kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи данной разработки:

  • уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи;
  • использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;
  • находить антонимы в тексте;
  • подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов;
  • познакомить со словарями антонимов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Антонимы"»

Технологическая карта урока

Предмет:  русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания

Батырханова З.Т.

Тема

Антонимы

Цель

Открытие нового знания об антонимах

Задачи

Образовательные:

  • уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи;

  • использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;

  • находить антонимы в тексте;

  • подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов;

  • познакомить со словарями антонимов;

Развивающие: развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции; навыки самоорганизации и саморазвития, мышление, рефлексию;

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать любовь к родному языку

УУД

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Планируемые результаты

Предметные:

знать понятие «антонимы», о назначении словаря антонимов, о роли антонимов в речи;

уметь: подбирать антонимы к указанным словам, использовать антонимы при описании изображённого на рисунке, находить антонимы в тексте,

Личностные: осознавать роль антонимов в формировании и выражении мыслей и чувств; осознавать эстетическую ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности,

Метапредметные: пользоваться словарём антонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать разные виды чтения для работы с учебной книгой, понимать содержание прочитанного текста, отвечать на поставленные вопросы; точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Основные понятия

Синонимы, омонимы, антонимы

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Образовательные ресурсы

Основные:

1.Базовый учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.

2. Т. А.Ладыженская и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

Дополнительные:

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А. М. Гращенкова, А. Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014. – 272 с. – (современная школа)

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, интерактивное тестовое задание

Методы

и формы обучения

Деятельностный метод

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах


Технология

Игровая, исследовательская, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология


Ход урока


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к учебной деятельности

- Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку….


- Покажите, какое у вас сегодня настроение.

Надеюсь, что оно будет только улучшаться.

А начнём мы урок с игры.


Слушают учителя.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку




2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Ведёт игру.

- Американский поэт Джон Чарди подарил нам игру, позволяющую сочинять стихи. Это очень просто. Вам нужно, когда я остановлюсь, назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты (нашёл).

Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему.

Соотнесите слова в парах: высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл.

Что вы можете о них сказать?

Сформулируйте тему урока.

Антонимы

А теперь, как Пушкин встарь, заглянем в наш этимологический словарь и выясним происхождение этого слова (индивидуальное задание).

-Приведите примеры антонимов, с которыми вы встречались на уроках (литературы, математики).

- А в классе нас окружают антонимы?

Любознательный человек обязательно задаст вопрос. Какой?

- Для чего нам нужно изучать антонимы?

Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь

Записываем дату, тему урока в рабочую тетрадь.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.

Задание 1

Учащиеся подбирают слова.

Соотносят слова в парах. Формулируют тему урока

Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы» в этимологическом словаре.

Класс участвует в беседе.







Записывают происхождение слова в этимологический словарь, записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь.







Оценивают свою работу.

3

Выявление места и причины затруднения

- Вспомним изученное на прошлых уроках. Рассмотрите схему Прочитайте её. Приведите примеры синонимов и омонимов. Как вы думаете, какой записи здесь не хватает?

Оцениваем задание 2

- Далеко – близкий. Это антонимы? Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

- Что вы хотите узнать, уметь?

Самостоятельно заполняем 1 и 2 колонки нашей таблицы «Знаем, хотим узнать, узнали»


Читают схему, отвечают на вопросы.



Самостоятельно заполняют таблицу. Отвечают на вопросы.



Оценивают свою работу

4

Построение проекта выхода из затруднения

Работая с таблицей, вы построили проект достижения цели урока. Давайте мы её сформулируем – «открытие» нового знания об антонимах

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 3

Формулируют цель урока

5

Реализация построенного проекта

Приступаем к реализации проекта нашего урока.

-Где мы можем найти нужную нам информацию об антонимах?

Откройте учебник на с. 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Начало на с. 165.

Назовите слова-антонимы.

Определите, какой частью речи они являются.

-Придумайте предложение с антонимами, которое можно было бы использовать при описании рисунка.

-Какая новая информация об антонимах вам стала известна.

-Какой вывод вы можете сделать, выполняя предложенные задания.

-Дайте определение антонимам. Проверим себя по учебнику.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 4

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Назовите антонимы, которые встретились вам в тексте физкультминутки.

Участвуют в диалоге



Работают над упражнением, делают вывод, проверяют себя по учебнику, участвуют в диалоге, оценивают свою работу.





Выполняют упражнения, называют антонимы.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Устная работа. Упр. 370. Читаем пословицы, находим в них антонимы. Индивидуальное задание: обозначить орфограммы на месте пропусков и скобок (выборочная работа), разбор слова «стелет»3, «голодного»2.

- Что нового вы узнали об антонимах, выполняя это упражнение?

В русском языке пословицы построены на использовании антонимов.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 5

Работа по текстам




Фронтальная работа над упражнением, отвечают на вопрос, выполняют индивидуальные задания.

Оценивают свою работу и работу товарищей.

Работают по текстам
































7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа. Выпишите антонимические пары из текста.

Пошаговая самопроверка по эталону.

  • Сколько пар у вас получилось?

  • Являются ли слова «два» и «пять» антонимами? Докажите свою точку зрения.

  • Контекстуальные антонимы.

  • Есть ли антоним у слова «Антон», «он»?

Что нового вы узнали об антонимах, выполняя самостоятельную работу? Не имеют антонимов числительные, имена собственные, местоимения.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 6



Самостоятельно выписывают антонимические пары. Проверяют по эталону. Участвуют в беседе. Доказывают свою точку зрения.

Делают вывод.

Оценивают свою работу.




8

Включение в систему знаний и повторение

- Много тайн хранит наш язык. Но чтобы открыть их, нужно учиться. Помощниками в этом вам могут стать разные словари.

Вспомним о словаре антонимов. Каково его назначение? Проблемное задание № 7. Работа в парах. Подберите антонимы к прилагательным. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

мягкое (яблоко) - мягкий (хлеб) -

мягкая (зима) - мягкий (диван) -

Проверим.

мягкое (яблоко) - твёрдое мягкий (хлеб) - чёрствый

мягкая (зима) - суровая мягкий (диван) - жёсткий


  • Что удивило?

  • Почему такое возможно?

  • Что нового вы узнали об антонимах, выполняя это задание?

У многозначных слов может быть несколько антонимов.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.

  1. Задание № 8. Работа в парах. Устно исправьте ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар. Дидактический материал на столе учащихся.

Умный – глупец, книга – тетрадь, подниматься – спуск.

Умный – глупый, подниматься – спускаться.

  • Чего не учли ребята? (Антонимы – слова одной и той же части речи. Слова «тетрадь» и «книга» не являются антонимами, потому что обозначают конкретные понятия)

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.



Задание № 9. Выполняем интерактивное тестовое задание. Один ученик у доски. Распечатанный материал на столах.

Оцениваем свою работу на данном этапе.




Вспоминают о словаре антонимов.

Работают в парах, выполняя проблемное задание. Проверяют по эталону.







Отвечают на вопрос







Устно исправляют ошибки







Выполняют тестовое задание.



Оценивают свою работу

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её достичь?

2. Что осталось непонятным?

3. Что показалось самым трудным?

4. Где можно применить новое знание?

5. В колонке таблицы «Что узнали» напишите синквейн по теме урока.

Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе самооценки.

Учитель оценивает работу учащихся

Участвуют в рефлексии.







Пишут синквейн.

Оценивают свою работу на уроке

10

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

    1. § 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам).

    2. Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых используются антонимы.

    3. Написать сочинение-миниатюру о русском языке с использованием антонимов.

Записывают домашнее задание (по выбору)



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Антонимы"

Автор: Батырханова Залина Таймуразовна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 358995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства