kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Корень слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень», «однокоренные слова».

Задачи:

а) образовательныенаучить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Корень слова" 3 класс»



Предмет: Русский язык

Класс: 3Б

Тема урока: Корень слова

Цель: сформировать у учащихся такие понятия, как «корень», «однокоренные слова».

Задачи:

а) образовательныенаучить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.

Тип урока: УОНЗ

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, сказка, эврестическая беседа).

Необходимое оборудование: рабочие тетради, учебник, ручки, карандаши, наглядность, раздаточный материал.

Ход урока:

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель: Прозвенел звонок. Мы снова на уроке русского языка.

Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей.

Дети: Рады видеть мы гостей-

Дорогих учителей!

Всем-всем – добрый день!

Учитель: Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте. Присаживайтесь.

Учитель: Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.

Сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие по стране, которая называется «Морфемика». Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Для того, чтобы урок прошел не зря, предлагаю вам всем сегодня держать ушки на макушке. – Как вы понимаете смысл данного фразеологизма? (быть внимательным).

ІІ. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. «Чистописание» Ушки на макушке. Напишите фразеологизм правильно и красиво.





2. Давайте возьмём рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.

А) 5 учащихся работают по карточкам;

Б) остальные ребята работают с учителем устно «Ромашка»

Продолжи предложение:

Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема – это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая…

Синонимы- это….

Многозначные слова- это слова имеющие….

Я, ты, он, она- это….

Антонимы- это….

Молодцы!

ІІІ. Создание проблемной ситуации.

Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

1.Отгадывание загадки.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.

2. Работа с толковым словарём.(Двое учащихся работают с толковым словарём- Дуспанов С., Изаак Д.)

-Какое значение этого слова относится к морфемике?

IV .Этап выявления места и причины затруднений

1. Орфографическая разминка. (Работа в парах)

Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

 Хок…ей, ов…щи, тер…итория, пш…ница, празд…ик, комп…ютер;

овё…, жё…тый, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.



V. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

   - Сформулируйте тему урока.

Корень слова.

- Какие цели мы поставим на уроке?

Определять… (значение слова)

Подбирать… (родственные слова)

Находить общую часть слова-… (корень)

VI. Реализация построенного проекта

  1. Работа с учебником. Один у доски.

-Чтобы раскрыть 1-й секрет Корня, нам надо выполнить Упр. 130

Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

- Прочитайте слова без корня.

- Можно ли без корня понять значение слова?

Вывод (1-й секрет). (чтение правила на стр. 74)

Корень – главная значимая часть слова.

Мы раскрыли 1-й секрет. И двигаемся дальше.

Физминутка

- Я буду называть однокоренные слова к словам -лес, -сад , а вы если услышите слова с корнем лес – то поднимаете руки вверх и хлопаете, если с корнем сад – то опускаете руки вниз и тоже хлопаете.

Лесник, садовник, садик, лесной, садовый, посадка, пересадка, лесопилка, лесничий, садовод.



- Хорошо, сели.

2. Лингвистическая сказка.

Жил-был много лет назад корень –цвет -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

   Посадили люди корень, стал он расти. И много слов стало появляться на этом дереве: цветение, зацветают…

-Ребята, интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (в корне)





Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Чтобы раскрыть 3 секрет прочитайте правило на стр. 75.

Вывод (3 секрет). Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

- Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).

Давайте посмотрим на дерево ещё раз. Я называю слова, а вы определяете часть речи.

Цветение- им.существительное

Расцветать- глагол

Цветной – им.прилагательное

Цветник – им.существительное

Цветочный- им.прилагательное

Цветок- им.существительное.



Раскраваем 4 секрет.

Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

VIII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.

1.Упр.132 1 ряд- чистота….

2 ряд- сказывать…

3 ряд- масло….

Оцените работу на полях.

2. Тест.

1. Корень – это...

А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. Чтобы найти корень, нужно...

А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова

3. Однокоренные слова...

А) могут быть только одной частью речи,



Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

4. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.



IX .Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Над какой темой урока мы сегодня работали?

-Удалось достичь поставленные цели?

Оценивание

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?

-Знак – корень слова.

-Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:

  • красный – урок понравился, мне всё понятно;

  • жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;

  • зелёный – урок понравился, но я не понял тему урока;

  • синий – урок не понравился и я не понял тему урока.



X. Домашнее задание

1.Выучить правило на стр. 74-75

2. Выполните упражнение 134 на стр.75


XI. Итоги урока

Урока время истекло,            

Я вам, ребята благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Корень слова" 3 класс

Автор: Бондина Наталия Николаевна

Дата: 16.04.2020

Номер свидетельства: 546895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока. Русский язык. "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkii-iazyk-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "177247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424609573"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedi"
    ["file_id"] => string(6) "356663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478608883"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме "Буквы о и а в корне -гор- - -гар-" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-o-i-a-v-kornie-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "132504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340214"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokaporusskomuiazykuv6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "285046"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454080420"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка интегрированного урока.  Русский язык и познание мира. "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-russkii-iazyk-i-poznaniie-mira"
    ["file_id"] => string(6) "178164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424783953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства