Методическая разработка урока для 1 класса по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?"
Методическая разработка урока для 1 класса по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?"
Методическая разработка урока для первого класса "Что вокруг нас может быть опасным?" ориентирована на учителей, работающих по учебно-методическому комплексу "Школа России". Цель урока: учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока для 1 класса по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?" »
Тема: Что вокруг нас может быть опасным?
Цель урока: учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Задачи урока.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения при работе в парах.
Способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Обучающие:
Учить предвидеть опасность со стороны бытовых предметов (электроприборов, острых предметов, лекарственных препаратов), соблюдать правила безопасного поведения при обращении с ними.
Повторить и закрепить знания правил дорожного движения при переходе через дорогу.
Способствовать расширению кругозора.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, внимательность.
Оборудование: плакат с изображением дома (лифт, гостиная, ванная комната, кухня), карточки с изображением электрических приборов и бытовых предметов (вязальные спицы, вилки, швейные иглы), схемы – правила по технике безопасности с электроприборами, учебник, рисунки Муравьишки и Мудрой Черепахи, макет светофора.
Ход урока
1. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
2. Постановка цели.
Послушайте загадку:
Двери в нём,
Окошки в нём,
Мы уютно в нём живём.(дом)
– Сегодня на уроке мы узнаем, что обычные вещи и предметы, которые есть у каждого из вас дома, могут быть опасными для вашего здоровья, если с ними обращаться неосторожно.
3. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
– Прочтите пословицу, написанную на доске: “Мой дом – моя крепость”.
– Объясните, как вы понимаете ее смысл.
– Действительно, современные дома не похожи на крепости, но и они защищают нас от ветра, холода, дождя, от злых людей. Любопытный Муравьишка желает познакомиться с домом человека. Поможем ему в этом. Что представляет собой современный дом?
(Это здание, построенное из кирпича или панельных плит. Если оно высотное, то для удобства передвижения есть лифт).
2) Правила безопасного пользования лифтом.
– Какие правила пользования лифтом вы знаете?
– Что необходимо делать, если вы застряли в лифте?
– Как нужно себя вести, если выключился свет в лифте?
Мы с вами и Муравьишкой поднялись в лифте и оказались в квартире.
3) Сопоставление и выявление закономерностей.
– Некоторые вещи и предметы в квартире могут быть опасными и безопасными; могут помогать человеку, а могут и мешать. Это зависит от человека. Если он умеет правильно пользоваться вещами, электроприборами, знает их свойства, то они никогда не навредят его здоровью.
- А что для человека важнее всего?
– Какие вещи или приборы могут быть опасными в комнате, вы узнаете, отгадав загадки:
1.После стирки у простынки, он разгладит все морщинки. Только ты его не тронь, он горячий, как огонь. (Утюг)
2.Не щётка и не веник,
Урчит он с непроста:
Всего одно мгновенье-
И комната чиста. (Пылесос)
3.Чудеса по вечерам
Я показываю вам.
На моём, друзья, экране
То моря шумят в тумане,
То плоды качает сад,
Есть программа для ребят. (Телевизор)
– Что общего есть в этих приборах?
– Какие предметы на карточках вы отнесете в эту группу? Почему?
– А какие предметы вы отнесете во 2 группу? Почему? (Ножницы, спицы для вязания, швейные иглы)
4) Повторение правил безопасного пользования электроприборами.
1– Действительно, телевизор, светильник, утюг, магнитофон – это электроприборы. Они работают благодаря электрическому току.
- Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с электроприборами?
– Мудрая черепаха принесла эти правила в картинках Муравьишке, а он не может их понять. Ребята, помогите ему.
– Рассмотрите рисунок.
- Что изображено? Как можно понять этот схематический рисунок?
(Правило №1. Нельзя мокрыми руками включать и выключать электроприборы)
(Правило №2. Нельзя выключать электроприборы, дергая за шнур)
– Что необходимо помнить при окончании работы с электроприборами?
– Как тушить пожар, который возник в результате возгорания электроприбора?
– Надо помнить, что включенные электроприборы нельзя тушить водой, так как вода проводит ток. Сначала их надо отключить, а потом тушить пожар.
5) Формулировка правил пожарной безопасности.
– Правила поведения при пожаре вы найдете в стихотворении, которое прочтут вам дети.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала, Но от спички – невелички может дом сгореть дотла.
Чтоб он не стал твоим врагом, Будь осторожен с утюгом.
Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал. Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер – 01.
– 01 – это не только номер пожарной службы, это номер службы спасения. Теперь Муравьишке все понятно, и он, так же как и вы, запомнит эти правила.
Физминутка.
Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)
И пожар мы так тушили (соединяют руки, как будто держат шланг)
Поворачиваем шланги вправо (туловище и руки поворачивают вправо)
Поворачиваем шланги влево (туловище и руки поворачивают влево)
Раз, раз, раз, раз и огонь погас (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
6) Работа по учебнику (стр. 34).
– Мы отправляемся на кухню. Здесь мамино царство
-. Как вы понимаете смысл этой фразы?
– Кухня – не место для игр. Почему?
– Рассмотрите рисунок, какие электроприборы вы можете встретить на кухне?
– Правила обращения с электроприборами мы уже повторили. Но на кухне есть еще опасные предметы: ножи, вилки, ножницы. Для чего они нужны?
– Как правильно обращаться с ними, чтобы не пораниться?
– Посмотрите внимательно на страницу и скажите, о чем мы еще не говорили?
– Чем лекарства могут быть опасны?
– Лекарства должны лечить. Но только взрослый человек должен контролировать прием лекарства, так как принятое неправильно, оно может принести вред. И даже витамины, сладкие и приятные на вкус, нужно принимать в присутствии взрослых и в тех дозах, которые указаны в инструкции. Если съесть их большее количество, то на коже может высыпать сыпь, а может произойти и еще худшее – отравление.
7) Работа в парах.
– Посоветуйтесь друг с другом и скажите, какие опасности могут подстерегать в ванной комнате, и как их избежать?
– Вот и закончилась наша экскурсия по современному дому. Но не только в домах нас подстерегают опасности.
4. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
1) Фронтальный опрос
– Мы все живем в городе и каждый день ходим по улице, в том числе и по дорогам. Чтобы не случилось опасных ситуаций с нами на дорогах, мы должны знать и выполнять правила дорожного движения.
– Какие правила дорожного движения вы знаете, перечислите их?
– Где необходимо переходить дорогу?
– Что означают цвета светофора?
2) Игра “Светофор”.
– Как вы знаете и выполняете правила дорожного движения, мы узнаем, проведя игру "Светофор"
В игру "Светофор" играет группа детей (от 5 человек). Для игры выбирается ведущий. Он будет выполнять роль "светофора". Остальные дети встают в линию на расстоянии 15 - 20 метров от ведущего (то есть "светофора"). "Светофор" поворачивается спиной с остальным ребятам и говорит "зеленый свет". Дети начинают двигаться в направлении ведущего. В любой момент ведущий "светофор" говорит: "красный свет" и оборачивается. Все дети должны замереть. Если кто-либо из детей продолжает двигаться, когда ведущий повернулся - тот игрок выбывает. Затем ведущий опять поворачивается к игрокам спиной и говорит "зеленый свет". Игра продолжатся до тех пор, пока какой-либо из участников не коснется "светофора". Если же все участники выбывают из игры не коснувшись "светофора", то ведущий выигрывает. Тот, кто выиграл в игре, становится ведущим ("светофором") в следующем раунде.
.– Кто победил?
– Что помогло им победить?
– Совет проигравшим – быть более внимательными при переходе через дорогу.
3) Практическая работа “Угадай знак и раскрась его”.
– Угадай знак:
Пешеход, пешеход, помни ты про переход,
Подземный, наземный, похожий на зебру. Знай, что только переход от машин тебя спасет.
– Как называется этот знак?
– Какого цвета будет ободок дорожного знака “Пешеходный переход”?
– В рабочих тетрадях раскрасьте этот дорожный знак.
5.Практическая работа.
Работа в парах. По рисунку учебника на стр. 35 придумать сказку о том, как Муравьишка учился переходить улицу.
6. Рефлексия.
– Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность?
– С какими правилами при работе с электроприборами вы познакомились?
– Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения?
ЛИТЕРАТУРА:
1.Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина,М, «Вако», 2014г.
2.Книга для учителя. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. М.А.Козлова, М, «Первое сентября», 2010г.