kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 класе в помощь молодым учителям для проведения уроков по теме :" Фонетика.Гласные звуки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование"»

Разработка урока по русскому языку в 5классе. Тема урока. Гласные звуки и их образование.

Цели:

-ознакомить учащихся с разделами науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика; научить разграничивать гласные звуки и их обозначение; - формировать представление отличия буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; -- развивать умение правильно выговаривать гласные и согласные звуки, а также развивать внимание и логическое мышление. -- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку; чувство такта, умение слушать учителя, анализировать и обобщать.

Тип урока: урок получения новых знаний. Форма урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: 1. Репродуктивный - для формирования новых знаний. 2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу. 3. Практический – для развития практических умений и навыков. Словарная работа: работа со словарями.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент. 2.Мотивация учебной деятельности.

Приветствие. Учитель обращается к классу , чтобы дети приготовились к уроку, открыли тетради и записали число. « Классная работа». Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с гласными звуками и их образованием. Узнаем разделы науки о языке, что они изучают. 3. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке вы изучили тему: «Фонетика, как раздел науки о языке». Вы разобрали вопросы: что такое фонетика, что она изучает, ее происхождение, и т. д. 4. Объяснение нового материала. Слово учителя.

Тема нашего урока «Гласные звуки и их образование». Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой – « не звонкий, невнятный, смутный», бор – «большой хвойный лес». Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков: с, л , ы, ш, у.

Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов (вол – вал, рама – мама), называются фонемами. Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами. Буквы – условные знаки для изображения звуков речи. Фонетика занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма.

2 Работа в тетрадях Словарная работа.

Мы сейчас узнали что в «стране Фонетика» живут звуки. Но у них есть – мудрая королева это - Орфоэпия - (от греч.orthos - правильный и epos – речь) – совокупность правил, которые устанавливают единообразное литературное произношение. Графика – ( от греч., grapho - пишу, рисую) – обозначение звуков буквами. 3. Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на стр.122 и еще раз прочитаем, что же такое фонетика?

Работаем со схемой «Звуки речи» . На схеме - гласные и согласные. Гласных звуков мы видим сколько? ( Дети отвечают – 6); Гласные бывают какие? Ответ - ударные и безударные. 4.Практическая работа.

Произносим все вместе и записываем в тетради - сначала гласные [а] -[о]; [у] -[э ]; и учитель даёт команду -- произнесите гласные звуки. А потом согласные звуки. -Учитель

- при произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия?

Сомкните губы, язык прижат к зубам ? – Дети отвечают – да! - Учитель. А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков?

Вывод. Читаем в учебнике. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно через рот. Слово учителя.

Дети, мы разобрались в различии между гласными и – согласными. 5. Мы переходим к очень важному разделу темы « Обозначение гласных звуков на письме.

Все, что я пишу на доске и объясняю, вы записываете в тетради. И так: гласные – это [а],[о],[и],[ы], [э],[у]. - состоят только из голоса. Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке используются буквы – А, О, И, Ы, Э. У. Я, Ю, Е. Ё. всего 10. Буквы а, о, у, э, ы, – обозначают ударные звуки [а́], [о́], [у́], [э́], [ы́] и их безударные варианты: 1. После твердых согласных; 2. В начале слова: – па́рус - паруса́, у́гол – угла́, во́ды – водяно́й, ты́л –тылы́. Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают: а) ударные звуки [а́], [у́] [ э́], [о́] б) и их безударные варианты - после мягких согласных: пять - [пʼа]ть -[пʼие]тьсот, тюль - [тʼу́]ль, петли - [пʼэ́]тли ­­- [пʼие]тлей, нёс - [нʼо́]с - [нʼие]сти;

2)В каких случаях буквы Я, Ю, Е , Ё передают два звука: [й а], [йу], [йэ], [йо ]? 1) В начале слова; 2) после гласного; 3) после разделительных ъ и ь [йа́]ма, [йу]биле́й, [йэ́]хать, [йо́]лка; съ[йэ]зд. 4 Буква и обозначает соответствующий звук [и] после мягких согласных, после гласных и в начале слова [сʼинʼий], [и]голка.

Примечания.

1 Буквой и обозначается звук[ы] после звуков [ж], [ш], [ц]: жить - ж[ы]ть, машина - маш [ы]на, цистерна - ц[ы] стерна.

2 Буквы а, у могут обозначать соответствующие звуки [а], [у] после всегда мягких [чʼ], [шʼ]: све [чʼа], [чʼу]жой; прощ [а] й, щ[у]кА. 3 Буквой о обозначается ударный звук [о] после всегда мягких звуков [чʼ], [шʼ]: [чʼо]каться, пле [чʼо]м, плащ – пла [шʼо]м. Физ.минутка.

Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)

Вопросы учителя учащимся для повторения изученного материала. Как образовались гласные звуки? Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите ударные звуки и их обозначение. Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука. В каких случаях буквы: Я, Ю, Е, Ё передают два звука? 6) Закрепление материала.

Работа по учебнику .

1.Упражнение263. Подберите и запишите односложные слова с гласными а, о, и, э, ы, у. Обозначьте в них гласные звуки. Чем ещё различаются эти слова, кроме звукового состава? Образец. Д [ ы ]м и д [о]м. 2.Работа в парах . Задание. Прочтите текст, который будет написан на доске. Перепишите его. 1-группа - подчеркнет одной чертой буквы Я, Ю. Е, Ё, обозначающие два звука ( звук [й]+гласный).

2 - группадвумя – буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие один звук с мягкостью предшествующего согласного. 3 – группа. Объясните, какие звуки обозначаются остальными буквами. Текст для работы в группах.

Есть в селе традиция.

Именно в труде, и только в труде, велик человек. Хозяин тот, кто трудится. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда. (М. Горький)

Проверка. Итог урока:

- Ребята. Что нового мы узнали на уроке? - Научились ли вы отличать буквы от звуков? Рефлексия деятельности.

Вспомним цели нашего урока.

Достигли ли мы их? Что вам понравилось на уроке? Кто был самым активным? А самым грамотным?

Вы молодцы, ребята. Все хорошо работали. Благодарю. Домашнее задание: параграф 50, 51. Упр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование"

Автор: Харламова Елена Архиповна

Дата: 04.11.2020

Номер свидетельства: 562386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ) "
    ["seo_title"] => string(139) "doklad-formirovaniie-umienii-samokontrolia-i-samootsienki-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-na-kolliektivnykh-uchiebnykh-zaniatiiakh-kuz"
    ["file_id"] => string(6) "144329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418698140"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Проектная деятельность в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(38) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "167057"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423043078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства