kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока 5 класс по теме "Синтаксис и Пунктуация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить с понятиями Синтаксис и Пунктуация", заинтересовать учеников данной темой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 5 класс по теме "Синтаксис и Пунктуация"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Русский язык

Урок № 24

Тема урока:Синтаксис. Пунктуация.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование ключевых компетенций при обучении языку. Образовательная цель: актуализировать и повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация"; заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме; развивать умение слушать и выделять главное в прочитанном; воспитывать интерес к предмету.

Формирование УУД:

Личностные действия: Достаточный объем словарного запаса для выражения собственных мыслей.

Регулятивные действия: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные действия: Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

Коммуникативные действия: Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.


Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся УУД

УУД

Организационный момент (2 мин)

Приветствую учащихся, прошу проверить все ли готово к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

Мотивация. Самоопределение к деятельности.(6 мин.)

Зачитываю притчу, прошу ответить на вопросы, т.о. эмоционально и психологически настраиваю на урок.

Слушают, отвечают на вопросы.

Личностные:

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

Познавательные:

адекватное понимание коммуникативной установки.

Актуализация знаний

(5 мин.)

Предлагаю выполнить «Корректирующую пробу», в результате которой ученики получат эпиграф урока. Записать эпиграф в тетрадь. Прошу предположить о чём пойдет речь на уроке. Ввожу теоретические понятия по русскому языку, узнаю какие знакомы с начальной школы. Прошу определить тематику урока. Знакомлю с темой урока. Прошу записать в тетрадь.

Выполняют «Корректирующую пробу», записывают эпиграф, размышляют, слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь.

Коммуникативные:

свободно, правильно излагают свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

определяют понятия, создают обобщения, классифицируют, строят логическое рассуждение.

Познавательные:

Выполнение отбора и систематизации материала на определенную тему.

Постановка учебной задачи (2 мин.)

Прошу определить цели урока. Обобщаю сказанное детьми.

Формулируют цели урока.

Коммуникативные:

стремятся точно выразить собственное мнение и позицию

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи.

Познавательные:

определяют цели предстоящей учебной деятельности.

«Открытие нового знания» (15 мин.)

Знакомлю с лингвистической сказкой, провожу беседу по вопросам, словарную работу.

Прошу познакомиться с теоретическим материал – прочитать в учебнике, маркируя текст: знаю, новое, непонятно. Провожу опрос по прочитанному , выявляю уровень усвоения прочитанного. Прошу оценить деятельность на данном этапе.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы, читают теорию, маркируют, пересказывают прочитанное. Оценивают свою деятельность.

Коммуникативные:

способность извлекать информацию из различных источников

Регулятивные:

определяют понятия, строят логическое рассуждение.

Познавательные:

ведут самостоятельный поиск информации.

Первичное закрепление

(7 мин.)

Систематизация знаний – предлагаю из предложенных слов составить текст по правилам синтаксиса. Далее зачитываю «гимн письменному столу» - стихотворение «Марины Цветаевой», прошу поразмышлять о стихотворении – выявляю трудность в понимании некоторых слов и смысла стихотворения.

Составляют текст, слушают, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

стремиться к точному выражению собственного мнения.

Регулятивные:

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Познавательные:

адекватное понимание основной мысли текста.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(5 мин.)

Прошу выполнить упражнение – индивидуально, после фронтально проверяем, прошу оценить работу.

Самостоятельно выполняют упражнение проверяют по эталону, оценивают свою работу..

Познавательные:

Выполняют письменное задание с соблюдением основных правил орфографии и пунктуации.

Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 мин.)

Задаю вопросы по теме, выявляю уровень усвоения материала.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Совершенствуют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Регулятивные:

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе работы на уроке.

Рефлексия деятельности.

(3 мин.)

Приём «Райтинг»



  1. Организационный момент (1мин)

  2. Мотивация. Самоопределение к деятельности: (3мин)

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

  • Назовите основную мысль притчи?

  • Какой вывод можно сделать?

  • Как эти слова нам пригодятся на уроке?

  1. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений. (8мин)

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа. Я предлагаю выполнить разминку - «Корректирующая проба» РАБОТА в ПАРАХ (на работу 3 мин).

  • З А Д А Н И Е зачеркните буквы Г, Ц, Ю вы получите предложение-высказывание А.П. Чехова. Запишите его в тетрадь.












  • Запишите это высказывание на доске.

  • Как вы понимаете смысл предложения? (рассуждают)

  • Оцените свою работу от 2 до 5 баллов.

  • Предлагаю в этом убедиться, давайте приступим к уроку.

  • Что такое грамматика? (…)

  • Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква. Грамматика включает в себя: МОРФОЛОГИЮ, СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЮ. СЛАЙД 1

  • Какие из этих терминов вам знакомы? (морфология?)

  • Что изучает морфология? (раздел языкознания, который изучает форму слова)

  • Что изучает синтаксис и пунктуация? (проблемный вопрос)

  • Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

  • Запишите тему урока в тетради: «Синтаксис и Пунктуация»

  1. Постановка учебной задачи (2мин)

  • Подумайте и сформулируйте — какие цели поставлены на урок? (размышляют)

  • Мы сегодня на уроке повторим материал из начальной школы: что такое синтаксис и пунктуация, вспомните какие знаки препинания есть в русском языке, а также будем развивать умение читать выразительно (с интонацией).

  1. «Открытие нового знания» (15мин)

- Я предлагаю вам послушать лингвистическую сказку и сделать вывод — что помогает связывать слова в предложения (Слайдовая презентация)

- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.

Сначала на экран выбежали поодиночке слова С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.СЛАЙД 1

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи ( каким?), СЛАЙД 2 потом объединились в две группы (какие? СЛАЙД 3), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. СЛАЙД 4

Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! СЛАЙД 4

  • Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)

  • Сравните предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

  • Даже эта работа трудна для него. ( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)

  • Эта работа даже трудна для него. (Подчеркивается неожиданность трудности)

  • Эта работа трудна даже для него. (речь идет о сильном исполнителе)

  • Какой вывод можно сделать? (предложение составляется по определенным правилам.)

  • Все предложения в русском языке составляются по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис». Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация»

  • Словарная работа:

  • Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

  • Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»)

  • Предлагаю познакомиться с этими понятиями поближе, откройте § 24,25 прочитайте теоретический материал, маркируя текст карандашом: + - знаю ! - новое, ? - знаю, но забыл. Индивидуально.

  • Что из прочитанного вы знали?

  • Что из прочитанного для вас новое?

  • Что из прочитанного вы знали, но к сегодняшнему уроку забыли?

  • Поверните к соседу расскажите что обозначает синтаксис, что обозначает пунктуация.

  • Перескажите правило мне.

  • Оцените себя: от 3 до 5 баллов.

  1. Первичное закрепление (7мин)

  • Посмотрите на записанные слова, есть ли в записи смысл? СЛАЙД 10

Мы, проводить, счастливые, минуты, за, письменный, стол.( В каждом слове есть, вместе – нет)

  • Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации. (Работа индивидуально, проверка в группах, проверка в четверках, затем проверка на доске)

  • Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

  • Поэт Марина Цветаева написала гимн письменному столу. Будьте внимательными к слову поэта.

  • Мой письменный вьючный мул!

Спасибо, что ног не гнул

Под ношей, поклажу грез –

Спасибо - что нес и нес.

……………………………..

К себе пригвоздив чуть свет –

Спасибо за то - что вслед

Срывался! На всех путях

Меня настигал, как шах –

Беглянку.

- Назад, на стул!

(М. Цветаева)

  • Разберемся в прочитанном, что обозначает:

  • Стол, заваленный рукописями, книгами,- «навьюченный тяжелой поклажей мул», т.е. Осел;

  • Стол, приказывавший поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель;

  • Поклажа, груз на ослике, муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу

  • Как вы поняли главную мысль этого поэтического отрывка? (письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует жизнь. Отвлекая поэта от суеты)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

123.

С самооценкой.

    1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • Наш урок подходит к концу, подведем итог вашей деятельности:

  • Какие цели были поставлены вначале урока?

  • Что удалось достигнуть, что нет?

9. Рефлексия деятельности.

  • Закончите предложения (Слайд)

  • Прием «Райтинг»


10. Домашнее задание

§ 24,25

Базовый уровень: упр. 119

Повышенный уровень, по желанию: сочинить лингвистическую сказку «Знаки препинания» используя материалы упр. 126.


Литература:

  1. Р 89. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. 1 ч./ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). - М.: Просвещение, - 2012.

  2. Р 89. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой [и др.] 1 ч. / сост. Г.В. Цветкова — Волгоград: Учитель, 2014. - 303с.

  3. http://www.psyoffice.ru/4-0-4440.htm — стихи на начало урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока 5 класс по теме "Синтаксис и Пунктуация"

Автор: Шаповалова Наталья Викторовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "183677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425911812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "183686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425912572"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по теме "Синтаксис и пунктуация. Повторение""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_po_teme_sintaksis_i_punktuatsiia_povtorenie"
    ["file_id"] => string(6) "634498"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687874742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок в 5 классе по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-v-5-klassie-po-tiemie-povtorieniie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "241202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445191370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. (Эффективная подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку). "
    ["seo_title"] => string(142) "sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-analiz-slozhnykh-priedlozhienii-effiektivnaia-podghotovka-uchashchikhsia-9-klassov-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "239728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444843144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства