kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы "Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 6классе к учебнику Г.С.Меркина. Разработка содержит конспект урока и презентацию к нему

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Стихотворение А.С.Пушкина Зимнее утро»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

ФИО (полностью)

Семянина Елена Александровна

Место работы

МОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа №3»

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык и литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», первый урок темы

Базовый учебник

Учебник литературы Меркина Г.С.


8. Цель урока: учить анализировать лирическое произведение путем восприятия его через музыкальные, словесные и изобразительные образы

9. Задачи:

- обучающие: обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений,

-развивающие: совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения;

-воспитательные: формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.

  1. Тип урока:- комбинированный урок

  2. Формы работы учащихся: работа с учебником, слушание музыкального произведения, выразительное чтение, анализ лирического стихотворения, лексическая работа, конспектирование, развитие речи

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор

  4. Структура и ход урока





Таблица 1.



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Вступительное слово учителя

1. Фрагмент Первой симфонии .П.И.Чайковского «Зимние грёзы»

Чтение учителем под музыку стихотворных строк:

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот

Сама идет красавица Зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов:

Брега с недвижимой рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Приходом матушки зимы.



1 мин.

2

Постановка целей и задач урока








Постановка проблемного вопроса


  • Кто автор строк? (А.С.Пушкин)

  • Случайно ли начат урок с этих строк поэта? О чем они? (Строки стихотворения Пушкина посвящены зиме.)

  • Определите тему нашего сегодняшнего урока.

  • А вы обратили внимание на то, что стихи звучали под музыку? Может быть, вы дополните тему?

  • Это значит, что мы побываем в зиме не только поэтической и музыкальной, но и той, которая написана кистью великих художников. И посмотрим, кому лучше удалось описать зиму.


Формулируют тему урока.

Ставят цели и задачи урока.

2 мин.

3

Прослушивание классической музыки

1. Фрагмент Первой симфонии .П.И.Чайковского «Зимние грёзы»

  • Вы узнали музыку? Кто ее автор?

  • Закройте глаза и послушайте музыку еще раз.

  • Какие картины предстали в вашем воображении? Какое настроение создали «Зимние грезы» Чайковского?


Внимательно слушают классическое произведение, создают ассоциации по музыкальному произведению

5 мин.

4

Выразительное чтение стихотворения

2. Аудиофайл стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В. Качалов

  • С музыкой знакомы, перейдем к стихотворению Пушкина. Послушаем выразительное чтение стихотворения в исполнении мастера художественного слова В.Качалова.

Внимательно слушают и читают стихотворный текст.

2 мин.

5

Выявление первоначального впечатления


  • Какое настроение оно вызывает? (Стихотворение вызывает радостное настроение, хочется очутиться среди сверкающего снега, увидеть заснеженные леса, сесть в сани и помчаться по снежной дороге.)

  • Вспомните свои первые ассоциации зимы. Изменились ли они?

  • О чем говориться в стихотворении?


проводят сопоставления

1 мин.

6

Лексическая работа



  • Все ли в этом стихотворении было понятно? Проведем лексическую работу.

(Дремлешь – спишь,

Прелестный – очаровательный,

Нега- блаженство,

Взор — взгляд устар.),

Аврора – утренняя заря,

Вечор – вчера вечером,

Мутное небо – туманное, темное небо,

Мгла – темнота, мрак, тьма,

Нынче – сегодня, сейчас

Прозрачный лес – деревья без листьев,

Янтарный блеск – желтый, солнечный,

Озарена — освещена

Лежанка – постель

Велеть — приказать (устар.);

Запречь — запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся — отдадимся (устар.)

Выявляют значение непонятных, устаревших слов, затрудняющих понимание текста стихотворения

3 мин.

7

Физкультминутка





Белый снег, пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится!

Выполняют движения

2 мин.

8

Анализ стихотворения


Обучение выразительному чтению


  • Из скольких частей состоит стихотворение?

  • Наша задача: увидеть картины, уловить чувства, определить, что использовал автор, чтобы передать эти чувства. Для этого мы начертим таблицу и заполним ее необходимым материалом из стихотворения по ходу урока.

План

Картины

Эмоциональные состояния, чувства

Языковые средства

1. Зимнее утро

Морозное солнечное утро.

Радость, бодрость, воодушевление

Эпитеты- «чудесный»,

«прелестный»,

обращение- «красавица»,

повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»

2. Вчерашний вечер

Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота

Тоска, грусть, печаль, тревожность

олицетворение- вьюга

злилась, мгла носилась,

эпитеты – мрачные

тучи,

мутное небо,

сравнение- луна, как

бледное пятно,


Работают с учебником, проводят анализ стихотворного произведения, составляют опорный конспект, обучаются выразительному чтению, учатся выразительному чтению стихотворения, высказывают свои суждения, делают выводы

15 мин.






3. Вид из окна

Спокойная, умиротворенная картина природы

Радость, ликование, восторг

эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами


4. В комнате






В комнате горит печка. Тепло, светло


Тихая, теплая домашняя радость

эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым

треском)

5.Предстоящая прогулка

Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня»

Легкая грусть, любовь к родной природе

Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый














1-я строфа.

  • Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы)

  • С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»).

  • Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

  • Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. ( «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)

  • Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)

  • Какой прием использует поэт в первой строфе произведения. (Стихотворение начинается антитезой. Мороз- холод, солнце-тепло, свет).

  • Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре).

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.










2-я строфа.

  • Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)

  • С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные).

  • Как состояние природы влияет на настроение героев? ( Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела»)

3-я строфа.

  • Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)

  • За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет)

  • Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)













4-я строфа.

  • Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина « кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь»)

  • Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу?

  • Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях)

5-я строфа.

  • Какой прием использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый»)

  • Что дальше происходит в стихотворении? (Лирический герой призывает свою подругу совершить путешествие)

  • Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?

  • Поэт использует дружеское пожелание. И он и

она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге.




9

Словесное рисование


  • Нарисуйте словесно зимний пейзаж, который вы представили благодаря Пушкину.

(Из окна виден деревенский двор, покрытый пушистым снегом. Снег под лучами утреннего солнца сверкает, искриться. За забором тянется поле, за ним начинается лес. Деревья опушены мягким снегом, ели в пушистых шубках. Сверкает речка подо льдом, небо голубое. Морозно, но радостно на душе.)

  • Чему учит стихотворение А.С.Пушкина?( Надо

уметь радоваться жизни в любое время года. Этому учит стихотворение Пушкина.Оно дарит нам настроение, восхищение красотой русской зимы, её зимним утром.)

  • Попробуем передать все перемены и оттенки

настроения пушкинского произведения в выразительном чтении - постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега, чтобы мороз пощипывал и румянил щеки, чтобы радость звенела и пела в каждом слове. Чтобы живым потоком вливались в наши сердца и дарила нам ощущение чуда и счастья бытия.





совершенствуют навык словесного рисования

2 мин.

10

Обращение к репродукциям картин художников

3. Репродукции картин художников о зиме

  • Поистине чудесен день, который описал Пушкин.

Зима - любимое время года и у художников. Обратимся к репродукциям картин известных художников о зиме.

  • Какой из этих пейзажей вы выбрали бы в качестве

иллюстрацией к стихотворению. Почему?

  • Картины известных художников помогли точнее

представить картину, описанную Пушкиным. Волнующая радость прекрасного зимнего утра. И это хочется с кем - то разделить её.

высказывают свои суждения

3 мин.



Возращение к проблемному вопросу.




  • В начале урока мы ставили пред собой вопрос :

«Кому лучше удалось описать зиму - поэтам, художникам или композиторам?» Дайте на него ответ.

Рассуждают, сравнивают, находят ответ на проблемный вопрос урока

1 мин.

11

Самостоятельная работа

4. Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения

  • А теперь поработаем самостоятельно ( Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения)

Самостоятельно выполняют задания интерактивного теста

5 мин

12

Итоги урока


  • Что на уроке вам показалось интересным, что вызвало затруднения? О чем захотелось поделиться с друзьями?

Анализируют свою деятельность на уроке

2 мин.

13

Домашнее задание


Творческая работа на одну из предложенных тем:

  • « Зима – прекрасное время года »

  • «Прекрасен зимний лес »

  • Сочинение –размышление по

стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро»

По желанию подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.



1 мин.



Приложение к плану-конспекту урока

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фрагмент Первой симфонии .П.И.Чайковского «Зимние грёзы»

ЦОР аудиофрагмент

аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4a69eab8-421a-4398-a3a1-01e526ec1e76/view/1.

2

Аудиофайл Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В Качалов

ЦОР аудиофрагмент

аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0997020e-0efa-4dac-accd-2411054b7ccf/view/

3

ЦОР Репродукции картин художников о зиме

ЦОР иллюстрация

презентация

http://funforkids.ru/art/winter/winter006.jpg (1.http://funforkids.ru/art/winter/winter107.jpg

2.http://allforchildren.ru/pictures/winter_s/winter129.jpg

3 http://funforkids.ru/art/winter/winter130.jpg.

4. http://funforkids.ru/art/winter/winter011.jpg

5. http://funforkids.ru/art/winter/winter002.jpg)


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68d28695-79c0-4e66-99ec-2788733f9969/[LI6RK_5-04]_[IL_03]-k.jpg

4

Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения

ЦОР

интерактивное задание

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06da7a94-ef0e-4240-99e1-daa3e005e872/view/





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к стихотворению А.С.Пушкина Зимнее утро»

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение А.С.Пушкина

«Зимняя дорога»

Цели урока:

Цели урока:

  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»;
  • обучение анализу лирического произведения;
  • обучение выразительному чтению стихотворения;
  • обучение сопоставлению произведений разных жанров.
Лексическая работа

Лексическая работа

  • Дремлешь – спишь
  • Прелестный – очаровательный
  • Нега- блаженство
  • В зор — взгляд устар.)
  • Аврора – утренняя заря
  • Вечор – вчера вечером
  • Мутное небо – туманное темное небо,
  • Мгла – темнота, мрак, тьма
  • Нынче – сегодня, сейчас
  • Прозрачный лес – дерев ь я без листьев
  • Янтарный блеск – желтый, солнечный
  • Озарена — освещена
  • Лежанка – постель
  • В елеть — приказать (устар.)
  • З апречь — запрячь, запрягать (диал.)
  • Предадимся — отдадимся (устар.)
План Картины 1. Зимнее утро Морозное солнечное утро. 2. Вчерашний вечер Эмоциональные состояния, чувства Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота Языковые средства Радость, бодрость, воодушевление 3. Вид из окна Тоска, грусть, печаль, тревожность 4. В комнате Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», Спокойная, умиротворенная картина природы 5.Предстоящая прогулка В комнате горит печка. Тепло, светло олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась,  эпитеты – мрачные тучи, мутное небо,  сравнение- л уна, как бледное пятно Радость, ликование, восторг Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня» эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами Тихая, теплая домашняя эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым Легкая грусть, любовь к родной природе Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый

План

Картины

1. Зимнее утро

Морозное солнечное утро.

2. Вчерашний вечер

Эмоциональные состояния, чувства

Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота

Языковые средства

Радость, бодрость, воодушевление

3. Вид из окна

Тоска, грусть, печаль, тревожность

4. В комнате

Эпитеты- «чудесный», «прелестный»,

обращение- «красавица»,

Спокойная, умиротворенная картина природы

5.Предстоящая прогулка

В комнате горит печка. Тепло, светло

олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась,

эпитеты – мрачные тучи, мутное небо,

сравнение- л уна, как бледное пятно

Радость, ликование, восторг

Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня»

эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами

Тихая, теплая домашняя

эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым

Легкая грусть, любовь к родной природе

Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый

Занесённый снегом парк. Исаак Левитан

Занесённый снегом парк. Исаак Левитан

Деревня зимой. Исаак Левитан

Деревня зимой. Исаак Левитан

Зима в лесу. Иней. И.И.Шишкин

Зима в лесу. Иней. И.И.Шишкин

Кольман К.И. Кибитка

Кольман К.И. Кибитка

На севере диком.И.И. Шишкин

На севере диком.И.И. Шишкин

Сорока. Клод Моне

Сорока. Клод Моне

Васнецов «Зимний сон»

Васнецов «Зимний сон»

Н.Бакшеев «Зимний пейзаж»

Н.Бакшеев «Зимний пейзаж»

Самостоятельная работа   http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06da7a94-ef0e-4240-99e1-daa3e005e872/view/

Самостоятельная работа

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06da7a94-ef0e-4240-99e1-daa3e005e872/view/

Домашнее задание Творческая работа на одну из предложенных тем : « Зима – прекрасное время года » «Прекрасен зимний лес » Сочинение –размышление по стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро»  По желанию подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Домашнее задание

Творческая работа на одну из предложенных тем :

« Зима – прекрасное время года »

«Прекрасен зимний лес »

Сочинение –размышление по

стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро»

По желанию подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока литературы "Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Автор: Семянина Елена Александровна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства