-формулировать гипотезу: омонимы или многозначные слова,
- формировать умение делать выводы по данному вопросу.
- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.
Методы обучения: беседа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку
Рапорт дежурного
Актуализация знаний
Учащимся предлагается для прочтения (ПРОЕКЦИЯ НА ЭКРАНЕ) следующее стихотворение:
-Прочитайте стихотворение.
-Как оно связано с темой, которую мы начали изучать?
-Какие термины связаны с темой «Лексика»?
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом
С. Баруздин
Учащиеся называют следующие термины и дают им определения:
-лексическое значение,
-толкование,
-синонимы,
-переносное значение,
-прямое значение и т.д.
Переход к новому материалу.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним термином, о котором чуть позже вы мне расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Слушают историю двух друзей
На доске написано слово ОМОС=одинаковый
-Какие одинаковые слова вы услышали?
-Чем они похожи и в чём отличие?
Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.
На доске появляется запись: синонимы, антонимы…
- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.
-ОМОНИМЫ
Выходят к термину и правилу
Изучение новой темы
-попробуйте сами дать определение слову ОМОНИМ, сравните с правилом в учебнике на стр.160.
Закрепляют понятие по учебнику
-Откройте ваши школьные Толковые словари (стр.305) и определите, как строятся словарные статьи об омонимах. (Учащиеся сами определяют, что для омонимов есть отдельные словарные статьи)
Работают со словарем
Давайте убедимся в том, что Омонимия (новый термин для пятиклассников)-довольно распространенное явление в русском языке
Учитель диктует:
Там, где нужен ключ обычный, Не поможет ключ скрипичный. И лесным ключом, поверь, Также не откроешь дверь.
Учащиеся записывают загадку ,дают отгадки, доказывают, что это омонимы
Закрепление новой темы
Упр. 353(у), 355(п), 357
Делают упражнения
Домашнее задание
Упр. 356 по зад.
Записывают в дневник
Итоги урока. Рефлексия:
-На протяжении всего урока вы исследовали новое для вас понятие- омонимы.
Так какие слова называют омонимами?
Делают выводы
Устные упражнения:
Сев в такси, Спросила такса: – За проезд какая такса? А водитель: – Денег с такс Не берем совсем, Вот так-с! (Я.Козловский)
ОВСЯНКА
Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, Которая в миске.)
Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас пролетела? А.Шибаев)
Об омонимах.
Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки. (М.Яснов)
История двух друзей.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали