kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Значения фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету "Русский язык" (2 класс) соответствует ФГОС. Использование разных форм работы способствует развитию познавательного интереса, позволяет решать целый комплекс развивающих и воспитательных задач, даёт возможность отслеживать уровень усвоения содержания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Значения фразеологизмов"»

Класс: 2 класс. 23.04.2016г.

Учебный предмет: Русский язык.

Автор учебника, учебных пособий: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Значения фразеологизмов

Цели урока:  овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами, наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами, сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Задачи урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.


Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник русского языка, тетрадь на печатной основе "Пишем грамотно №1", карточки со словарными словами, предметные рисунки, презентация в программе PowerPoint, карточки с тестовыми заданиями, учебники, тетради.

Планируемые результаты

Предметные: научиться применять в своей речи и при написании фразеологизмов, совершенствовать умения находить слова – фразеологизмы в тексте, решать учебные и практические задачи – безошибочно находить значение сочетание слов, получат возможность научиться пользоваться словарём фразеологизмов, способность контролировать свои действия, проверять написанное; решать учебные и практические задачи; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: ПУУД умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; освоение умения в нахождении и употреблении в своей речи фразеологизмы; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; развивать интерес к исследовательской деятельности; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологический настрой класса, проверка готовности учащихся к уроку.

«Громко прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!!!»



Девиз нашего урока «Новый день - новые знания!»


РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

- Ребята, вспомните из чего состоит наша речь?

- Сколько значений может быть у слова?

- А какое значение может быть у слова?

- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

– А что такое фразеологизмы? 

– Они употребляются в речи неделимым, устойчивым сочетанием.

- Что в переводе означает слово «Фразеологизм»?

- Раз слово взято не из русского языка, как оно будет называться? (заимствованным)

- Как мы можем определить значения фразеологизмов?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Постановка проблемы

- Выбери из подсказки фразеологизмы по их значениям. Запиши.

1. Усердно, прилежно трудиться –

2. Бездельничать –

3. Мало –

4. Быстро бежать –

Фразеологизмы: с гулькин нос, сидеть сложа руки, что есть духу, не покладая рук, воробью по колено, во всю прыть, лодыря гонять, не жалея сил, только пятки засверкали, до седьмого пота.

- Что вы подобрали к значениям слов? Что подобрали к фразеологизмам?

Уметь слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Определение темы и целей урока

Какая тема нашего урока?

Тема: Значение фразеологизмов.

Цель: наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами, сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас

Сообщение цели и темы урока. Наблюдение за значением фразеологизмов. 

Шаги деятельности на уроке

-Как вы думаете, какие виды упражнений  можно выполнить сегодня на уроке?

Какую последовательность действий определим для достижения данной цели?

(деформированный план,  с помощью учителя дети выстраивают последовательный план действий).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Повторение изученного материала

Постановка проекта выхода из проблемной ситуации

а)Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Сравните:

Повесить нос повесить пальто

Взять себя в руки взять ребенка на руки

-В каких столбиках выражения имеют прямое и переносное, шуточное значения.

-Как заменить выражения первого столбика одним словом?

б) Работа с учебником. Работа в парах

Упр.2, стр. 111, работа по карточкам

КУУД Коллективный разбор задания

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Проверка понимания изученного.

Чтение правила на с. 103 – 104 (повторение)

Упр.№3 (устно), стр. 112

Вывод: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом.

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

Знакомство с фразеологическими словарями.

- Какие фразеологизмы можно прочитать в книгах, а какие – услышать в разговоре?

Управление поведения партнера, оценка действия партнера

(Коммуникативные УУД)

Закрепление изученных знаний и способов действий.

- Творческая работа

- Придумай и запиши предложения с фразеологизмами, выбрав любые из предложенных. «Встречать хлебом - солью»

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Занимательное упражнение. Знакомство со словарём фразеологизмов.


- Послушайте интересное стихотворение:

Мне сказали: «Ваш Алёша,

На уроке сел в калошу».

Я смеюсь: «Ведь это ложь

Нет таких больших калош!» Слайд «Сесть в калошу». Рисунок.

- Я задумалась, бывают ли такие большие калоши?

- Как же получилось? Что произошло с Алёшей на самом деле?

- Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» (высказывания детей).

Ставить в неловкое положение.

- Послушайте, какая произошла история. (Маленький Захар рисовал и слушал разговор родителей. Когда мама посмотрела тетрадь старшего сына, сказала отцу: «Наш Вася пишет, как курица лапой».)

- Малыш в разговоре взрослых услышал одно выражение и решил нарисовать так, как понял.

- Кто понял, какой фразеологизм услышал мальчик?

- Объясните его значение, когда оно употребляется в речи? Составьте устно с ним предложение. Слайд «ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ» рисунок.

- Что значит, «писать как курица лапой»? (писать неразборчиво, неряшливо) Слайд

- Послушайте четверостишье:- Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу)

- Почему так говорят? При чём здесь медведь? - Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?

- Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жуковых (показ словаря).

(Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)  Справка для учителя.

Возникновение фразы: «медвежья услуга», именно так можно обозначить мораль басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь» (1818 г.). (Пустынник – отшельник.) В басне говорится, что Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику, прихлопнув муху, севшую тому на лоб, убил вместе с мухой и самого Пустынника.

- На стр. 138 даётся объяснение фразеологизма.

Резерв: стр. 1 упражнение 3 (выполнение работы по рядам)

- Прочитайте внимательно задание. Работаем в парах, при выполнении упражнения советуйтесь друг с другом.





КУУД

Коллективный разбор задания

Сотрудничество учителя и ученика


Информация о домашнем задании.

  • Придумать 5 фразеологизмов со словом глаз и написать их значение.


Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

- – Что такое фразеологизм? Какие бывают фразеологизмы?

Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? 

– Для чего в речи используются фразеологические обороты? 

VIII. Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов

Учитель говорит что если вы будете работать, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая головa.

Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Значения фразеологизмов"

Автор: Чарыева Татьяна Владимировна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по русскому языку по теме "К истокам слова. Биография слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-k-istokam-slova-bioghrafiia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "184503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426061921"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства