.) 2. «Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» - Так проворчал мороз угрюмый, И речку лёд сковал без шума...(В. Берестов) - Как видите, синонимы могут обозначать предметы (бураны – вьюги – метели), действия (зябнет – стынет – мёрзнет), признаки. Делается вывод: важно запомнить, что синонимами всегда являются слова с одинаковым лексическим значением. - Какая информация вам была знакома? - Какие новые сведения вы узнали? - Всё ли понятно? Какие появились вопросы? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, находят в текстах синонимы, высказывают предположения, делают выводы. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов) |
Цель этапа: обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | 1. –Ребята, самостоятельно рассмотрите упр. 359. - Подумайте, как его выполнить. -Проверим, что у вас получилось. 2. Физминутка. 3. Игра «Найди друзей». Цель игры: развивает внимание, учит быстро подбирать синонимы к словам. Подберите синонимы к следующим словам (запись на доске): алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница пламя прыгать озорник бросать кавалерия красный кидать 4. Выполнение упр. 365 и наблюдением над ролью синонимов. - Зачем поэты и писатели используют синонимы? (Русский язык богат синонимами. Употребляя их, они избегают повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражают свою мысль). - А теперь обобщим полученные на уроке знания и составим таблицу. Таблица «Узелки на память» Узелки на память. 1. Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться). 2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный – невесёлый – грустный). 3. Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль. | | Чтение и самостоятельное выполнение упражнения с последующей самопроверкой. Выполняют задание, делают вывод, что синонимами могут быть слова одной и той же части речи, но разные по написанию. | Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в письменной и устной форме, осуществляют учебные задачи, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. |
VI. Контроль полученных знаний |
Цель этапа: Самопроверка умений применять новые знания: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; качество и уровень усвоения нового материала; оценка результатов работы. | Мини –тест (разноуровневый) 1. «Дострой лестницу!» (высокий и средний уровень) Задание: надо заполнить свободные клетки в той же строке синонимами, состоящими из такого же количества букв. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов. л | е | с | б | о | р | | | г | о | р | е | | | | | | м | о | р | о | з | | | | | | | х | о | т | е | т | ь | | | | | | | | | т | е | м | н | о | т | а | | | | | | | | | | к | р | е | п | о | с | т | ь | | | | | | | | | | | с | о | о | б | щ | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | н | е | в | и | д | а | н | н | ы | й | | | | | | | | | | | | | р | а | в | н | о | д | у | ш | н | ы | й | | | | | | | | | | | | 2. Упр. 361 (низкий уровень). 3. Самопроверка выполненного задания. | Индивидуальное выполнение теста с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя. | Личностные: понимают, в чём значение знаний. Познавательные: используют новые знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников, исправляют ошибки и объясняют их. Коммуникативные: формулируют мысли и высказывают, обосновывая свою точку зрения. |
VII. Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. |
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | -Что такое синонимы? - Все ли слова могут иметь синонимы? (Многие). - Для чего нужны в речи синонимы? - А теперь подведём итог нашей работы. Какую цель ставили на уроке? Добились мы поставленной цели? Оцените свою работу на уроке. Выставите оценки на полях в тетради. | Коллективное обсуждение теоретических сведений при консультативной помощи учителя. Индивидуальное оценивание впечатлений от урока. Индивидуальное оценивание своей деятельности на уроке. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков. Регулятивные: оценивают свою работу. Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
VIII. Домашнее задание. |
Цель этапа: стимулирование организации учебной деятельности дома. | Объяснение обязательного домашнего задания упр. 367 и дополнительного творческого задания в индивидуальной форме для сильных учеников (составить кроссворд по теме «Синонимы» или игру «Дострой лестницу!»). | Выслушивают и записывают домашнее задание с последующим проектированием своей деятельности при консультативной помощи учителя. | |