kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 7 класс (учебник-хрестоматия для 7 класса (авт.-сост. В.Я.Коровина). Тема "Хокку". Разработка включает в себя  авторскую презентацию и конспект урока.

Урок знакомит учащихся с особенностями японской культуры,   дает представление о понятии «японское хокку», раскрывает  особенности жанра; презентация включает в себя  примеры японской живописи, иллюстрации современных художников, ценителей хокку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«поясн записка»

Урок литературы 7 класс «Мир японской поэзии. Хокку»

Жильцова Ирина Леонидовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 22 г. Иваново.


Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями японской поэзии,

Задачи урока:

дать представление о понятии «японское хокку»,раскрыть особенности жанра;

формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся;

вызвать интерес учащихся к японской культуре;

развивать творческую деятельность учеников.



Оборудование:

авторская компьютерная презентация, японская живопись, иллюстрации современных художников, ценителей хокку.

Литература:

учебник-хрестоматия для 7 класса (авт.-сост. В.Я.Коровина).



Ход урока.


1.Подготовительный этап.

Осмысление высказывания Д.С.Лихачёва «Русская культура – открытая культура… всё принимающая и всё творчески осмысливающая». («Искусство открывает нам большой мир».)


2.Основной этап.

Просмотр презентации, комментарии учителя, обсуждение.

1) О культуре Японии. Своеобразие японской эстетики. Красота – в глубине вещей, сумей её заметить, для этого нужен тонкий вкус. Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, они украшали веера, ширмы.


2) Хокку. Своеобразие жанра. Лирическое стихотворение о природе, о нерасторжимом единстве природы и человека, не просто поэтическая форма, а особый способ видения мира, определённый способ мышления. В хокку всегда есть какая-то недоговорённость, мудрость, философская мысль.


3) Мацуо Басё – классик японской поэзии, который определил основные правила хокку – это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали. Зрительные и звуковые образы в его поэзии. Картины-миниатюры современных художников к трёхстишиям Басё «Домик в уединенье», « Старый пруд», «Уродливый ворон».


4) Связь хокку с народными пословицами. Лаконизм, афористически сжатая мысль, но в хокку нет назидания.


5) Кобаяси Исса. В творчестве поэта отразилась его собственная жизнь. Он соединяет низкое и высокое, утверждая, что каждая малость, каждая тварь в этом мире должна цениться наравне с человеком. Тема защиты обездоленного человека в его стихах.


«Чужих меж нами нет»… Искусство чайной церемонии открывает красоту в обыденном. Кимоно, традиционная мужская и женская одежда. На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. Устройство дома. Токонома – декоративная ниша в японском доме, используемая для размещения украшений: свитка живописи, каллиграфии или вазы с цветами. Около каждого жилища есть садик с камнями. Японцы преклоняются природе. Существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевидению сообщают о сроках её цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.


«Наша жизнь – росинка»… Стихотворение написано на смерть маленькой дочки.

- Почему поэт сравнивает жизнь человека с росинкой? ( В японской поэзии человек – маленькая хрупкая частица большого мира).

- Какой смысл поэт вкладывает в последние слова: «и всё же»?



«Все волнения, всю печаль»… Ива – дерево, склонённое у воды, у дороги. Все веточки ивы опущены вниз. Недаром в поэзии ива – символ печали, грусти, тоски. Печаль, тоска – это не твой путь, говорит нам поэт, отдай этот груз иве, ведь вся она - олицетворение грусти.


6) Слоги, рифма, ритм хокку. Состоит из трёх строк , содержит 17 слогов( с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5-7-5). Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трёхстишия – предмет большой заботы японских поэтов.


7) Японское трёхстишие требует от читателя участия в творческом труде поэта, будит воображение.


3. Закрепление, творческие задания.

- Как вы считаете, трудно ли написать хокку? Давайте попробуем стать японскими поэтами. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила написания хокку. Можно воспользоваться предложенными темами:

Шепнул мне на ухо ветер…

В небе такая луна…


4.Подведение итогов. Домашнее задание.

- Гокурасама! Что означает – спасибо за помощь! Во многих странах мира есть последователи и ценители японских хокку, создано много рисунков, иллюстрирующих хокку. Попробуйте сочинить собственное хокку, нарисовать к нему рисунок. Вы можете иллюстрировать понравившиеся вам стихи Мацуо Басё или Кобояси Исса.

Просмотр содержимого презентации
«Хокку»

Урок литературы в 7 классе Жильцова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №22 г. Иваново Хокку

Урок литературы в 7 классе

Жильцова Ирина Леонидовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №22 г. Иваново

Хокку

Япония – страна с очень древней интересной культурой. Пожалуй, нет другого литературного жанра, который бы так выражал японский национальный дух, как это делает хокку.

Япония – страна с очень древней интересной культурой. Пожалуй, нет другого литературного жанра, который бы так выражал японский национальный дух, как это делает хокку.

Хокку – японские трёхстишия – лирические стихотворения, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Хокку – японские трёхстишия – лирические стихотворения, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Это поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами.

Это поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко  писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко

писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников.

Подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней.

Подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней.

Мацуо Басё  (1644 – 1694)  выдающийся национальный поэт Японии. Его стихи и ныне, по прошествии трёх веков, знает наизусть каждый культурный японец. Судьба поэта складывалась своеобразно. Он – сын учителя каллиграфии, с детства был товарищем игр княжеского сына – большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина ушёл в город, принял постриг, но настоящим монахом не стал.

Мацуо Басё

(1644 – 1694)

выдающийся национальный поэт Японии. Его стихи и ныне, по прошествии трёх веков, знает наизусть каждый культурный японец. Судьба поэта складывалась своеобразно. Он – сын учителя каллиграфии, с детства был товарищем игр княжеского сына – большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина ушёл в город, принял постриг, но настоящим монахом не стал.

Жил в маленьком предместье.  Поэзия его – не средство пропитания, но высокое призвание всей его жизни.

Жил в маленьком предместье. Поэзия его – не средство пропитания, но высокое призвание всей его жизни.

Поэт вдохнул в хокку жизненную правду, поэтические образы. Он предлагает по-новому взглянуть на ту картину, которую каждый видел, может быть, десятки раз.

Поэт вдохнул в хокку жизненную правду, поэтические образы. Он предлагает по-новому взглянуть на ту картину, которую каждый видел, может быть, десятки раз.

Весеннее утро. Над каждым холмом безыменным Прозрачная дымка.

Весеннее утро.

Над каждым холмом безыменным

Прозрачная дымка.

Такие стихи сочиняются под влиянием непосредственного чувства.

Такие стихи сочиняются под влиянием непосредственного чувства.

О проснись, проснись! Стань товарищем моим, Спящий мотылёк!

О проснись, проснись!

Стань товарищем моим,

Спящий мотылёк!

Стремление к лаконизму, любовь к малым формам присущи японскому национальному искусству.

Стремление к лаконизму, любовь к малым формам присущи японскому национальному искусству.

Проталина в снегу. А в ней светло-лиловый Спаржи стебелек.

Проталина в снегу.

А в ней светло-лиловый

Спаржи стебелек.

Нужно уметь находить красоту в самом простом и обыкновенном, радоваться малому.

Нужно уметь находить красоту в самом простом и обыкновенном, радоваться малому.

Хокку изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Хокку изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Праздник Нового года! Но печален я, вспоминая Долгий вечер осенний.

Праздник Нового года!

Но печален я, вспоминая

Долгий вечер осенний.

Все волнения, всю печаль Твоего смятенного сердца Гибкой иве отдай!

Все волнения, всю печаль

Твоего смятенного сердца

Гибкой иве отдай!

Цветы сурепки вокруг.  На западе гаснет солнце.  Луна на востоке встаёт.

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встаёт.

Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Вой ветра, стрёкот цикад, крики фазана, пение соловья и жаворонка, голос кукушки – каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства.

Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Вой ветра, стрёкот цикад, крики фазана, пение соловья и жаворонка, голос кукушки – каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства.

Жаворонок поёт. Звонким ударом по чаще Вторит ему фазан.

Жаворонок поёт.

Звонким ударом по чаще

Вторит ему фазан.

В лесу звучит целый оркестр. Жаворонок ведёт мелодию флейты, резкие крики фазана - ударный инструмент.

В лесу звучит целый оркестр. Жаворонок ведёт мелодию флейты, резкие крики фазана - ударный инструмент.

Краткость роднит хокку с народными пословицами, но в хокку нет назидания.

Краткость роднит хокку с народными пословицами, но в хокку нет назидания.

Слово скажу -Леденеют губы. Осенний вихрь!

Слово скажу -Леденеют губы. Осенний вихрь!

Это трёхстишие получило хождение в народной речи на правах пословицы, которая означает: «Осторожность иногда заставляет промолчать».

Это трёхстишие получило хождение в народной речи на правах пословицы, которая означает: «Осторожность иногда заставляет промолчать».

Кобаяси Исса  (1763 – 1827)  родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать его умерла, когда он был ребёнком. Мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он четырнадцати лет от роду ушёл «в люди», долгие годы боролся с нуждой.

Кобаяси Исса

(1763 – 1827)

родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать его умерла, когда он был ребёнком. Мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он четырнадцати лет от роду ушёл «в люди», долгие годы боролся с нуждой.

Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал.

Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал.

Кобаяси Исса оставил богатое поэтическое наследие: более шести тысяч хокку, дневники, шуточные стихи.

Кобаяси Исса оставил богатое поэтическое наследие: более шести тысяч хокку, дневники, шуточные стихи.

Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Он хорошо знал  жизнь простых людей Японии.

Он хорошо знал

жизнь простых людей Японии.

По дороге не ссорьтесь, Помогайте друг другу, как братья, Перелетные птицы!

По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

Перелетные птицы!

Ах, не топчи траву! Там светляки сияли Вчера ночной порой.

Ах, не топчи траву!

Там светляки сияли

Вчера ночной порой.

Когда поэт заступается за светлячка или муху,  нетрудно понять, что тем самым он встает на защиту обездоленного человека.

Когда поэт заступается за светлячка или муху,

нетрудно понять, что тем самым он встает на защиту обездоленного человека.

Стаял зимний снег. Озарились радостью Даже лица звезд.

Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд.

Герои Исса влюблены в природу родной страны.

Герои Исса влюблены в природу родной страны.

В стране моей родной Цветет вишневым цветом И на полях трава!

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава!

В каждом стихе хокку определённое количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем – всего семнадцать слогов.

В каждом стихе хокку определённое количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем – всего семнадцать слогов.

Ударения в хокку роли не играют. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трёхстишия – предмет большой заботы японских поэтов.

Ударения в хокку роли не играют. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трёхстишия – предмет большой заботы японских поэтов.

Верно, в прежней жизни  Ты сестрой моей была,  Грустная кукушка?

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка?

Мысль выражена афористически, сжато, так, что она запоминается и переходит из уст в уста.

Мысль выражена афористически, сжато, так, что она запоминается и переходит из уст в уста.

Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашён.

Вот выплыла луна,

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашён.

Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого необязательно рисовать картину во всех её деталях.

Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого необязательно рисовать картину во всех её деталях.

Наша жизнь – росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и все же.

Наша жизнь – росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же.

Японское трёхстишие требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку.

Японское трёхстишие требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку"

Автор: Жильцова Ирина Леондовна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "КОМПЕТЕНТНОСТНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ."
    ["seo_title"] => string(98) "kompietientnostnodieiatielnostnyipodkhodpriformirovaniipravilnoiosankiuchashchikhsiaosnovnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "293739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455539278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства