Методическая разработка урока- зачета в 4 классе по теме: "Имя прилагательное"
Методическая разработка урока- зачета в 4 классе по теме: "Имя прилагательное"
Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе
Тема: “Имя прилагательное”.
Цель: 1) Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Имя прилагательное”;
2) развитие умений проверять родовые и падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе, развитие орфографической зоркости детей;
3) расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока- зачета в 4 классе по теме: "Имя прилагательное" »
Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе Учитель: Чурилова С. Н.
Тема: “Имя прилагательное”.
Цель: 1) Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Имя прилагательное”; 2) развитие умений проверять родовые и падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе, развитие орфографической зоркости детей; 3) расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
Вступление. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет своё название.
В путешествие по этой стране отправятся 3 капитана. Каждый должен собрать команду и обосновать свой выбор.
Да, мы закончили изучение большого раздела по теме «Имя прилагательное».
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
2. Тема урока: «Имя прилагательное»
Какие цели мы поставим перед собой?
Обобщить знания ……
Развивать умения ……
Очень занимательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадёт оно. Будем спорить, говорить, веселиться и шутить. Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”, Не скажем маме: милая, красивая, любимая. Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные, Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало. Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
Ребята, что такое имя прилагательное?
(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?)
3. А хорошо ли вы умеете находить имена прилагательные?
Запишите на свои листочки только те номера, под которыми стоят имена прилагательные:
1. весна 2. красивый 3. тает 4. скользкий
5. снежное 6. веточка 7. лужа 8. седьмой
Проверка. Кто выполнил правильно, в 1 графу таблицы поставьте +, у кого ошибки -? /Приложение №1/
Давайте проверим, действительно ли имена прилагательные обозначают признак предмета.
4. Игра «Отгадай предмет»
Давайте по признакам попробуем определить предмет, который изображён на картинке. (Ученик стоит спиной к классу, остальные называют признаки предмета, изображённого на картинке, которую показывает учитель. Ученик должен отгадать предмет.)
5. Какую запись вы видите на доске? (цепочка из букв и элементов букв)
аяiiiiiяяwwwwоеvvvееlllllийfffffый
Какие необычные соединения вы заметили? Что они могут обозначать?
Напишите красиво эти окончания. Обратите внимание на соединение букв.
А что мы можем определить по этим окончаниям?
6. Составьте словосочетания, где возможно определите род, выделите окончания.
(широкий) река (голубая) подснежник
(тёплый) куртка (яркий) солнце
(красивая) люди (широкая) поля
Проверка. У каких прилагательных вы не определили род? Почему?
Кто выполнил правильно, во 2 графу таблицы (родовые окончания) поставьте +, у кого ошибки -?
Расскажите об изменении имён прилагательных по родам. (правило с примерами) В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали? 7. Чтобы лучше проверить ваше знание падежей проведём игру «Идём в гости». /Приложение №3/
У кого в карточках больше + , поставьте + в 3 графу (устная работа), у кого их меньше поставьте - ?
8. А теперь практическая работа.
- Определи падеж словосочетания зелёный лист, запиши окончание и падеж.
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу, Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем. “Не хочу” - парашютист головой качает… Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова, Но шалун - листок упал… Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
Проверка. Кто выполнил правильно, в 4 графу таблицы (падеж прилагательных) поставьте +, у кого ошибки -?
9. Самостоятельная работа. - Составьте устно словосочетание, 1в. со словом красивый - в дательном падеже,
2в.- со словом высокая в творительном падеже, составьте предложение с данным словосочетанием и запишите его в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Каким членом предложения является имя прилагательное? Дайте характеристику этому предложению.
10. Дословный перевод слова эпитет с греческого – "прилагательное”. Нам знакомо это слово. Давайте вспомним, что же это такое? ( Читаем по толковому словарю) 11. Ребята, а с какой же целью мы вводим в нашу речь имена прилагательные? Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского. Читает учитель.
О русской природе, о милой природе С зарёй в материнских глазах, О тающем снеге, о ясной погоде, О яблоне в наших садах, О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз, О ласковых реках, о девичьих взорах, О песнях, щемящих до слёз.
12. Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.
1в.
______________________ мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье.
Тво. _______________ ……………..
2в.
___________________ бабушка!
От всей души поздравляю тебя с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней, ___________________здоровья, __________________ счастья, __________________ радости. Живи на свете долгий век _________________, _________________ человек.
Тво. _______________ ……………..
Проверка. Прочитать вслух работу каждого варианта. Кто вставил все имена прилагательные, в 5 графу таблицы поставьте +, у кого остались пропуски -?
А теперь подведём итог всей нашей работы. Составим алгоритмы.
13. Работа в группах. Составить алгоритм. 1 группа «Как определить род имени прилагательного?»
2 группа «Как определить падеж имени прилагательного»
3 группа «Как правильно написать окончание имени прилагательного?»
4 группа «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного?»
Итог. Рефлексия.
Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?
Оцените свою деятельность на уроке рисунком в 7 графе.