6 | 1. Оргмомент 2.Мотивационный этап, постановка целей и задач образовательной деятельности. 3.Актуализация ранее изученного материала, составляющего понятийную базу по теме. Выявление учебной проблемы — затруднения. 4. Разработка плана по преодолению затруднения: выявление знания. Это ключевой элемент занятия, которому следует уделить достаточно внимания. 5.Первичное усвоение нового посредством пробного действия. 6.Первичная проверка понимания материала, освоение и совершенствование ЗУН. 7.Закрепление усвоенных познаний и умений, самостоятельная работа (выполнение заданий по примеру). 8.Консультация по домашней работе. Рефлексивная практика (оценка результатов самостоятельной поисковой деятельности, самоанализ, оценка эмоциональной сферы). | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. Звучит песня «Вдоль по улице метелица метет» Какую песню прослушали? Надеюсь вы догадались, что это лирическая песня. Что особенно подкупает в лирической песне? Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Песня поражает лирической проникновенностью. Как и многие народные песни построены на диалоге. Эта песня известна еще с 18 века. Какие же художественные особенности имеют эти строки? Слайд1 Вдоль по улице метелица метет, За метелицей мой миленький идет. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться радость, не тебя. На твою ли на приятну красоту, На твое лишь толь на белое лицо. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость на тебя Какое настроение передает песня? Предлагает индивидуальные задания. Устанавливает осознанность учебной деятельности. Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Лирическая поэзия получила свое название от греческого слова "лира". Это музыкальный инструмент, игрой на котором древние греки аккомпанировали себе, когда пели. Само название лирической поэзии указывает на ее близкую связь с музыкой: та и другая выражают различные сердечные чувствования. Лирическая поэзия является одной из древнейших форм словесного художественного творчества. Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают, не длинными. Главное в лирике - эмоционально окрашенные описания и размышления. В лирическом стихотворении выражается непосредственно чувство, возбуждённое в поэте известным явлением природы или жизни, и главное здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне Рефлексия: Работа в группах Познакомимся еще с одной песней. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и родных. Сейчас в группах сделаете анализ. Уж ты ночка, ночка темная, Темна ноченька осенняя, Нет у ноченьки светлого месяца Светлого месяца, не ясных звездочек. (Задание первой группе) Нет у девицы родного батюшки, Нет ни батюшки, да нет ни матушки, Нет ни братца, ни родной сестры, Нет ни рода, нет ни племени. (Задание второй группе Печаль не душе, девица печальна. Никто ее кручинушки не знает. А уж как-то был у ней мил, сердечный друг, Да и тот теперь далеко живет (Задание третьей группе) Найдите основные средства художественной выразительности в этой песне. Итак, мы попытались рассмотреть более детально язык произведения, характер лирической героини, а также обстоятельства, при которых она могла быть создана. Лирическая поэзия как литературный жанр стала восприниматься как эстетически равноценный и открытый для творческого поиска тип произведений. Домашнее задание: 1.Найти материал и рассказать о песнях семейные, солдатские (на выбор 2. Сделать анализ одной лирической песни 3. Сделать подборку лирических песен (в электронном виде, презентация | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Песню о любви. Переживание героев. Песня проникнута задорным и игривым настроением. Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы Эпитеты: белое лицо, добра молодца. Слова уменьшительно- ласкательными суффиксами: миленький Рефрен: (повтор строк) Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость на тебя Оптимизм, жизнелюбие Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Первые четыре строки посвящены ночи (лирическая героиня видит в беззвездной ночи свою подругу по несчастью). Вторые четыре строки (анафора усиливает безысходное положение героини) рассказывают слушателю о том, что невольница осталась без семьи . Последнее четверостишие открывает нам сокровенную тайну о возлюбленном героини, который, к сожалению, остался далеко на родине и ничего не знает о ней... Основными средствами художественной выразительности в песне являются постоянные эпитеты, что характерно для фольклора (темная ночка, светлый месяц, частые звездочки, родной (рОдный) батюшка, сердечный друг). Также есть фразеологизм (ни роду, ни племени). Интересно использование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец) - Сразу вспоминаешь героиню русских народных сказок - добрую, кроткую, нежную, ласковую, с чистыми душой и сердцем. В произведении часты повторы (ночка - ноченька - ночка - у ноченьки; темная - темная; месяца - месяца и т.д.), что свойственно народным песням; есть инверсия (ноченька темная - темная ночка); анафора (нет у девицы...нет ни...нет ни...нет ни, нет ни...); обращения (к ночи); восклицательные предложения, недосказанность (в виде многоточия). | Фронтальная Фронтальная | Волевая саморегуляция Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |