Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по произведению "Евгений Онегин" с использованием современных образовательных технологий»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5»
Методическая разработка урока литературы по произведению "Евгений Онегин" с использованием современных образовательных технологий
Разработала:Ершова А.С.
Г.Кстово
2023 г.
Методическая разработка урока литературы по произведению "Евгений Онегин" с использованием современных образовательных технологий
Тема урока: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина: "страшный век, о, век мой, век железа и пара!"
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
* Образовательная:
* Проанализировать "Евгений Онегин" как роман в стихах, раскрыть его идейно-художественное своеобразие.
* Проследить взаимосвязь личных переживаний героя с историческим контекстом эпохи.
* Познакомить учащихся с ключевыми проблемами, поднятыми в романе: "лишний человек", "век железа и пара", "дуэль", "любовь и смерть".
* Развивающая:
* Развивать навыки аналитического чтения, умение работать с текстом, определять авторскую позицию.
* Способствовать развитию критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения.
* Формировать навыки исследовательской деятельности.
* Формировать уважение к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.
Оборудование:
* Мультимедийный проектор
* Компьютер
* Интерактивная доска
* Презентация с цитатами из романа, иллюстрациями, историческими справками
* Видеофрагмент фильма "Евгений Онегин" (по желанию)
* Электронная версия романа "Евгений Онегин" (для работы в группах)
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
* Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (5 мин.)
* Интерактивное задание: "Слово в слово" (на интерактивной доске). Учащимся предлагается угадать ключевые слова, связанные с романом "Евгений Онегин", по их определениям.
* Беседа:
* Что вы уже знаете о романе "Евгений Онегин"?
* Какие герои вам запомнились?
* Какие темы, проблемы затрагивает роман?
III. Введение в тему урока (3 мин.)
* Просмотр видеофрагмента фильма "Евгений Онегин" (по желанию) или показ слайдов с иллюстрациями к роману.
* Чтение цитаты из романа: "страшный век, о, век мой, век железа и пара!" (Глава 1, строфа 11).
* Вопрос к классу:
* Как вы понимаете эту строку?
* Какое отношение она имеет к герою и к роману в целом?
IV. Изучение нового материала (20 мин.)
* Работа в группах:
* Класс делится на 4 группы.
* Каждая группа получает задание:
* Группа 1: "Евгений Онегин: "лишний человек"?". Анализ образа героя, его мировоззрения, отношения к обществу, причин его "лишности".
* Группа 2: "Век железа и пара": характеристика эпохи. Проблемы общества, изменения в жизни людей, влияние на личность Онегина.
* Группа 3: "Любовь и смерть" в романе. Анализ любовных отношений Онегина и Татьяны, их трагический финал.
* Группа 4: "Дуэль" в романе. Причины и последствия дуэли, морально-этические проблемы, поднятые в романе.
* Работа с текстом:
* Группы работают с электронными версиями романа "Евгений Онегин", ищут цитаты, подтверждающие их выводы.
* Группы готовят презентации своих результатов (не более 5 минут).
* Презентация результатов работы групп:
* Каждая группа представляет свою работу, демонстрирует цитаты из романа, использует иллюстрации, поддерживающие их аргументы.
* Класс активно участвует в обсуждении, задает вопросы.
V. Закрепление материала (10 мин.)
* Интерактивное задание: "Верно или неверно" (на интерактивной доске). Учащимся предлагается ряд утверждений о романе "Евгений Онегин", они должны определить, верны ли они.
* Обсуждение:
* Какая проблема романа "Евгений Онегин" вам показалась самой актуальной?
* Что нового вы узнали о романе и его героях?
VI. Домашнее задание (2 мин.)
* Написать сочинение на тему: "Евгений Онегин: герой своего времени?".
VII. Рефлексия (2 мин.)
* Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, высказывают свои мысли о прочитанном романе.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
* Интерактивная доска: для визуализации информации, проведения интерактивных заданий.
* Электронная версия романа: для работы с текстом, поиска цитат, анализа текста.
* Презентации: для наглядного представления информации, аргументов, цитат.
* Видеофрагмент фильма: для создания атмосферы романа, погружения в эпоху.
* Работа в группах: для развития навыков коллективной работы, обмена мнениями.
* Интерактивные задания: для активизации мышления, проверки усвоения материала.
* "Евгений Онегин" (фильм, режиссер Марк Захаров, 1977).
* Материалы по истории XIX века, эпохе романтизма.
* Статьи и критические работы о романе "Евгений Онегин".
Примечания:
* Данная методическая разработка является примерной. Ее можно модифицировать в зависимости от уровня подготовки учащихся, учебного плана и других факторов.
* Важно использовать разнообразные методы и приемы обучения, чтобы сделать урок интересным и эффективным.
* Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и их интересы.