kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Антонимы. Словари антонимов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока - повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы; познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Антонимы. Словари антонимов"»

Открытый урок: Антонимы. Словари антонимов.

Задачи урока.

Образовательные:

  • повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

  • расширить лексический запас учащихся;

  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

1.Фронтальный опрос:

Давайте вспомним, какой раздел науки мы изучаем?

Что изучает лексикология?лексика?

Какие слова называются однозначными?многозначными?

Дайте определение понятию омонимы?

Как отличить омонимы от многозначных слов?

Дайте определение понятию синонимы?

2.Подведение к теме.

На прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах. Давайте проверим как вы справились с домашним заданием.

Фонетический разбор слова СВОИ и морфемный разбор слова у доски.

Остальные работают на месте.

Из записанных предложений назовите только ТЕ синонимы, которые вы употребили.

В 1 предложении – это слово …

Во втором предложении – это слово..

В 4 предложении…

В 5…

Теперь давайте вместе проверим разборы, которые ребята делали у доски!

Итак, давайте подведем итог: для чего нужно нам использовать синонимы в своей речи?(чтобы избежать повторов)А также, чтобы не допускать речевых ошибок в творческих работах, сочинениях и изложениях.

В русском языке есть еще одна группа слов, но с противоположным лексическим значением. В ней разобраться нам поможет текст.

На доске два текста. Вам нужно внимательно прочитать их и сравнить. Обратите внимание на слова с противоположным значением.

Ребята, можем ли мы сказать, что перед нами 2 абсолютно разных текста? Что их делает такими противоположными? Назовите слова с противоположным значением.



Запишите число, классная работа, одну строку пропускаем, оставляем для темы урока.

  1. Выпишите пары слов с противоположным значением. Сколько пар у вас получилось? Проверяем!

Ребята, обратите внимание на числительные 2 и 5.Будут ли они противоположными? Докажите свою точку зрения!(контекстуальные антонимы) А остальные числительные будут ли иметь такую пару? (нет, числительные обозначают конкретное понятие и антонимов не имеют!

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь!

А теперь давайте сформулируем цели, которые мы должны сегодня достичь?

- Знать понятие антонимов

- научиться опознавать или находить их в тексте

- научиться грамотно использовать в своей речи

Из каких двух слов состоит слово АНТОНИМ?

Прочитайте правило из учебника и расскажите его своему соседу по парте.

Итак, какие слова называются антонимами?



  1. Задание по вариантам:

Подберите антонимы к прилагательным и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь!

Что удивило? Почему такое возможно?



Саша готовила опережняющее домашнее задание по словарям антонимов.

В нашей библиотеке вы можете найти вот такой словарь под редакцией Львова.

ФИЗМИНУТКА

Устали? Давайте немного отдохнем. Игра: Наоборот. Вы будете договаривать антонимы и повторять за мной движения.

Но вот сейчас пришел черед

Сыграть в игру наоборот

Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь - ....
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь - ....

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь - ….
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты - … .
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай - … .сели



  1. В следующем задании вам необходимо найти продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите только антонимические пары! Задание нужно выполнить в парах, 1 ряд под цифрой 1 и 2, 2 ряд – 3, 4. 3 ряд: 5 и 6.

ПРОВЕРКА

Молодцы, все справились.

  1. Следующее задание нужно выполнить из учебника. Здесь у нас изображен рисунок, он нам поможет закончить предложения, используя антонимическую пару. Ребята ,Желающие составить свои предложения, могут составить собственные предложения по рисунку, используя также противоположные по значению слова. На выполнение самостоятельного задания вам 4 минуты!.

Проверяем сначала предложения, которые необходимо было просто закончить….

А кто-нибудь из ребят составил свои собственные предложения?

Молодцы!



  1. А сейчас предстоит нам сложная работа, нам необходимо исправить ошибки учеников в использовании антонимических пар. Посмотрите на слайд и скажите какие ошибки совершили ребята? Чего они не учли? как нужно было записать?

Запишите в тетрадь исправленный вариант. Обменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу.

Кто записал все верно? Поставьте себе плюс на полях

Кто совершил 1 ошибку? В ЧЕМ ?



  1. Сейчас наша задача еще более усложниться. Нам необходимо не только подобрать пару к антониму, но и разделить на три группы по частям речи.

1 ряд выписывает имена существительные

2 ряд имена прил

3 ряд-глаголы.

самоПРОВЕРКА. Поставьте себе плюсик на полях, если выполнили все верно

Молодцы!



  1. А теперь давайте с вами сами составим предложения на тему



Выполним синтаксич.разбор этого предложения.



Итак, ребята , вспомните

  • Какие цели ставили на уроке?

  • Удалось ли их достичь?

  • Что на уроке показалось самым трудным?

  • Давайте скажем, что на уроке мы узнали нового



Оцените свою работу на уроке. Если вы все задания выполнили верно, то поставьте оценку 5, если в 1 упр. Совершили ошибку…

Кто получил оценку 5? Кто 4 . 3? 2?

Домашнее задание по выбору учащихся

Объяснение дом.задания.

Есть вопросы по дом.заданию?



ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ





Тексты для анализа.

Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители – счастливы.

Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители – огорчены.



Задание: подберите антонимы к прилагательным.

1 вариант: бледный (луч), свежий (хлеб), полный (человек).

2 вариант: бледный (человек), свежий (воротничок), полный (чемодан).



Задание: Найдите продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите антонимические пары.

1. Встречают по одёжке,...

2. Корень учения горек, ...

3. Худой мир лучше...

4. Сытый...

5. Новых друзей наживай,...

6. Лучше найдёшь – забудешь, ...

а) хуже найдёшь – вспомнишь.

б) а старых не утрачивай.

в) а плод сладок.

г) а провожают по уму.

д) доброй ссоры.

е) голодного не разумеет.





Задание: Подберите антонимы к данным словам. Запишите антонимические пары, разделив их на группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Молчун, бодрствовать, звонкий, восход, возвышенность, любить, спуск, открывать, поднимать, неуклюжий, избыток, осудить, слепой, правда, аккуратный, доверчивый, расстегнуть.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: "Антонимы. Словари антонимов"

Автор: Малышева Татьяна Михайловна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по русскому языку на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "358995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479158384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-5-klassa-po-tiemie-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "150654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420540323"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Антонимы "
    ["seo_title"] => string(8) "antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "139007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства