Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Гласные звуки и их образование"»
Разработка урока по русскому языку в 5классе. Тема урока. Гласные звуки и их образование.
Цели:
-ознакомить учащихся с разделами науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика; научить разграничивать гласные звуки и их обозначение; - формировать представление отличия буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; -- развивать умение правильно выговаривать гласные и согласные звуки, а также развивать внимание и логическое мышление. -- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку; чувство такта, умение слушать учителя, анализировать и обобщать.
Тип урока: урок получения новых знаний. Форма урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: 1. Репродуктивный - для формирования новых знаний. 2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу. 3. Практический – для развития практических умений и навыков. Словарная работа: работа со словарями.
1. Организационный момент. 2.Мотивация учебной деятельности.
Приветствие. Учитель обращается к классу , чтобы дети приготовились к уроку, открыли тетради и записали число. « Классная работа». Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с гласными звуками и их образованием. Узнаем разделы науки о языке, что они изучают. 3. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке вы изучили тему: «Фонетика, как раздел науки о языке». Вы разобрали вопросы: что такое фонетика, что она изучает, ее происхождение, и т. д. 4. Объяснение нового материала. Слово учителя.
Тема нашего урока «Гласные звуки и их образование». Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой – « не звонкий, невнятный, смутный», бор – «большой хвойный лес». Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков: с, л , ы, ш, у.
Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов (вол – вал, рама – мама), называются фонемами. Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами. Буквы – условные знаки для изображения звуков речи. Фонетика занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма.
2 Работа в тетрадях Словарная работа.
Мы сейчас узнали что в «стране Фонетика» живут звуки. Но у них есть – мудрая королева это - Орфоэпия - (от греч.orthos - правильный и epos – речь) – совокупность правил, которые устанавливают единообразное литературное произношение. Графика – ( от греч., grapho - пишу, рисую) – обозначение звуков буквами. 3. Работа с учебником.
Давайте откроем учебник на стр.122 и еще раз прочитаем, что же такое фонетика?
Работаем со схемой «Звуки речи» . На схеме - гласные и согласные. Гласных звуков мы видим сколько? ( Дети отвечают – 6); Гласные бывают какие? Ответ - ударные и безударные. 4.Практическая работа.
Произносим все вместе и записываем в тетради - сначала гласные [а] -[о]; [у] -[э ]; и учитель даёт команду -- произнесите гласные звуки. А потом согласные звуки. -Учитель
- при произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия?
Сомкните губы, язык прижат к зубам ? – Дети отвечают – да! - Учитель. А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков?
Вывод. Читаем в учебнике. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно через рот. Слово учителя.
Дети, мы разобрались в различии между гласными и – согласными. 5. Мы переходим к очень важному разделу темы « Обозначение гласных звуков на письме.
Все, что я пишу на доске и объясняю, вы записываете в тетради. И так: гласные – это [а],[о],[и],[ы], [э],[у]. - состоят только из голоса. Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке используются буквы – А, О, И, Ы, Э. У. Я, Ю, Е. Ё. всего 10. Буквы а, о, у, э, ы, – обозначают ударные звуки [а́], [о́], [у́], [э́], [ы́] и их безударные варианты: 1. После твердых согласных; 2. В начале слова: – па́рус - паруса́, у́гол – угла́, во́ды – водяно́й, ты́л –тылы́. Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают: а) ударные звуки [а́], [у́] [ э́], [о́] б) и их безударные варианты - после мягких согласных: пять - [пʼа]ть -[пʼие]тьсот, тюль - [тʼу́]ль, петли - [пʼэ́]тли - [пʼие]тлей, нёс - [нʼо́]с - [нʼие]сти;
2)В каких случаях буквы Я, Ю, Е , Ё передают два звука: [й а], [йу], [йэ], [йо]? 1) В начале слова; 2) после гласного; 3) после разделительных ъ и ь [йа́]ма, [йу]биле́й, [йэ́]хать, [йо́]лка; съ[йэ]зд. 4 Буква и обозначает соответствующий звук [и] после мягких согласных, после гласных и в начале слова [сʼинʼий], [и]голка.
Примечания.
1 Буквой и обозначается звук[ы] после звуков [ж], [ш], [ц]: жить - ж[ы]ть, машина - маш [ы]на, цистерна - ц[ы] стерна.
2Буквы а, у могут обозначать соответствующие звуки [а], [у] после всегда мягких [чʼ], [шʼ]: све [чʼа], [чʼу]жой; прощ [а] й, щ[у]кА. 3 Буквой о обозначается ударный звук [о] после всегда мягких звуков [чʼ], [шʼ]: [чʼо]каться, пле [чʼо]м, плащ – пла [шʼо]м. Физ.минутка.
Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)
Вопросы учителя учащимся для повторения изученного материала. Как образовались гласные звуки? Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите ударные звуки и их обозначение. Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука. В каких случаях буквы: Я, Ю, Е, Ё передают два звука? 6) Закрепление материала.
Работа по учебнику .
1.Упражнение263. Подберите и запишите односложные слова с гласными а, о, и, э, ы, у. Обозначьте в них гласные звуки. Чем ещё различаются эти слова, кроме звукового состава? Образец. Д [ ы ]м и д [о]м. 2.Работа в парах . Задание. Прочтите текст, который будет написан на доске. Перепишите его. 1-группа - подчеркнет одной чертой буквы Я, Ю. Е, Ё, обозначающие два звука ( звук [й]+гласный).
2 - группа – двумя – буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие один звук с мягкостью предшествующегосогласного. 3 – группа. Объясните, какие звуки обозначаются остальными буквами. Текст для работы в группах.
Есть в селе традиция.
Именно в труде, и только в труде, велик человек. Хозяин тот, кто трудится. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда. (М. Горький)
Проверка. Итог урока:
- Ребята. Что нового мы узнали на уроке? - Научились ли вы отличать буквы от звуков? Рефлексия деятельности.
Вспомним цели нашего урока.
Достигли ли мы их? Что вам понравилось на уроке? Кто был самым активным? А самым грамотным?
Вы молодцы, ребята. Все хорошо работали. Благодарю. Домашнее задание: параграф 50, 51. Упр.