Батырханова З.Т.
     | Тема | Антонимы | 
  | Цель | Открытие нового знания об антонимах | 
  | Задачи   | Образовательные:    уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи;использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;находить антонимы в тексте;подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов;познакомить со словарями антонимов; Развивающие: развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции; навыки самоорганизации и саморазвития, мышление, рефлексию;   Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать любовь к родному языку | 
  | УУД | Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию; Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала | 
  | Планируемые результаты |  Предметные: знать понятие «антонимы», о назначении словаря антонимов, о роли антонимов в речи; уметь: подбирать антонимы к указанным словам, использовать антонимы при описании изображённого на рисунке, находить антонимы в тексте, Личностные: осознавать роль антонимов в формировании и выражении мыслей и чувств; осознавать эстетическую ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности,   Метапредметные:  пользоваться словарём антонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать разные виды чтения для работы с учебной книгой, понимать содержание прочитанного текста, отвечать на поставленные вопросы; точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | 
  | Основные понятия | Синонимы, омонимы, антонимы | 
  | Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство | 
  | Образовательные ресурсы | Основные:   1.Базовый учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013. 2. Т. А.Ладыженская и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 144 с. Дополнительные:  Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А. М. Гращенкова, А. Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014. – 272 с. – (современная школа) | 
  | Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, интерактивное тестовое задание | 
  | Методы  и формы обучения | Деятельностный метод Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | 
  | 
 Технология   | Игровая, исследовательская, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология | 
 
       | № п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  | 1 | Мотивирование к учебной деятельности | - Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку…. 
 - Покажите, какое у вас сегодня настроение. Надеюсь, что оно будет только улучшаться. А начнём мы урок с игры. 
 | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку 
 
 
 | 
  | 2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Ведёт игру. - Американский поэт Джон Чарди подарил нам игру, позволяющую сочинять стихи. Это очень просто. Вам нужно, когда я остановлюсь, назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко,   А ты ответишь… (низко), Скажу я слово далеко,   А ты ответишь…(близко). Скажу я слово потолок,   А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял,   И скажешь ты (нашёл). Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему. Соотнесите слова в парах: высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл. Что вы можете о них сказать? Сформулируйте тему урока. Антонимы   А теперь, как Пушкин встарь, заглянем в наш этимологический словарь и выясним происхождение этого слова (индивидуальное задание). -Приведите примеры антонимов, с которыми вы встречались на уроках (литературы, математики). - А в классе нас окружают антонимы? Любознательный человек обязательно задаст вопрос. Какой?   - Для чего нам нужно изучать антонимы? Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь   Записываем дату, тему урока в рабочую тетрадь. Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.   Задание 1 | Учащиеся подбирают слова. Соотносят слова в парах. Формулируют тему урока Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы» в этимологическом словаре. Класс участвует в беседе. 
 
 
 
 
 
 Записывают происхождение слова в этимологический словарь, записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь. 
 
 
 
 
 
 Оценивают свою работу. | 
  | 3 | Выявление места и причины затруднения | - Вспомним изученное на прошлых уроках. Рассмотрите схему   Прочитайте её. Приведите примеры синонимов и омонимов. Как вы думаете, какой записи здесь не хватает?    Оцениваем задание 2   - Далеко – близкий. Это антонимы? Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?   - Что вы хотите узнать, уметь? Самостоятельно заполняем 1 и 2 колонки нашей таблицы «Знаем, хотим узнать, узнали»   
 | Читают схему, отвечают на вопросы.   
 
 Самостоятельно заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. 
 
 Оценивают свою работу | 
  | 4 | Построение проекта выхода из затруднения | Работая с таблицей, вы построили проект достижения цели урока. Давайте мы её сформулируем – «открытие» нового знания об антонимах   Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 3 | Формулируют цель урока   | 
  | 5 | Реализация построенного проекта | Приступаем к реализации проекта нашего урока.   -Где мы можем найти нужную нам информацию об антонимах? Откройте учебник на с. 166. Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения. Начало на с. 165. Назовите слова-антонимы. Определите, какой частью речи они являются. -Придумайте предложение с антонимами, которое можно было бы использовать при описании рисунка. -Какая новая информация об антонимах вам стала известна. -Какой вывод вы можете сделать, выполняя предложенные задания. -Дайте определение антонимам. Проверим себя по учебнику. Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 4 Физкультминутка.   Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка,   Головою три кивка На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,   Шесть – на место тихо сесть. Назовите антонимы, которые встретились вам в тексте физкультминутки. | Участвуют в диалоге 
 
 Работают над упражнением, делают вывод, проверяют себя по учебнику, участвуют в диалоге, оценивают свою работу. 
 
 
 
 Выполняют упражнения, называют антонимы. | 
  | 6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Устная работа. Упр. 370. Читаем пословицы, находим в них антонимы. Индивидуальное задание: обозначить орфограммы на месте пропусков и скобок (выборочная работа), разбор слова «стелет»3, «голодного»2. - Что нового вы узнали об антонимах, выполняя это упражнение? В русском языке пословицы построены на использовании антонимов. Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 5   Работа по текстам   
 
 
 | Фронтальная работа над упражнением, отвечают на вопрос, выполняют индивидуальные задания. Оценивают свою работу и работу товарищей. Работают по текстам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |    | Самостоятельная работа. Выпишите антонимические пары из текста. Пошаговая самопроверка по эталону.    Сколько пар у вас получилось?Являются ли слова «два» и «пять» антонимами? Докажите свою точку зрения.Контекстуальные антонимы.  Есть ли антоним у слова «Антон», «он»? Что нового вы узнали об антонимах, выполняя самостоятельную работу? Не имеют антонимов числительные, имена собственные, местоимения. Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. Задание 6 
 |   
 | Самостоятельно выписывают антонимические пары. Проверяют по эталону. Участвуют в беседе. Доказывают свою точку зрения. Делают вывод. Оценивают свою работу. 
  
  
 | 
  |  8 |  Включение в систему знаний и повторение | - Много тайн хранит наш язык. Но чтобы открыть их, нужно учиться. Помощниками в этом вам могут стать разные словари.   Вспомним о словаре антонимов. Каково его назначение? Проблемное задание № 7. Работа в парах. Подберите антонимы к прилагательным. В случае затруднения обращайтесь к словарю.  мягкое (яблоко) - мягкий (хлеб) -  мягкая (зима) - мягкий (диван) -  Проверим.    мягкое (яблоко) - твёрдое мягкий (хлеб) - чёрствый  мягкая (зима) - суровая мягкий (диван) - жёсткий  
  У многозначных слов может быть несколько антонимов.  Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.    Задание № 8. Работа в парах. Устно исправьте ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар. Дидактический материал на столе учащихся.  Умный – глупец, книга – тетрадь, подниматься – спуск.  Умный – глупый, подниматься – спускаться.  Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки.    
 
  Задание № 9. Выполняем интерактивное тестовое задание. Один ученик у доски. Распечатанный материал на столах.  Оцениваем свою работу на данном этапе.    
 
 |  
 Вспоминают о словаре антонимов. Работают в парах, выполняя проблемное задание. Проверяют по эталону.  
 
  
 
  
 
  Отвечают на вопрос  
 
  
 
  
 
  Устно исправляют ошибки  
 
  
 
  
 
  Выполняют тестовое задание.  
 
  Оценивают свою работу | 
  |  9 |  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |  1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её достичь?  2. Что осталось непонятным?  3. Что показалось самым трудным?    4. Где можно применить новое знание?  5. В колонке таблицы «Что узнали» напишите синквейн по теме урока.  Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе самооценки.  Учитель оценивает работу учащихся |  Участвуют в рефлексии.  
  
  
  
  
  
  Пишут синквейн.  Оценивают свою работу на уроке | 
  |  10 |  Домашнее задание   |  Дифференцированное домашнее задание:   § 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам).Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых используются антонимы.Написать сочинение-миниатюру о русском языке с использованием антонимов. |  Записывают домашнее задание (по выбору) |