1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вступительное слово учителя | 1. Фрагмент Первой симфонии .П.И.Чайковского «Зимние грёзы» | Чтение учителем под музыку стихотворных строк: Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот Сама идет красавица Зима. Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов: Брега с недвижимой рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Приходом матушки зимы. | | 1 мин. |
2 | Постановка целей и задач урока Постановка проблемного вопроса | | Кто автор строк? (А.С.Пушкин) Случайно ли начат урок с этих строк поэта? О чем они? (Строки стихотворения Пушкина посвящены зиме.) Определите тему нашего сегодняшнего урока. А вы обратили внимание на то, что стихи звучали под музыку? Может быть, вы дополните тему? Это значит, что мы побываем в зиме не только поэтической и музыкальной, но и той, которая написана кистью великих художников. И посмотрим, кому лучше удалось описать зиму. | Формулируют тему урока. Ставят цели и задачи урока. | 2 мин. |
3 | Прослушивание классической музыки | 1. Фрагмент Первой симфонии .П.И.Чайковского «Зимние грёзы» | Вы узнали музыку? Кто ее автор? Закройте глаза и послушайте музыку еще раз. Какие картины предстали в вашем воображении? Какое настроение создали «Зимние грезы» Чайковского? | Внимательно слушают классическое произведение, создают ассоциации по музыкальному произведению | 5 мин. |
4 | Выразительное чтение стихотворения | 2. Аудиофайл стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В. Качалов | | Внимательно слушают и читают стихотворный текст. | 2 мин. |
5 | Выявление первоначального впечатления | | Какое настроение оно вызывает? (Стихотворение вызывает радостное настроение, хочется очутиться среди сверкающего снега, увидеть заснеженные леса, сесть в сани и помчаться по снежной дороге.) Вспомните свои первые ассоциации зимы. Изменились ли они? О чем говориться в стихотворении? | проводят сопоставления | 1 мин. |
6 | Лексическая работа | | (Дремлешь – спишь, Прелестный – очаровательный, Нега- блаженство, Взор — взгляд устар.), Аврора – утренняя заря, Вечор – вчера вечером, Мутное небо – туманное, темное небо, Мгла – темнота, мрак, тьма, Нынче – сегодня, сейчас Прозрачный лес – деревья без листьев, Янтарный блеск – желтый, солнечный, Озарена — освещена Лежанка – постель Велеть — приказать (устар.); Запречь — запрячь, запрягать (диал.); Предадимся — отдадимся (устар.) | Выявляют значение непонятных, устаревших слов, затрудняющих понимание текста стихотворения | 3 мин. |
7 | Физкультминутка | | Белый снег, пушистый В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится! | Выполняют движения | 2 мин. |
8 | Анализ стихотворения Обучение выразительному чтению | | Из скольких частей состоит стихотворение? Наша задача: увидеть картины, уловить чувства, определить, что использовал автор, чтобы передать эти чувства. Для этого мы начертим таблицу и заполним ее необходимым материалом из стихотворения по ходу урока. План | Картины | Эмоциональные состояния, чувства | Языковые средства | 1. Зимнее утро | Морозное солнечное утро. | Радость, бодрость, воодушевление | Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре» | 2. Вчерашний вечер | Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота | Тоска, грусть, печаль, тревожность | олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, | | Работают с учебником, проводят анализ стихотворного произведения, составляют опорный конспект, обучаются выразительному чтению, учатся выразительному чтению стихотворения, высказывают свои суждения, делают выводы | 15 мин. |
|
| | 3. Вид из окна | Спокойная, умиротворенная картина природы | Радость, ликование, восторг | эпитеты( голубыми небесами, прозрачный лес, повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами | 4. В комнате | В комнате горит печка. Тепло, светло | Тихая, теплая домашняя радость | эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым треском) | 5.Предстоящая прогулка | Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня» | Легкая грусть, любовь к родной природе | Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый | | | |
|
| | 1-я строфа. Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы) С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»). Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии). Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. ( «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос») Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.) Какой прием использует поэт в первой строфе произведения. (Стихотворение начинается антитезой. Мороз- холод, солнце-тепло, свет). Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре). После разбора каждой строфы читаем ее выразительно. | | |
|
| | 2-я строфа. Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность) С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные). Как состояние природы влияет на настроение героев? ( Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела») 3-я строфа. Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия) За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет) Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра) | | |
|
| | 4-я строфа. Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина « кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь») Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу? Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях) 5-я строфа. Какой прием использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый») Что дальше происходит в стихотворении? (Лирический герой призывает свою подругу совершить путешествие) Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва? Поэт использует дружеское пожелание. И он и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге. | | |
9 | Словесное рисование | | (Из окна виден деревенский двор, покрытый пушистым снегом. Снег под лучами утреннего солнца сверкает, искриться. За забором тянется поле, за ним начинается лес. Деревья опушены мягким снегом, ели в пушистых шубках. Сверкает речка подо льдом, небо голубое. Морозно, но радостно на душе.) уметь радоваться жизни в любое время года. Этому учит стихотворение Пушкина.Оно дарит нам настроение, восхищение красотой русской зимы, её зимним утром.) настроения пушкинского произведения в выразительном чтении - постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега, чтобы мороз пощипывал и румянил щеки, чтобы радость звенела и пела в каждом слове. Чтобы живым потоком вливались в наши сердца и дарила нам ощущение чуда и счастья бытия. | совершенствуют навык словесного рисования | 2 мин. |
10 | Обращение к репродукциям картин художников | 3. Репродукции картин художников о зиме | Зима - любимое время года и у художников. Обратимся к репродукциям картин известных художников о зиме. иллюстрацией к стихотворению. Почему? представить картину, описанную Пушкиным. Волнующая радость прекрасного зимнего утра. И это хочется с кем - то разделить её. | высказывают свои суждения | 3 мин. |
| Возращение к проблемному вопросу.
| | «Кому лучше удалось описать зиму - поэтам, художникам или композиторам?» Дайте на него ответ. | Рассуждают, сравнивают, находят ответ на проблемный вопрос урока | 1 мин. |
11 | Самостоятельная работа | 4. Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения | | Самостоятельно выполняют задания интерактивного теста | 5 мин |
12 | Итоги урока | | | Анализируют свою деятельность на уроке | 2 мин. |
13 | Домашнее задание | | Творческая работа на одну из предложенных тем: стихотворению А.Пушкина « Зимнее утро» По желанию подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. | | 1 мин. |