Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 6 классе казахской школы. Урок русского языка на тему "Корень слова. Однокоренные слова ". Данный урок был проведен в групповой форме.В разработке были использованы следующие виды работ: игры,исследовательская работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
карточки со словами для исследования: дом, домик, домище;
картинки с изображением дома, домика, домища;
конверты с карточками групп однокоренных слов для первичного закрепления;
Карточки для индивидуальной работы:
группа слов для первичного закрепления;
задания и планы работы для групповой работы
ТСО: ИД, слайды;
Ожидаемый результат: В ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями "корень", "родственные слова", научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов.
Ход урока
I. Организационный момент:
Психологический настрой.
Девиз к уроку:
«Знания зовут, а дела не ждут».
Правила работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
У. Сегодня нам предлагают принять участие в конкурсе эрудитов.
- Хотите вы принять участие?
Д. - Да!
У. - Задание находится в конверте. Вскройте и прочитайте его.
Д. - Дети вскрывают конверт и читают задание:
Дорогие ребята! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе "Знатоки русского языка". Для этого вы должны выполнить задание.
1. Прочитайте слова:
ЗВОНОК,ЗВОНИТЬ, ЗВОНКИЙ, ПЕРЕЗВОН.
2. Выделите корень.
Желаем успехов!
Оргкомитет конкурса.
III. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемного вопроса.
У.- Почему не выполняете задание? В чём вы испытываете затруднение?
? Д.- Мы не знаем, что такое корень.
- Мы не знаем, как выделять корень.
У.- Значит, чтобы выполнить это задание, что мы должны узнать? Какой возникает вопрос?
Д.- Что такое корень?
- Как выделить корень в слове?
(Вопросы учащихся фиксируются на доске)
2. Наблюдение и фиксация новых знаний.
У.- Чтобы ответить на ваши вопросы, предлагаю провести наблюдение.
(На интерактивной доске слайд с изображением дома, домика, домище. Под ними надписи со словами дом, домик, домище.)
У.- Посмотрите на слайд , прочитайте слова под ними. Что вы заметили?
(Одинаковое ли значение у этих слов?)
Д.- У этих слов близкое значение.
У.- Определите лексическое значение слов по словарю.
Д.- дом - жилище для ...
домик - это маленький дом
домище - это большой дом
У.- Что их объединяет?
Д.- У них общая часть: -дом-.
У.- Можно ли сказать, что дом, домик, домище - это три формы одного и того же слова?
Д.- Нет.
У.- Почему?
Д.- При изменении формы слова изменяется окончание, а значение слова не меняется.
У.- Давайте проверим!
У.- Измените форму
Д.- Изменяют форму слов: дом, дома, дому, домом, о доме.
У.- Если "убрать" части, которыми отличаются слова, что останется?
Д.- (ответы детей: Корень «дом»).
У.- Давайте проверим. Закройте листочком части, которыми отличаются слова.
Д.- (дети выполняют задание)
У.- Вы убрали части, которыми отличаются слова.
Какая часть слова осталась?
Д.- Останется часть слова -дом-.
У.- Какая она во всех этих словах?
Д.- Одинаковая или общая.
У.- Как, по вашему, может называться общая часть в таких словах?
Д.- (ответы детей: Корень).
У.- Знаете ли вы, как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению?
Д.- (ответы детей: Однокоренные).
У.Давайте проверим правильность наших рассуждений с доски.
Д.- (читают правило). Вывод: Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными. Корень слова – общая часть родственных слов.
У.- Что вы узнали из правила?
Д.:
1. Как называются слова, которые имеют общую часть и близки по значению. Это родственные слова.
У.- Родственные слова по- другому ещё называют - однокоренными словами.
2. Мы узнали, что такое корень слова.
3. А также, каким знаком выделяется корень в слове.
У.- Сформулируйте тему и цели урока.
Тема: Корень слова.
Однокоренные слова. (Слайд )
Цели: Знакомство с понятиями «корень слова»,умение выделять корень слова
У.Ребята, встаньте, пожалуйста, и посмотрите вокруг. Найдите слова, которые являются однокоренными и назовите их.
Докажите правильность своего ответа, найдите значение этих слов в толковом словаре.
(В классе на карточках развешаны слова, среди которых есть однокоренные слова: лес, лесник, лесок, лесной, сок, гусь, подснежник, ход).
Д.- (находят однокоренные слова, доказывают правильность своего выбора)
Д.- лес, лесник, лесок, лесной.
У.- Почему вы выбрали именно эти слова?
Д.- Так как у них есть общая главная часть слова. Это корень - лес-. Эти слова близки по значению:
лес - место, где растёт много деревьев
лесник - профессия человека работающего в лесу
лесок - маленький лес
лесной - воздух, житель
У.- Какие слова лишние среди этой группы слов?
Д.- Это слова – сок, гусь, подснежник, ход.
У. – Молодцы , ребята! Здорово!
Оцените себя в листе успеха. Кто нашёл два однокоренных слова и их значения, тот получит «3»,а кто нашёл три однокоренных слова и их значения, тот получит «4», кто нашёл четыре однокоренных слова и их значения, тот получит «5»
2. Работа в группах.
У.Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в группах. Разделимся на 3 группы. Я говорю вам цифру, вы запоминайте.
Вам нужно:
Взять пакет с заданием.
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Один из участников группы должен представить отчет группы.
На выполнение этого задания даётся 4 минуты.
На оценку “3”выполняете задание под №1
На оценку “4” выполняете под №1 и №2
На оценку “5”выполняете под №№1,2,3
Задание для группы № 1.
Прочитайте группу слов.
По каким признакам эти слова объединены в одну группу и как они называются?
Докажите правильность своего ответа.
Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для наблюдения в группе №1:
город, городской, городок, пригородный
Задание для группы № 2.
Прочитайте текст.
Найдите родственные слова.
Докажите правильность своего ответа
Подготовьте отчёт о работе по плану.
Текст для наблюдения для группы № 2:
Грибники.
Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!
Задание для группы № 3.
1. Соберите из пазлов картинку и наклейте её на картон.
2. Рассмотрите её и прочитайте слова.
3. Найдите родственные слова.
4. Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для наблюдения в группе №3:
море, морской, моряк, заморский
2. Отчёт групп - проверка выполнения задания.
План отчёта группы № 1.
Мы работали с группой слов (назвать слова).
У этих слов схожее _____________________.
Во всех словах есть общая часть ____________.
Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.
Вывод: слова, имеющие общую часть и схожее значение называются
_________________________________.
План отчёта группы № 2.
Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).
У этих слов схожее _____________________.
Во всех словах есть общая часть ____________.
Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.
Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются
_________________________________.
План отчёта группы № 3.
Мы работали с пазлами и нашли на картинке слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).
У этих слов схожее _____________________.
Во всех словах есть общая часть ____________.
Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.
Вывод: слова имеющие общую часть и схожее значение называются
_________________________________.
У.Молодцы, ребята!
V. Физминутка.
VI. Выполнение конкурсного задания.
1. Фронтальная устная работа с проговариванием и фиксацией на доске.
У.- Ну а теперь вернёмся к началу урока.
- На какие вопросы мы нашли ответы?
Д.- Мы узнали, что такое корень. Корень - это главная часть слова.
- Мы сможем выделить корень в словах и обозначить его с помощью обозначения: ...
У.- Значит, мы теперь сможем выполнить конкурсное задание?
Д.- Да.
Д.- Выделите корень в словах: звонок, звонить, звонкий, перезвон.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Заполнение листа самооценки.
У.- Теперь возьмите листочки голубого цвета.
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка
по теме "Корень слова"
Фамилия _____________________ Имя ____________________
Я знаю
да
нет
не знаю
что такое корень
что такое однокоренные слова
Я умею
находить корень слова в группе родственных слов
По листу успеха посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать.
Надо ли ещё поработать над этой темой.
Подведение итогов по листу успеха.
Кто получил
от 9 до 10 баллов, сегодня получает за урок “5” от 6 до 8 – оценку “4” от 5 до 7 – “3” ниже 5 – “ещё работать над темой”.
VIII. Обсуждение домашнего задания.
Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить после изучения данной темы? (собрать группу однокоренных слов; найти текст с родственными словами, сочинить стихотворение, сказку о корне слова, или нарисовать постер о корне слова).