Сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие по стране, которая называется «Морфемика». Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Для того, чтобы урок прошел не зря, предлагаю вам всем сегодня держать ушки на макушке. – Как вы понимаете смысл данного фразеологизма? (быть внимательным).
ІІ. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
«Чистописание» Ушки на макушке. Напишите фразеологизм правильно и красиво.
2. Давайте возьмём рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.
А) 5 учащихся работают по карточкам;
Б) остальные ребята работают с учителем устно «Ромашка»
Продолжи предложение:
Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая…
Синонимы- это….
Многозначные слова- это слова имеющие….
Я, ты, он, она- это….
Антонимы- это….
Молодцы!
ІІІ. Создание проблемной ситуации.
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
1.Отгадывание загадки.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
- Что это? (Корень)
Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.
2. Работа с толковым словарём.(Двое учащихся работают с толковым словарём- Дуспанов С., Изаак Д.)
-Какое значение этого слова относится к морфемике?
IV .Этап выявления места и причины затруднений
1. Орфографическая разминка. (Работа в парах)
Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
V. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
- Сформулируйте тему урока.
Корень слова.
- Какие цели мы поставим на уроке?
Определять… (значение слова)
Подбирать… (родственные слова)
Находить общую часть слова-… (корень)
VI.Реализация построенного проекта
Работа с учебником. Один у доски.
-Чтобы раскрыть 1-й секрет Корня, нам надо выполнить Упр. 130
Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
- Прочитайте слова без корня.
- Можно ли без корня понять значение слова?
Вывод (1-й секрет). (чтение правила на стр. 74)
Корень – главная значимая часть слова.
Мы раскрыли 1-й секрет. И двигаемся дальше.
Физминутка
- Я буду называть однокоренные слова к словам -лес, -сад , а вы если услышите слова с корнем лес – то поднимаете руки вверх и хлопаете, если с корнем сад – то опускаете руки вниз и тоже хлопаете.
Жил-был много лет назад корень –цвет -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. И много слов стало появляться на этом дереве: цветение, зацветают…
-Ребята, интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?
- Что общего у всех слов? (Значение)
- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (в корне)
Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
VII.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Чтобы раскрыть 3 секрет прочитайте правило на стр. 75.
Вывод (3 секрет). Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
- Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).
Давайте посмотрим на дерево ещё раз. Я называю слова, а вы определяете часть речи.
Цветение- им.существительное
Расцветать- глагол
Цветной – им.прилагательное
Цветник – им.существительное
Цветочный- им.прилагательное
Цветок- им.существительное.
Раскраваем 4 секрет.
Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
VIII.Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.
1.Упр.132 1 ряд- чистота….
2 ряд- сказывать…
3 ряд- масло….
Оцените работу на полях.
2. Тест.
1. Корень – это...
А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.
2. Чтобы найти корень, нужно...
А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова
3. Однокоренные слова...
А) могут быть только одной частью речи,
Б) могут быть только разных частей речи,
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
4. В какой строке записаны однокоренные слова?
А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);
Б) купить, купаться, купание
В) трава, травяной, травинка.
IX .Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Над какой темой урока мы сегодня работали?
-Удалось достичь поставленные цели?
Оценивание
Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?
-Знак – корень слова.
-Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:
красный – урок понравился, мне всё понятно;
жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;
зелёный – урок понравился, но я не понял тему урока;
синий – урок не понравился и я не понял тему урока.