kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в технологической карте соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Синонимы"»



Разработка урока русского языка в 5 классе в технологической карте


по теме «Синонимы»


Учитель Горбунова Анжела Николаевна

Программа: УМК Т. А. Ладыженская, Т. М. Баранов и др.

Тема урока: Синонимы.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; углубить представления о лексическом составе языка; ввести понятие «синоним», находить их в предложениях, правильно подбирать к словам синонимы.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

предметные: дать понятие о синонимах, показать их стилистическую роль в речи, формировать умение находить синонимы в предложениях и текстах, подбирать синонимы по общему признаку и использовать их в речи, работать со словарём синонимов;

метапредметные: выполнять разные социальные роли в коллективе и в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки;

личностные: понимать значимость решения учебных задач, развивать познавательные интересы, мотивировать к изучению языка, воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Русский язык. 5 класс. Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – М.:Просвещение,2016; интерактивная доска (экран), карточки с дидактическим материалом, таблица «Узелки на память».

Основные понятия: лексика, лексическое значение слова, омонимы, синонимы.










Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока/Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

(УУД)

  1. Организационный (мотивационный)

Цель этапа: создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

  1. Приветствие.

  2. Рефлексия.

- С каким настроением вы начинаете урок?

- Как вы думаете, что нового ждёт нас сегодня?

Настраиваются на учебную деятельность, отвечая на вопрос.

Коммуникативные: работают коллективно, индивидуально.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимость действий

  1. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов

Цель этапа: актуализация изученного материала для формирования новых знаний, выявление затруднений в деятельности обучающихся

Беседа.

-Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. О каких словах-близнецах эти загадки.

1. Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Б. Широков.)

2. Я – всё то, что есть на свете,

Все народы на планете;

Мой близнец – враг войны,

Друг труда и тишина.



- О чём идёт разговор? (Об омонимах.)

- Почему эти слова называют омонимами?



Отвечают на вопросы.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной форме; осуществляют учебную задачу; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу с целью получения необходимой информации для решения проблемы.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют и высказывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- Итак, омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся со словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по-другому назвать дорогу?

Дорога ты, дорога,

Широкие пути!

Путей на свете много, -

Мы все хотим пройти. (Л. Некрасов.)

- Разные слова дорога и путь называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. А называются они ….. синонимы.


-Давайте сформулируем тему урока.

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

- Какова главная цель урока?


Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель учебной деятельности, высказывают собственные мысли, делают вывод.

Записывают дату и тему урока.

Личностные: осознают свои трудности и желают их преодолеть.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируются собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания.

  1. Открытие нового знания.

Цель этапа: усвоение новых знаний.

- Сегодня на уроке поговорим о роли синонимов в нашей речи, научимся подбирать их к словам, находить в тексте, правильно употреблять в речи.

- Какие же слова мы будем называть синонимами?


- Откройте учебник на с. 161-162 и прочитайте правило.

- Давайте попробуем найти в стихотворениях синонимы. (Лежат листы на партах.)

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару. (И. Токмакова.)


2. «Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лёд сковал без шума...(В. Берестов)


- Как видите, синонимы могут обозначать предметы (бураны – вьюги – метели), действия (зябнет – стынет – мёрзнет), признаки.


Делается вывод: важно запомнить, что синонимами всегда являются слова с одинаковым лексическим значением.

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы узнали?

- Всё ли понятно? Какие появились вопросы?


Слушают учителя, отвечают на вопросы, находят в текстах синонимы, высказывают предположения, делают выводы.


Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

  1. Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель этапа: обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

1. –Ребята, самостоятельно рассмотрите

упр. 359.

- Подумайте, как его выполнить.

-Проверим, что у вас получилось.


2. Физминутка.


3. Игра «Найди друзей».

Цель игры: развивает внимание, учит быстро подбирать синонимы к словам.


Подберите синонимы к следующим словам (запись на доске):

алфавит аккуратный

огонь алый

шалун скакать

чистый азбука

конница пламя

прыгать озорник

бросать кавалерия

красный кидать


4. Выполнение упр. 365 и наблюдением над ролью синонимов.

- Зачем поэты и писатели используют синонимы?

(Русский язык богат синонимами. Употребляя их, они избегают повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражают свою мысль).

- А теперь обобщим полученные на уроке знания и составим таблицу.


Таблица «Узелки на память»


Узелки на память.

1. Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться).

2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный – невесёлый – грустный).

3. Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.


Чтение и самостоятельное выполнение упражнения с последующей самопроверкой.




Выполняют задание, делают вывод, что синонимами могут быть слова одной и той же части речи, но разные по написанию.





Личностные: осваивают новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в письменной и устной форме, осуществляют учебные задачи, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения.








































VI. Контроль полученных знаний

Цель этапа:

Самопроверка умений применять новые знания: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; качество и уровень усвоения нового материала; оценка результатов работы.

Мини –тест (разноуровневый)

1. «Дострой лестницу!» (высокий и средний уровень)

Задание: надо заполнить свободные клетки в той же строке синонимами, состоящими из такого же количества букв. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов.


л

е

с

б

о

р



г

о

р

е






м

о

р

о

з







х

о

т

е

т

ь









т

е

м

н

о

т

а










к

р

е

п

о

с

т

ь











с

о

о

б

щ

е

н

и

е












н

е

в

и

д

а

н

н

ы

й













р

а

в

н

о

д

у

ш

н

ы

й













2. Упр. 361 (низкий уровень).


3. Самопроверка выполненного задания.


Индивидуальное выполнение теста с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя.

Личностные: понимают, в чём значение знаний.

Познавательные: используют новые знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников, исправляют ошибки и объясняют их.

Коммуникативные: формулируют мысли и высказывают, обосновывая свою точку зрения.






VII. Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Что такое синонимы?

- Все ли слова могут иметь синонимы? (Многие).

- Для чего нужны в речи синонимы?

- А теперь подведём итог нашей работы.

Какую цель ставили на уроке? Добились мы поставленной цели?

Оцените свою работу на уроке. Выставите оценки на полях в тетради.


Коллективное обсуждение теоретических сведений при консультативной помощи учителя.

Индивидуальное оценивание впечатлений от урока.

Индивидуальное оценивание своей деятельности на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: стимулирование организации учебной деятельности дома.

Объяснение обязательного домашнего задания упр. 367 и дополнительного творческого задания в индивидуальной форме для сильных учеников (составить кроссворд по теме «Синонимы» или игру «Дострой лестницу!»).


Выслушивают и записывают домашнее задание с последующим проектированием своей деятельности при консультативной помощи учителя.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Синонимы"

Автор: Горбунова Анжела Николаевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок русского языка в 5 классе по теме "Синонимы""
    ["seo_title"] => string(52) "urok_russkogho_iazyka_v_5_klassie_po_tiemie_sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "389981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486657273"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Разработка урока  по русскому языку 4 класс Тема: Обобщение знаний о частях речи "Счастливый случай". "
    ["seo_title"] => string(110) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-tiema-obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "153536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421041677"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Разработка урока"
    ["seo_title"] => string(19) "razrabotka_uroka_88"
    ["file_id"] => string(6) "557240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599670841"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока по русскому языку на тему "Синонимы.Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sinonimy-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "177096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424552754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства