Цели урока:Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнитьпрактический опыт учащихся в употребленииимен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая:развитие логического мышления. обогащение словарного запаса учащихся. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма: дидактическая игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Имя прилагательное"»
5 «Б» класс Дата 24.09.2019.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цели урока:Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнитьпрактический опыт учащихся в употребленииимен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая:развитие логического мышления. обогащение словарного запаса учащихся. Воспитательная:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма: дидактическая игра.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
3.Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала
(слайд 3)
-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы:
Норка, черная, галка, рыжие,
гладкая, лисички, бантик пушистая
Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
(имена существительные) -Назовите орфограммы в словах.
-Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Многозначность)
-Назовите признаки имен существительных.
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше.
-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)
-Как вы это определили? Докажите.
Учитель: А теперь для вас задание. Словарная работа.
• Гигантский футбол щука
• Юный сорока солнце
• Румяный съезд соседка
Учитель: Давайте продолжим урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд5)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Текст №1
Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
Текст №2
Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся быстрые стрижи.
Учитель: Все слова вам понятны?
Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание более точное?
Дети: По второму.
Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание более точное.
(показывается слайд с выделенными прилагательными)
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: К прилагательному
Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Дети: Имя прилагательное.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.
Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное
среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Дети: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?
Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.
Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.
-Молодцы, ребята!
Учитель: Посмотрите, ребята на экран. (слайд 10) Выполните следующее задание:
Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Молодцы, ребята!Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.
Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
Дети: Является определением.
Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.
- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
По небу плывут белые облака.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.
-Молодец, все правильно.
Игра «Четвертый лишний». (слайд 7)
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
Большой белый жесткая
Круглый черный железная
Огромный желтый деревянная
Гигантский бумажный золотая
Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.
(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)
Образец: 1 команда.
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.
Текст №2
Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся быстрые стрижи.
1 команда. Прилагательные:
летний
свежий
ранний
поздний
чудесный.
2 команда. Прилагательные:
знойный
зеленый
высокий
солнечный
3 команда. Прилагательные:
маленький
зеленый
голубой
мрачный.
Заполни карточку
1.Текст №2 отличается от текста №1 словами __
_________________________________________
2. Эти слова делают текст___________________
_________________________________________
3. Они отвечают на вопросы_________________
_________________________________________
4. Они связаны со словами__________________
_________________________________________
5. Эти слова обозначают их _________________
________________________
Заполни карточку
1.Текст №2 отличается от текста №1 словами __
_________________________________________
2. Эти слова делают текст___________________
_________________________________________
3. Они отвечают на вопросы_________________
_________________________________________
4. Они связаны со словами__________________
_________________________________________
5. Эти слова обозначают их _________________
________________________
Разработка открытого урока
По русскому языку в 5 «Б» классе
На тему : «Сложное предложение.»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Общеобразовательной школы №6
Города Каттакургана
Самаркандской области
Ибрагимова Гулбахор Бердиеровна
2019-2020 учебный год
5 класс Дата: 29.11.19.
ТЕМА УРОКА :Сложное предложение
ЦЕЛЬ:Понятие о сложном предложении, выработка умения различать простое и сложное предложение.
1.Обучающая цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденным темам.
3. Воспитательная цель:вызвать интерес к урокам русского языка.
Эпиграф: невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.(Цицерон.)
ОБОРУДОВАНИЕ:Русский язык (методическое пособие для учителя). Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Сост. Зеленина В.И., М.Э.Рожнова. Изд. «Шарк» 2ОО9г.
Русский язык в таблицах. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
Методические приемы:Аналитическое чтение текста в учебнике. Вопросно-ответный диалог.
ХОД УРОКА
1.Орг. Момент :
- установление рабочей атмосферы
- приветствие учителя;
- сообщение новой темы, запись даты и темы на доске и в тетради.
- проверка домашнего задания: 2-3 ученика рассказывают о своём городе, посёлке. Анализ, составленных ими предложений (упр._____).
xОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1.Работа по материалу для наблюдений.
Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных водно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения.
Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные
(в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные
(части соединены интонационно и по смыслу).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Линейная схема:
Иерархическая схема:
2.Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типыбессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
- Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
- Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединеныпояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
а) вторая частьраскрывает содержание первой(= а именно):
- Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
б) вторая частьдополняет смысл первой(= что):
- Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая частьраскрывает причинутого, о чем сказано в первой
(= потому что):
- Я удивился: в двери торчала записка.
Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).
3. Части БСП неравноправныи соединены особой контрастнойинтонацией(первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следованиячастей фиксированный:
а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
- Тише едешь — дальше будешь.
- Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.
б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
- Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.
в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
- Молвит слово — соловей поет.
г) вторая часть содержит противопоставление:
- Семь раз примерь — один раз отрежь.
4.Чтение правил и пунктограммы.
5.Проверка усвоения нового материала. Упр.______.
6.Пунктуация в сложном предложении. Чтение правила.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Творческий диктант.
Из двух простых предложений составить сложное союзное предложение.
Ты боишься. Я провожу тебя. Пришла весна. Прилетели с юга птицы. Мама сказала. Все вопросы будем решать вместе. В библиотеке книги стоят на полке. Журналы лежат на столе. Прошло какое-то время. Дети снова стали помогать старику.
2.Проверка усвоения нового материала. Упр.208.
3.Обучение составлению схем сложного предложения.
4.Парктическая работа. Упр.209.
Подведение итогов урока
- обобщение пройденного материала
- выставление оценок за работу учащимися в течении урока