Урок в 5 классе по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация"
Урок в 5 классе по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация"
Урок по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация." проводится в конце учебного года, обобщается весь материал, пройденный учащимися за курс 5 класса. Разработка урока построена по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. Структура соответствует ФГОС.Включена работа в группах, используется тренажер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация" »
Урок №
Тема: ПОВТОРЕНИЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цели деятельности учителя: Повторить и обобщить совместно с учащимися основные синтаксические понятия, изученные в 5 классе: особенности простого и сложного предложения, предложения с прямой речью, диалог; совершенствовать у пятиклассников навыки синтаксического разбора предложений
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать термины синтаксиса, особенности простого и сложного предложения, предложений с прямой речью, диалога; уметь характеризовать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, пунктуационно верно оформлять текст.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Вступительное слово.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
(учащиеся хором: «Пять»).
– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.
– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться
2.Актуализация и пробное учебное действие
Работа в группах. Терминологический диктант.
– Ответьте на вопросы.
1) Что изучается в синтаксисе?
2) Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
3) Какие предложения мы называем простыми?
4) Какие предложения мы называем сложными?
5) На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
6) При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
7) На какие группы делится сложное союзное предложение?
8) Для чего нужна пунктуация?
9) На какие три группы по роли в предложении делятся знаки препинания?
10) Какие пунктуационные правила вы знаете?
3.Выявление места и причины затруднения
- проверка работ групп по ключу на слайдах презентации, внесение дополнений и исправлений.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Работа в группах.
Задание. Запишите предложения в тетради, произведите синтаксический разбор.
1) На сухую, твердую и мерзлую землю упал первый снег.
2) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Дополнительное задание.
– Какую роль выполняет союз и в 1-м и во 2-м предложении?
дополняет ответы.
Задание. В данных предложениях подчеркните подлежащее, дополнение, обозначьте обращение (если оно есть). Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Сердечный друг ты нездорова
2) Принесите мне книгу о животных
3) Друзья давайте жить честно
4) Мальчик увидел трамвай
5) Мы поплыли дальше и увидели маленькую лодку.
Задание. Составьте 6 сложных предложений на тему «Весна», расставьте знаки препинания, укажите вид сложного предложения, чем соединены простые предложения, входящие в состав сложного. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.
Задание. Составьте и запишите три предложения, употребив слово родина так, чтобы оно являлось:
– подлежащим;
– дополнением;
– обращением.
Задание. Рассмотрите схемы и расскажите своему товарищу о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью (1, 2) и в диалоге (3).
1. «П», – а.
2. А: «П».
3. – «П», – а.
– «П?» – а.
– «П!» – а.
Дифференцированное задание по выбору.
Уровень 1. Составьте свои предложения по 1 и 2 схемам. Запишите их.
Уровень 2. Запишите диалог, соблюдая правила.
5.Первичное закрепление с комментированиемво внешней речи
Дифференцированная индивидуальная работа.
Задание. Выполните задание в тетради и сдайте учителю на проверку.
Уровень 1. Распространите предложения второстепенными членами.
Наступила весна. Солнце согрело землю. В лесу побежал ручей. На пути он заметил под корнями березы норку. Здесь с осени спал ежик. Ручей забрался в норку и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего убежища, лег на спинку и подставил солнцу брюшко.
Уровень 2. Составьте небольшой текст на тему «Весна пришла», «Весенний ручеек»
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр.
7.Включение в систему знаний и повторение
- Вопросы по тренажеру
8. Рефлексия учебной деятельности
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?