kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Способы сжатия текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №20.Способы сжатия текста

Цели: систематизировать знания по теме; научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию; развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации; прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя, учащихся

УУД

1.Орг момент

Приветствие

К.:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.Подготовка к ОГЭ.Повторение

Задание 5.:серебряный, истинный, неписаный, брошенный, непрошеный, погашенный, неожиданно, пшеница, воспитанница, масленица, кожаный, телевизионный, опубликованный, окруженный, отчаянный,задача решена, необыкновенный, священный, бешеный, мученик

К.:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.Актуализация знаний.Постановка целей урока,определение темы урока

-Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова на доске, запишите комментируя орфограммы

сокращение, свертывание, уменьшение, …

- Как называются данные слова? (синонимы)

-Дополните данный синонимический ряд синонимом лингвистическим термином (сжатие)

- Определите слово по его лексическому значению: это лингвистический термин, в переводе с латинского обозначает «ткань, сплетение, связь, сочетание» (текст)

- Опираясь на данные рассуждения, сформулируйте тему урока.(Сжатие текста)

-Опираясь на тему, сформулируйте цели:

1) повторить известные приемы … …;

2) познакомиться с новым … … …;

3) учиться использовать … … …. ….

- Почему обратились к этой теме? ( нужно писать ОГЭ, можно использовать на других уроках, выбирая нужную информацию; компьютерное сжатие информации- иметь представление об этом)

Р.: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

4.Работа по теме урока

Известны три способа сжатия текста:
1. исключение

исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; 
исключение повторов; 

 исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; 
 исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. 

Пример:

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
до сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
2. обобщение

• замена однородных членов обобщающим наименованием; 
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением; 
• замена предложения или его части указательным местоимением; 
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; 
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым; 
• замена прямой речи косвенной.


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

3. Упрощение.

 образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.


ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

П.: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».

5.Закрепление темы урока

2. Прочитайте  текст, сформулируйте задание. 9сжать исходные тексты)

1) « Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман - три последние месяца моей жизни. Мое здоровье требовало морских ванн и меня опустили в Одессу. Покинув Кишинев, теперь я опять в Одессе …,» - писал Пушкин брату Льву о перемене в своей жизни.(замена прямой речи косвенной)

2) В 1823 году Одессе было тридцать лет. Но строилась она красиво, пышно, стремительно. Только зелени и садов не было совсем. Голая степь и – море внизу под обрывами. И питьевой пресной воды мало. После дождя город преображался, свежел, благоухал. Но зато развозило дороги: ни пройти ни проехать.(обобщение)

3) Пушкин поселился в гостинице купца Рено, в соседстве с театром, на Ришельевской улице. Современник писал: « По обеим сторонам этой великолепной улицы встречаешь огромные дома в два и три этажа, магазины и роскошные казино».(замена прямой речи косвенной)

4) По утрам Пушкин в открытую дверь балкона видел море, слышал его мерный и сильный грохот. (исключение отдельных членов предложения)

5) Он не изменял своей привычке работать по утрам. После кофе поднимался к себе и садился на диван, распахнув настежь окна и двери балкона. Влажный сквозняк бодрил его.( исключение отдельных членов предложения, образовать одно предложение)

6) Каждый вечер Одесса устремлялась в театр. Казалось, это не театр, а храм, так стройны и торжественны были его портики и колоны, увенчанные скульптурами. Итальянская труппа состояла из выдающихся певцов, оркестр был прекрасный, Пушкин упивался мелодиями «Сороки-воровки» Россини.(обощение)

(Ответы)

В письме к брату Льву Пушкин пишет, что поехал в Одессу на лечение.

В 1823 году Одесса – строящийся, красивый город, расположенный в безводной степи на берегу моря.

Пушкин поселился на Ришельевской улице. Современник вспоминает, что на улице стояли огромные дома, магазины, казино.

В открытую дверь балкона поэт видел море.

По утрам Пушкин работал, распахнув окна и впуская влажный сквозняк.

Р.:Составлять план и последовательности действий. Искать пути решения проблемы. П.:строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».

6.Этап подведения итогов урока

-Какие ключевые слова присутствовали сегодня на урока?-Что осталось непонятным?

Р.:Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

7.Этап информирования о выполнении домашнего задания

ОК, работа с упражнениями в учебнике №26,44, 47(сжатие текстов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Способы сжатия текста"»

Урок №20.Способы сжатия текста

Цели: систематизировать знания по теме; научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию; развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации; прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя, учащихся

УУД

1.Орг момент

Приветствие

К.:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.Подготовка к ОГЭ.Повторение

Задание 5.:серебряный, истинный, неписаный, брошенный, непрошеный, погашенный, неожиданно, пшеница, воспитанница, масленица, кожаный, телевизионный, опубликованный, окруженный, отчаянный,задача решена, необыкновенный, священный, бешеный, мученик

К.:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.Актуализация знаний.Постановка целей урока,определение темы урока

-Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова на доске, запишите комментируя орфограммы

сокращение, свертывание, уменьшение, …

- Как называются данные слова? (синонимы)

-Дополните данный синонимический ряд синонимом лингвистическим термином (сжатие)

- Определите слово по его лексическому значению: это лингвистический термин, в переводе с латинского обозначает «ткань, сплетение, связь, сочетание» (текст)

- Опираясь на данные рассуждения, сформулируйте тему урока.(Сжатие текста)

-Опираясь на тему, сформулируйте цели:

1) повторить известные приемы … …;

2) познакомиться с новым … … …;

3) учиться использовать … … …. … .

- Почему обратились к этой теме? ( нужно писать ОГЭ, можно использовать на других уроках, выбирая нужную информацию; компьютерное сжатие информации- иметь представление об этом)

Р.: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

4.Работа по теме урока

Известны три способа сжатия текста:
1. исключение

исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; 
исключение повторов; 

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; 
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. 

Пример:

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
до сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
2. обобщение

• замена однородных членов обобщающим наименованием; 
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением; 
• замена предложения или его части указательным местоимением; 
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; 
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым; 
• замена прямой речи косвенной.


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.


3. Упрощение.

образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи. 

заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную.


ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.


П.: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».


5.Закрепление темы урока

2. Прочитайте текст, сформулируйте задание. 9сжать исходные тексты)

1) « Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман - три последние месяца моей жизни. Мое здоровье требовало морских ванн и меня опустили в Одессу. Покинув Кишинев, теперь я опять в Одессе …,» - писал Пушкин брату Льву о перемене в своей жизни.(замена прямой речи косвенной)

2) В 1823 году Одессе было тридцать лет. Но строилась она красиво, пышно, стремительно. Только зелени и садов не было совсем. Голая степь и – море внизу под обрывами. И питьевой пресной воды мало. После дождя город преображался, свежел, благоухал. Но зато развозило дороги: ни пройти ни проехать.(обобщение)

3) Пушкин поселился в гостинице купца Рено, в соседстве с театром, на Ришельевской улице. Современник писал: « По обеим сторонам этой великолепной улицы встречаешь огромные дома в два и три этажа, магазины и роскошные казино».(замена прямой речи косвенной)

4) По утрам Пушкин в открытую дверь балкона видел море, слышал его мерный и сильный грохот. (исключение отдельных членов предложения)

5) Он не изменял своей привычке работать по утрам. После кофе поднимался к себе и садился на диван, распахнув настежь окна и двери балкона. Влажный сквозняк бодрил его.( исключение отдельных членов предложения, образовать одно предложение)

6) Каждый вечер Одесса устремлялась в театр. Казалось, это не театр, а храм, так стройны и торжественны были его портики и колоны, увенчанные скульптурами. Итальянская труппа состояла из выдающихся певцов, оркестр был прекрасный, Пушкин упивался мелодиями «Сороки-воровки» Россини.(обощение)

(Ответы)

В письме к брату Льву Пушкин пишет, что поехал в Одессу на лечение.

В 1823 году Одесса – строящийся , красивый город, расположенный в безводной степи на берегу моря.

Пушкин поселился на Ришельевской улице. Современник вспоминает, что на улице стояли огромные дома, магазины , казино.

В открытую дверь балкона поэт видел море.

По утрам Пушкин работал, распахнув окна и впуская влажный сквозняк.

Р.:Составлять план и последовательности действий. Искать пути решения проблемы. П.:строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».

6.Этап подведения итогов урока

-Какие ключевые слова присутствовали сегодня на урока?-Что осталось непонятным?

Р.:Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

7.Этап информирования о выполнении домашнего задания

ОК, работа с упражнениями в учебнике №26,44, 47(сжатие текстов











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Способы сжатия текста"

Автор: Кандаурова Ольга Анатольевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс "Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»""
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-szhatoie-izlozhieniie-po-knighie-shkola-viezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "253296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447578354"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Подготовка к написанию сжатого изложения. "
    ["seo_title"] => string(47) "podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171671"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423712451"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по биологии для 5 класса "Химические явления. Горение" (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-biologhii-dlia-5-klassa-khimichieskiie-iavlieniia-gorieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446965726"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства