kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока. для 6 класса. по русскому языку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 6 класса»

Тема: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Зима»

Цели: формировать умения строить текст-описание природы по картине; развивать способность ассоциативно-образного восприятия произведений искусства и окружающей природы; обогатить словарный запас школьника, активизировать лексику по теме картины; воспитывать эстетические чувства.

Средства обучения: репродукции картин И.Шишкина;

портреты И.Шишкина;

фрагмент 2 части симфонии П.И.Чайковского «Зимние грёзы».


Хоть сама и снег и лёд,

А уходит, слёзы льёт.

Загадка.

Ход урока.

1.Сообщение целей урока.

Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина « Зима »; постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые объекты по картине.

2. Вступительное слово учителя (создание эмоционального настроения).

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Отгадайте загадку, и станет понятно, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

(О зиме).

3. Беседа по вопросам.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?

(Зима – это холод, мороз, снег, метели, сугробы, иней, природа спит)

- Давайте послушаем, как описывают зиму поэты А.С.Пушкин и И.Никитин.

(Выразительное чтение стихов подготовленными учениками).

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

А.Пушкин.


На дворах и домах

Снег лежит полотном,

И от света блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,

И на ветках берёз

Как алмазы горят

Капли сдержанных слёз.

И.Никитин.


- Замечательные русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярким эмоциональным языком описать увиденное, выразить своё собственное отношение к изображаемому.

- Прочитаем, как тонко и проникновенно описывает морозную ночь А.П. Чехов.

Ученик выразительно читает отрывок.

(Раздаточный материал)

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и протёрли снегом.

- Найдите детали в описании, которые помогают нам, читателям, почувствовать удивительную прелесть зимы, получить полное представление о морозной ночи.

( Ученики отмечают «весело мигающие звёзды», «струйки дыма, идущие из труб», «деревья, посеребрённые инеем»).

- А вот ещё один отрывок (из произведения И.С.Шмелёва).

(Раздаточный материал)


красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках.…Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.…А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

(Чтение текста вслух)

- Что в центре внимания писателя?

(Красота зимней морозной ночи)

- Обратите внимание на описание звёзд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

(Звёзды «усатые, живые, бьются, колют глаз», «разными огнями блещут»)

- Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие?

(Синий – от света звёзд на синем небе;

звёздный – от снега, который искрится;

дымный – так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)

- Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете?

(Берёзы – белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдалёнными.)

- Мы проанализировали с вами несколько описаний природы, и вы увидели, что поэты и писатели изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

-Мы убедились, что поэты и писатели не могли не заметить, как удивительна зима.

Но ведь и музыканты тоже не раз признавались в своей любви к зиме.

Великий русский композитор П.И.Чайковский свою первую симфонию, написанную вскоре после окончания московской консерватории, назвал «Зимние грёзы». Послушаем отрывок.

(Звучит фрагмент 2 части симфонии «Зимние грёзы»).

- Что представляли вы, когда слушали эту музыку? Какое впечатление получили вы от музыки Чайковского?

(Это волшебная музыка. Она погружает нас в какое-то восторженное состояние. В моём воображении предстаёт дивная картина русского простора, заснеженных дорог, зимней сказки.

Возникает ощущение покоя, тишины. Все звуки использовал композитор: протяжный стон вьюги, шорох снежинок в морозном воздухе, свист ветра, жалобы заснеженных деревьев. Снег, снег и снег, царство снега. Зима торжествует, властвует. Белый снег делает картину исключительно живописной.)

- Что хотел выразить Чайковский в своём музыкальном творении?

(Величие и красоту северной природы.)

- Красота и величие зимы не оставили равнодушным и замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который неоднократно на своих полотнах изображал зиму, но только иными художественными средствами: цветом, композицией картины и т.д.

- Прежде, чем мы посмотрим картину Шишкина «Зима», которую вам нужно будет описывать, давайте познакомимся с самим художником.

3. Знакомство с художником.

Иван Иванович Шишкин очень любил природу, особенно лес, и изображал в разное время года.

Даже фамилия художника больше «лесная» - Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

- Посмотрите на портреты Шишкина.

- Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен Шишкина. Он родился в Елабуге в небогатой купеческой семье. Сейчас в доме отца художника размещается единственный в стране Дом-музей И.И.Шишкина.

Интерес к искусству, тяга к рисованию проявились у Шишкина с детских лет. Этому способствовала атмосфера семьи: дед выделывал тонкие изделия из серебра. Мать и сёстры были известными рукодельницами, кружевницами, отец увлекался техникой, историей, литературой.

Первоначальное образование Шишкин получил в уездном училище. В 1844 году поступил в первую казанскую мужскую гимназию, а в 1852 году он уехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Имея уже определенные творческие интересы, он в 1856 году поступил в Академию художеств, которую окончил с Большой золотой медалью.

Главной темой произведений Шишкина является тема родины. Раскрываемая им в образах природы. «Природа всегда нова…и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров.

Что может быть лучше природы…» - говорил Шишкин. С редкой точностью рисовал он леса России, пронизанные солнцем, глухие лесные места, могучие стволы, позлащённые заходящим солнцем верхушки огромных сосен, дубы-великаны, а рядом с ними – любовно и тщательно выписанный пучок тончайших травинок или цветов.

- На рубеже 80-90 годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину «Зима» (1890).

4. Беседа по картине.

- Как называется рисунок ( картина) с изображением природы7

( Эта картина называется пейзажем.)

- Давайте медленно рассмотрим картину. Что с первого взгляда поражает в картине?

(Нас поражает обилие снега, красота зимнего леса.)

- Что вы видите на переднем плане?

(Лес, сосны, дремлющий лес, густо засыпанные снегом упавшие стволы дерев, пухлая пелена снега, белоснежный покров, волнистые ковры снега. Снег на земле, снег на деревьях. Низко опущенные ветви, покрытые снегом; сосны стоят, словно богатыри. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями)

- Каким изобразил художник лес справа? Слева?

- Какие эпитеты, сравнения могут дать яркое словесное изображение?

(Лес справа: темный дремучий лес стоит непроходимой стеной.)

Лес слева: поредевший, просвеченный, пронизанный солнечными лучами. Снежные шубы на плечах могучих сосен.)

- Как использует художник цвет, чтобы передать зрителю ощущение морозного солнечного дня? (Холодный зимний день с таким же холодным зимним солнцем передан превосходно. Зимнее оцепенение природы. Неподвижным кажется воздух, все замерло. Кажется, что наступило утро. Лес наполнен светом солнца, чьи лучи пробиваются сквозь ветки деревьев. Деревья, засыпанные белым снегом, на фоне зимнего, чуть розоватого неба, вырисовываются темными силуэтами. Морозно и солнечно. И ветра нет. Деревья в инее, светло-серебристые. Над глубокими свежими снегами синее огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом.)

- Дайте описание снега на картине.

У слова СНЕГ более 100 эпитетов.

(Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Снег лежит, искрясь и переливаясь в лучах солнца. Вокруг сверкающая белая пелена. "Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит". Снег написан белилами с легким розовым оттенком.)

- Как передано пространство в картине

(Световая полоса как бы разделяет картину на две части, и зрителю кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Лес наполнен светом солнца, чьи лучи пробиваются сквозь ветки деревьев.)

- Какова композиция картины?

(Зритель видит только нижнюю часть стволов на переднем плане. Внимание зрителя останавливается на белизне снега и поваленных на землю нескольких стволах. Среди них
видна покрытая снегом молодая сосна. Она составляет центр композиции картины. Свет "тает" к углам картины, равномерно заполняя каждый угол. Таким образом создается ощущение "воздушности" и мягкости живописи.)

- Что изображено на заднем плане?

(На заднем плане - темный лес, освещенный холодным зимним солнцем. У подножия деревьев лежат выкорчеванные бурями лесные исполины. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон.)

- Какие цвета преобладают в картине: теплые или холодные?

(Холодные цвета, белая пелена снега, белые снежные хлопья; как стекло, кажется воздух; природа как бы погружена в зимний сон. Сосновый лес покрыт снежным ковром. На белизне снега останавливается внимание зрителя. Поверхность снега искрится под лучами солнца. Небо получает розоватый, а снег голубоватый отлив. Это усиливает ощущение тишины.)

- Что хотел сказать художник своей картиной?

{Можно ответить строками из стихотворений известных русских поэтов:

Мороз и солнце. День чудесный... (А.С.Пушкин)

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин)


Чародейкою – Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахрохмою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)


(Утро чудесное. Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес мохнатый, белый, а над ним синеет прозрачное зимнее небо. Особенно хороши елочки в лесу зимой, когда тяжелые шапки чистого снега висят их ветвях.

Погожий зимний день клонится к вечеру, и только прощальный луч холодного солнца прокрался сквозь ветки, скользнул по заиндевелой коре и разбросал кое-где по снегу и по ветвям золотистые зайчики. И сосны замерли под глубоким небом. Какое великолепие и спокойствие!)

5. Использование приема "Войди в картину".

- Тишиной, спокойствием и чистотой веет от пейзажа. Природа спит. Не возникло ли у вас желания проложить тропу по глубокому снегу? Я предлагаю вам войти в эту картину. Для чего? Для того чтобы почувствовать и пережить то, что хотел выразить художник. Путешествуя по картине, каждый из вас будет описывать то, что видит. Наметив основные микротемы, которые мы с вами уже определили, расположите их каждый по-своему.

Своей картиной Шишкин как бы учит нас особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию - в привычном и будничном.

Искусство И.И.Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. И только тогда вы увидите всю прелесть зимнего леса.

6. Словарная работа.

- Запишите слова, на которые можно опираться при работе над сочинением:
Снег - пушистая пелена.

Деревья и кусты в зимнем уборе - в инее, светло-серебристые.

Лес - темный, дремучий, непроходимой стеной, поредевший, пронизанный солнечными лучами; лес, освещенный в глубине солнцем; окутан холодной тенью.

Сосны - могучие, снежные шубы; покрытая снегом молодая сосна; высокие, мохнатые, прямые, пушистые, раскидистые, снежные, стройные, безмолвные, величавые, царственные, дремлющие, задумчивые, сказочные.

День - морозный, солнечный, зимний.

Воздух - неподвижный, холодный, морозный, студеный, безветренный, застывший, чуткий, хрустально-чистый, чистый.

Солнце - холодное, зимнее, лучи пробиваются, солнечные зайчики, морозное.

Небо - зимнее, чуть розоватое, прозрачное, низкое.

Цвета - холодные, серебристые, белые, искристые, голубоватый отлив.

Снег - белый, блестящий, игристый, ослепительный, сверкающий, светлый, слепящий, густой, мохнатый, мягкий, нетронутый, пушистый, пышный.

Лес - безмолвный, волшебный, дремлющий, задумчивый, молчаливый, сонный, спящий, тихий, царственный

7.Словарно-стилистическая работа.

- Очень важно найти слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Постарайтесь в своем сочинении избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов:

Картина- произведение живописи, полотно, репродукция.

Художник - автор картины, мастер кисти, живописец;

Изобразил- показал, запечатлел, передал, картина пронизана;

- Не забудем и о той лексике, которая связана со спецификой живописи: пейзаж: теплые и холодные тона, на переднем, на дальнем плане, колорит, цветовой фон.

8. Комплексное составление плана

- Вам предстоит написать сочинение по картине И.Шишкина «Зима». Но прежде, чем мы приступим к работе, скажите мне, что украсит ваше сочинение, обогатит его, сделает более содержательным и стройным? (Эпиграф)

- Верно. Но вы должны помнить, что в эпиграфе должна звучать идея всей работы. Он своего рода ключ к пониманию произведения.

-Теперь давайте вспомним, как строится текст-описание. С чего следует начать сочинение?

( Начать сочинение нужно со вступления, где даётся общее представление описываемого. В данном случае во вступлении можно сказать об авторе описываемой картины.)

И.И. Шишкин – замечательный русский художник, певец русского леса. Все, кому дорога русская природа, любят творения этого мастера кисти. Когда мы говорим Шишкин, перед нашими глазами встают радующие и волнующие нас образы величавой и прекрасной русской природы…

- Таким образом мы с вами словно "подойдем" к описанию картины – основной части сочинения. Свое описание вы можете начать по-разному: сказать о первом впечатлении от картины.

(Увидев впервые картину И.Шишкина «Зима», я была поражена обилием снега , причём снега, лежащего густой снежной пеленой…

- Что будете описывать дальше?

(Сосны на переднем плане)

- Что далее?

(Описание леса справа и слева)

Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон. Всё сковано морозом и погружено в тень. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями. Темный дремучий лес стоит непроходимой стеной, и только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив её в розовый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется ещё голубее…

-Итак, в основной части сочинения вам нужно описать основные элементы пейзажа на картине. Какие части речи при этом вами будут использоваться чаще других? Почему?

(Чаще всего будут встречаться имена существительные и прилагательные, потому что мы будем говорить о признаках предметов)

- Каких прилагательных будет больше всего и почему?

(Больше всего будет прилагательных, обозначающих цвет, потому что они во многом раскрывают замысел художника)

- О чем следует сказать в заключении сочинения?

(Здесь можно сказать о своем отношении к картине)

Картина И.Шишкина «Зима» помогла мне ещё раз убедиться в том, что наша русская природа самая красивая и величественная. Кроме этого, меня поразила способность художника изображать лес настолько правдоподобно, что смотришь на картину, и кажется, будто ты уже видел это, уже любовался всем этим богатством…

Открыли тетради.

1 составим коллективно план (прилагается) и запишем ключевые слова.

Как бы вы начали описание картины.

План.

1.И.И.Шишкин - певец русского леса.

2.Зимний лес: Подберите ключевые слова. Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным.

( Сказочная зима, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом.

Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег?

а) первое впечатление от картины;

Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег? Подберите ключевые слова. (белый, пушистый, серебристый, долгожданный, тихо слетают снежинки, все покрыто блестящим инеем) (запись в тетрадь)

б) могучие сосны

в) лес справа и слева

г) изображение пространства в картине;

д) использование художником цвета в картине.

Понравилась вам картина?


- Каково общее впечатление от пейзажа грустное или веселое?

( Веселое, так как кажется, что как будто все кругом искрится: и деревья, и кусты, и сугробы.)

- Какие чувства, желания рождает рождает у Вас этот пейзаж?

( Хотелось бы побывать в этом лесу и почувствовать всю прелесть русского зимнего леса.)

- Как, по - вашему, почему художник решил написать эту картину?

( Он хотел, чтобы люди увидели красоту этого леса.)

- Художник назвал свою картину « Зима», а как бы вы ее назвали?

( Зимний лес. Хозяйка Зима.)

3.Мысли и чувства, которые вызывает картина. Моё отношение к картине.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".

11. Итог урока.

- Понравился ли Вам урок?

- Что особенно запомнилось?

- Чему учились на уроке?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока для 6 класса

Автор: Жантемирова Саулеш Жанузаковна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Разработка урока для 10 класса. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-uroka-dlia-10-klassa-orghanizatsionnaia-struktura-vooruzhiennykh-sil-rossiiskoi-fiedieratsii-vidy-vooruzhiennykh-sil-roda-voisk"
    ["file_id"] => string(6) "182778"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425599330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка   урока  для младших классов "Наш  разноцветный мир" "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-uroka-dlia-mladshikh-klassov-nash-raznotsvietnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "101935"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402467962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Разработка урока для 10 класса по учебнику Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень”  с видеофрагментами (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-dlia-10-klassa-po-uchiebniku-n-d-ughrinovicha-informatika-i-ikt-10-bazovyi-urovien-s-vidieofraghmientami-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "113030"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409067441"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-dlia-5-klassa-znakomstvo-s-orfoepiiei"
    ["file_id"] => string(6) "148678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419796551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства