Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация"
Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация"
Методическая разработка повтроительно-обобщающего урока по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация" для учащихся 5 класса была опробирована на Дне открытых дверей для родителей школы.Учащиеся активно работали на уроке, родители принимали участие.Презентация помогла всем участникам не только слшать задания, но и сомостоятельно прочитывать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Синтаксис и пунктуация" »
Обобщение и повторение изученного в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель:- повторить все, чему научились учащиеся по теме «Синтаксис и пунктуация»
- проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».
Садитесь, пожалуйста.
А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок.
Слайд 1.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд 2.Кроссворд
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
1. названия главного члена предложения, который обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)
2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).
3. вид предложения по интонации, произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).
4. знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).
5. союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).
6. знак препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).
7. синтаксическая единица, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8. падеж, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).
9. часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС
Слайд 3
- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда.
В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ
Слайд 4
2. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.
Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».
Ребята, а сейчас нас ждет первое серьезное задание. Ответьте мне на вопрос
- Что такое словосочетание?
- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями.
- Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
[Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (6 слайд).
- Встаньте те девочки, у кого правильно записаны словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики (7 слайд).
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Что такое простое предложение?
Задание. (на парте лежат конверты). работаем в парах
-Давайте откроем и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло. (Проверка. Одна группа читает своё предложение, другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания).
1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
3 группа. Как восхитительно раскрасила осень кленовые листья!
4 С тихим шорохом пробежал по саду ветерок
5К Новому году мы украшаем елку.
6К Новому году мы готовим всем подарки и поздравления.
7Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки.
8“Какие подарки ты хочешь получить от деда Мороза на Новый год?” - спросила меня бабушка.
9Дед Мороз, мы ждем тебя в гости!
10 Старик повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб.
11Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает
12“Добро пожаловать, Мороз!” - отвечает девушка.
13 Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все тишиной.
14 Я воротился домой и ходил по белым дорожкам сада.
-Докажите, что это простые предложения.
- Почему предложение называется «сложное»? (ответы учащихся).
- А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложения. - Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только определение. Как подчеркиваем определение? (один ученик на доске записывает).
Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение.
Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение.
Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять обстоятельство.
Из предложения Земля постелила на лугу разноцветный ковер взять сказуемое.
Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь взять обращение.
(Взаимопроверка. Поменялись тетрадками с соседом по парте, возле каждого
правильно записанного слова ставим плюс). (12 слайд)
- Подымите руку, кто нашёл все слова (5,4,3...). (За правильные ответы выставляются оценки).
- А теперь из этих слов нужно составить и записать предложение. Порядок слов менять нельзя, можно изменить окончание. Если нужно, добавьте предлог.
- Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся).
- Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.
- Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).
- А сейчас каждый запишет свое сложное предложение. Но мы не будем переписывать предложение заново, а продолжим наше.
- Во что превратиться точка в конце простого предложения? Почему?
-Определите, простыми или сложными являются предложения: (Работа на доске по одному человеку от ряда и все остальные - в тетради).
Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.
-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
- На партах лежат листочки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны.
- Верно ли, что это текст?
(Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю и наступила настоящая зима. Завывает в поле холодный ветер гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.)
- Проверяем (устно).
А следующий набор предложений является текстом?
Когда перебегает лиса поле яркая шубка её далеко видна. Пришла чудесная пора для детворы.
Спрятались в норку ежи укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту осторожно ступают пушистыми лапками. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах съехать с горки.
(Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна. Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать с горки)
-Почему нет? исправьте ошибки
- Расставьте предложения в нужном порядке и знаки препинания.
- А теперь давайте проверим, в каком порядке нужно было расставить предложения (14 слайд).
- А теперь запишите свои 3-5 предложения на тему « Зима».