kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления. обогащение                      словарного запаса учащихся.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма: дидактическая игра.   
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Имя прилагательное"»

5 «Б» класс Дата 24.09.2019.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления. обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма: дидактическая игра.


Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

2.Проверка домашнего материала. Взаимопроверка упражнения № 64 (слайд 2)

3.Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала

(слайд 3)

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы:

Норка, черная, галка, рыжие,

гладкая, лисички, бантик пушистая

Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

(имена существительные) -Назовите орфограммы в словах.

-Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Многозначность)

-Назовите признаки имен существительных.

-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше.

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

-Как вы это определили? Докажите.

Учитель: А теперь для вас задание. Словарная работа.

• Гигантский футбол щука

• Юный сорока солнце

• Румяный съезд соседка

Учитель: Давайте продолжим урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд5)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Текст №1

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.



Текст №2

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся быстрые стрижи.


Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание более точное?

Дети: По второму.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание более точное.


(показывается слайд с выделенными прилагательными)


Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.

Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное

среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.

Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать?

Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное».

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.

-Молодцы, ребята!

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. (слайд 10) Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные.

Жарк… полдень, голуб… небо, бел… облака, белогруд… ласточка, со звонк… свистом быстр… стрижи.

Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

Дети: Является определением.

Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.

- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

По небу плывут белые облака.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

-Молодец, все правильно.

Игра «Четвертый лишний». (слайд 7)


- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

  • Большой белый жесткая

  • Круглый черный железная

  • Огромный желтый деревянная

  • Гигантский бумажный золотая


Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Образец: 1 команда.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда.

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.


2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.



Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.



Образец: 3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Закрепление новой темы.

Работа по книге .Упражнение № 69.«Разукрасьте» Прилагательными птицу. (Слайды 8-9)

Игра Антонимы

Первая команда называет слово, а вторая команда его антоним.

Игра «Кто больше». Слайды 16-18

Класс делится на три группы.У каждой группы картинка с животным.Правило игры какая команда называет больше описаний.

Рефлексия:

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

Игра «Продолжи фразу» (слайд 19)

Контрольный тест (Слайд 20-21)

Что такое имя прилагательное?

А)слово

Б)часть речи

В)часть предложения

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы

А)какой? Какая? Какое? Какие?

Б)Кто? Что?

В) что делать? Что сделать?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

А) имя существительное

Б)глагол

В) имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

А)с глаголом

Б) с именем существительным

В) с местоимением

5. Укажите имена прилагательные

1)замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое

4) рукоятка 5)великий 6)сказуемое

7)любимый 8)смолистый 9)больше

А теперь ребята давайте сделаем вывод (слайд 23-24)

Учитель: Спасибо за урок !

Выставление оценок.

Домашнее задание:

1)Составить текст описание используя прилагательные. 2) Выполнение упражнение № 72.





1.команда

1. (… ) утром приятно побродить по лесу, подышать (… )воздухом.

2.С (… ) утра и до (… )ночи слышится (… )пение птиц.

1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.





2 команда.

  1. Наступило (… )лето.

2Только в (… )лесу сквозь (… ) деревьев пробивались (… ) лучи.

2 команда. Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.



3 команда.

1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.

2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.











Текст №1

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.



Текст №2

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся быстрые стрижи.













1 команда. Прилагательные:





летний



свежий



ранний



поздний



чудесный.






2 команда. Прилагательные:



знойный



зеленый



высокий



солнечный






3 команда. Прилагательные:





маленький



зеленый



голубой



мрачный.










Заполни карточку

1.Текст №2 отличается от текста №1 словами __

_________________________________________

2. Эти слова делают текст___________________

_________________________________________

3. Они отвечают на вопросы_________________

_________________________________________

4. Они связаны со словами__________________

_________________________________________

5. Эти слова обозначают их _________________

________________________



Заполни карточку

1.Текст №2 отличается от текста №1 словами __

_________________________________________

2. Эти слова делают текст___________________

_________________________________________

3. Они отвечают на вопросы_________________

_________________________________________

4. Они связаны со словами__________________

_________________________________________

5. Эти слова обозначают их _________________

________________________











































Разработка открытого урока

По русскому языку в 5 «Б» классе

На тему : «Сложное предложение.»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Общеобразовательной школы №6

Города Каттакургана

Самаркандской области

Ибрагимова Гулбахор Бердиеровна



















2019-2020 учебный год

5 класс Дата: 29.11.19.


ТЕМА УРОКА :Сложное предложение


ЦЕЛЬ:Понятие о сложном предложении, выработка умения различать простое и сложное предложение.


1.Обучающая цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденным темам.


2. Развивающая цель:развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.


3. Воспитательная цель:вызвать интерес к урокам русского языка.


Эпиграф: невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.(Цицерон.)


ОБОРУДОВАНИЕ:Русский язык (методическое пособие для учителя). Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Сост. Зеленина В.И., М.Э.Рожнова. Изд. «Шарк» 2ОО9г.

Русский язык в таблицах. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.


Методические приемы:Аналитическое чтение текста в учебнике. Вопросно-ответный диалог.


ХОД УРОКА

1.Орг. Момент :

- установление рабочей атмосферы

- приветствие учителя;

- сообщение новой темы, запись даты и темы на доске и в тетради.

- проверка домашнего задания: 2-3 ученика рассказывают о своём городе, посёлке. Анализ, составленных ими предложений (упр._____).


xОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ


1.Работа по материалу для наблюдений.


Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных водно целое по смыслу и интонационно.

По структуре части представляют собой простые предложения.

Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.


Сложные предложения делятся на союзные

(в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные

(части соединены интонационно и по смыслу).


Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):



Линейная схема:

Иерархическая схема:


2.Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.


В русском языке представлены следующие типыбессоюзных предложений:


1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

- Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

- Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.


2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединеныпояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая частьраскрывает содержание первой(= а именно):

- Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.


б) вторая частьдополняет смысл первой(= что):

- Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.


в) вторая частьраскрывает причинутого, о чем сказано в первой

(= потому что):

- Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).


3. Части БСП неравноправныи соединены особой контрастнойинтонацией(первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следованиячастей фиксированный:



а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

- Тише едешь — дальше будешь.

- Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.


б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

- Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.


в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

- Молвит слово — соловей поет.


г) вторая часть содержит противопоставление:

- Семь раз примерь — один раз отрежь.


4.Чтение правил и пунктограммы.

5.Проверка усвоения нового материала. Упр.______.

6.Пунктуация в сложном предложении. Чтение правила.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Творческий диктант.

Из двух простых предложений составить сложное союзное предложение.

Ты боишься. Я провожу тебя. Пришла весна. Прилетели с юга птицы. Мама сказала. Все вопросы будем решать вместе. В библиотеке книги стоят на полке. Журналы лежат на столе. Прошло какое-то время. Дети снова стали помогать старику.


2.Проверка усвоения нового материала. Упр.208.

3.Обучение составлению схем сложного предложения.

4.Парктическая работа. Упр.209.

Подведение итогов урока

- обобщение пройденного материала

- выставление оценок за работу учащимися в течении урока

- дом.зад. подготовка к сочинению. Упр._______.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Имя прилагательное"

Автор: Ибрагимова Гулбахор Бердиеровна

Дата: 03.04.2020

Номер свидетельства: 545138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка открытого урока на тему "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "222409"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436269997"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока на тему: "Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам". "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imien-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "186691"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426407071"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока по теме: "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "212125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431763027"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока- зачета в 4 классе по теме: "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zachieta-v-4-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "183419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425875641"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства