- Послушайте интересное стихотворение: Мне сказали: «Ваш Алёша, На уроке сел в калошу». Я смеюсь: «Ведь это ложь Нет таких больших калош!» Слайд «Сесть в калошу». Рисунок. - Я задумалась, бывают ли такие большие калоши? - Как же получилось? Что произошло с Алёшей на самом деле? - Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» (высказывания детей). Ставить в неловкое положение. - Послушайте, какая произошла история. (Маленький Захар рисовал и слушал разговор родителей. Когда мама посмотрела тетрадь старшего сына, сказала отцу: «Наш Вася пишет, как курица лапой».) - Малыш в разговоре взрослых услышал одно выражение и решил нарисовать так, как понял. - Кто понял, какой фразеологизм услышал мальчик? - Объясните его значение, когда оно употребляется в речи? Составьте устно с ним предложение. Слайд «ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ» рисунок. - Что значит, «писать как курица лапой»? (писать неразборчиво, неряшливо) Слайд - Послушайте четверостишье:- Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …(медвежью услугу) - Почему так говорят? При чём здесь медведь? - Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма? - Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых (показ словаря). (Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.) Справка для учителя. Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника. - На стр. 138 даётся объяснение фразеологизма. Резерв: стр. 1 упражнение 3 (выполнение работы по рядам) - Прочитайте внимательно задание. Работаем в парах, при выполнении упражнения советуйтесь друг с другом. |