Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку»
Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему:
Определительные местоимения
Тип урока: комбинированный.
Образовательная цель для учащихся: совершив путешествие по стране «Местоимений», узнать новое о ее жителях и вспомнить уже изученный материал о местоимении.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Приемы: тестовая работа, «мозговой штурм», игра «Четвертое лишнее», работа в парах, взаимопроверка, самооценка.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в огромный мир русского языка, в страну местоимений. На чем мы совершим это путешествие? Лучшего средства, чем поезд, просто не найти. В нашем поезде сегодня 3 вагона – 3 группы. Моими помощниками, проводниками вагонов, будут… (назначаю помощников в каждом вагоне), машинистами…., остальные – пассажиры. Проверьте у себя наличие сопроводительного документа, без него в этой стране нам не обойтись. У вас на партах лежат оценочные листы, после выполнения задания вы ставите + или -, ?, в конце урока я соберу их и выставлю вам отметки. Итак, мы отправляемся. Запишите дату урока, классная работа. Оставьте строчку пустой для темы урока, мы ее запишем позже.
2. Объявление темы и цели урока
- Во время нашего путешествия мы встретим старых знакомых, вспомним изученные разряды местоимений и правила их написания, но нам предстоит и встреча с новыми жителями страны местоимений. Мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений. Ребята, как вы думаете, с какой целью мы изучаем местоимения?
3. а) Повторение изученного материала по морфологии и орфографии (работа в группах)
Звучит колокольчик
- Первая наша остановка в стране Местоимений «Старые Знакомые».
Здесь живут знакомые нам местоимения и правила их написания. На этой станции включаемся в игру «Мозговой штурм». Каждая группа (вагон ) получает задание. На ваших столах папки с заданиями. Откройте стр. №2. В течение 1 минуты необходимо ответить на вопросы теста. Обращайтесь за помощью к соседям. Пользуйтесь сопроводительным документом . Через минуту мы проверим результаты работы. Для поезда очень важно двигаться строго по графику. Следить за графиком нашей работы будут часы. Приступить к работе.
б) Тест
1) Подчеркните «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений. Устно объясните ответ. 1. Этот 2. Твой 3. Тот 4. Столько
2) Найдите ошибку в определении разряда местоимений. Подчеркните ответ. Устно исправьте ошибку. 1. Кое-кто - неопределённое 2. Себя - личное 3. Такой - указательное 4. Ты- личное
3) Подчеркните слово, которое пишется через дефис. Устно объясните ответ. 1. (ни) чего 2. (не) кто 3. (кое) чей 4. (у) меня
- Пассажиры из первого вагона, доложите о результатах «мозгового штурма».
(Ученик читает вопросы и правильные ответы. Задания проецируются на экран.)
- Ваше пребывание на станции успешно. (аналогично со 2-3 вагонами).
Отметьте в оценочных листах результаты «мозгового штурма». Молодцы! На станции «Старые знакомые» мы встретили старых знакомых: изученные разряды местоимений и правила написания местоимений. Отправляемся в путь дальше.
4. а) Словарно-орфографическая работа в парах (игра «Орфографическая дуэль»)
- Наш поезд прибыл на станцию «Орфографическая». (звук колокольчика). Жители станции подготовили задание для проверки умения писать грамотно. Задание для машиниста и проводника: записать словосочетания, определить разряд и объяснить написание местоимений.
(Н…) чем (не) удивишь
(н..) (о) чем (не) догадывался
(не) делал (н..) кому зла
прик…снуться к чему..(нибудь)
стряхнуть (с) него
поманить (за) собой
предл…жить кому…(нибудь)
чей…(то) голос
(не) говорил (обо) мне.
б) Индивидуальная работа по карточкам для помощника машиниста (3 карточки).
Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания, определите разряд местоимений.
Тоскуешь по (мы)
Подъехал к (он)
Советовался с (вы)
Заботился о (они)
Говорил обо ( я)
-Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру «Четвёртое лишнее».
-Запишите четвертое лишнее в тетрадь, объясните.
в) Игра «Четвёртое лишнее»
он, она, оно, я (мест 1 л, ост. – 3л)
я, ты, они, он (все –ед.ч., мн.ч.)
мы, он, но, вы (союз, ост.-мест)
ты, к, от, за, (мест, ост- предлоги)
мне, мну, мни, мнём (мест, ост – глаголы)
- Вы справились с заданием. Молодцы! Жители этой станции – очень грамотные люди. Уверена, что вы тоже станете ее постоянными жителями. Я вижу, что вы устали, давайте выполним веселую физминутку.
5. Физкультминутка
6. Изучение нового материала
а) словарная работа.
- А наш поезд на станции «Новая» (звук колокольчика). В стране местоимений есть еще один новый разряд, с которым вы еще не знакомы. Познакомимся с ними поближе. Жители этой станции предлагают нам выполнить задание. После этого мы узнаем название нового разряда. Выберете букву для написания следующих слов:
Позв(о,а)лять шалости
Велоси(п,пп)ед
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Со(л,лл)дат
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения». Запишите в тетрадь.
б) работа с учебником.
- Откройте учебник русского языка на стр.91 п.85.Прочитайте материал для знакомства. Прочтите местоимения в рамочке. Запомнить жителей необходимо, их просто нужно знать в лицо. Но почему они получили название «определительные»? (Они указывают на качества предмета, то есть чаще всего заменяют прилагательные, которые в предложении чаще всего являются определениями. Отсюда и название определительные).
в) Докажите, что эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, выполнив задание.
Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания.
Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам) Сделайте вывод.
г) формирование умения применять полученные знания (индивидуальная работа на местах с устным комментированием).
- Мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения.
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился. Дайте название тексту. Объясните слово книголюб. Как изменяются О.М.? Запишите местоимения. Выделите окончания местоимений. Проверьте текст.
- Знакомство с жителями станции «Новая» прошло вполне успешно. Пора двигаться дальше. (гудок)
7. а) Синтаксическая минутка (работа в группах).
- А наш поезд знаний на станции «Синтаксическая» (колокольчик). На этой станции живут словосочетания и предложения. Название станции произошло от слова «синтаксис», что означает словосочетания и предложения. А теперь работаем в своих группах, обращаясь за помощь к соседям. Найдите задание на стр. №3. Вам необходимо в данном вам предложении найти все местоимения, указать их разряды сверху. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркнуть местоимения как член предложения. На выполнение задания вновь 1 минута. Можно пользоваться сопроводительным документом. Приступить к работе.
Всякая работа мастера хвалит.
На каждый роток не накинешь платок.
Всякая душа празднику рада.
- Проверим результаты работы. (Учащиеся комментируют по порядку вагонов.). Пассажиры каждого вагона справились с заданием. Все предложения – это русские пословицы, произведения фольклора. Объясните значение пословиц.
- Местоимения очень употребительны в нашей речи. Они прочно поселились на станции «Синтаксическая».
б) Ребята, как фразеологические обороты вы знаете с определительными местоимениями?
Запишите фразеологизм, вставив пропущенные буквы, объясните смысл: Например: сам (не) свой – не такой, как всегда.
См…треть во все глаза, кр…чать (во) всё горло, б…жать (во) все лопатки, мастер (на) все руки, от всего сер…ца, (со) всех ног, (на)всю к…тушку, каждый встреч…ный, (на) всякий случ…й.
8. Устранение ошибок в употреблении местоимений. Игра «Лови ошибку».
- Наш путь продолжается. Мы попали в Лабиринт ошибок. (3 раза гудит) Итак, внимание: наш поезд подал сигнал. Впереди опасность. Найдите задание на стр. 4.Устраните речевые ошибки. Прочитайте предложения в исправленном виде. Укажите разряд местоимений.
1. На ихних огородах много травы выросло.
2. Мы играем евоными игрушками.
3. Мы с имя давно дружим.
- Опасный участок в стране местоимений нами успешно преодолен. Будьте всегда внимательны, употребляя местоимения.
9. Станция «Итоговая»
Домашнее задание. Жители станции приготовили для вас интересные задания в подарок (конверты с заданиями) упражнение № 491, на отметку 4, творческое задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Для чего служат местоимения?» на -5. Вам надо выбрать одно из заданий и выполнить его.
- Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.
Заполните свои оценочные листы. Поставьте себе оценки. Не забудьте подписать свои фамилии. Передайте оценочные листы проводникам.
10. Рефлексия
Что вспомнили на станции «Старые знакомые»? Чему учились на станции «Орфографическая»? Что узнали на станции «Новая»? Что делали на станции «Синтаксическая»? Чему учились на станции «Итоговая»? Еще мы работали над грамотной речью. Наше путешествие было успешным. Молодцы.