Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе
Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе
Краткое описание: «Урок-тренинг в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».
Цель: определения уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по данной теме. Данный урок позволяет повторить, систематизировать и обобщить материал по теме.
Подбор односоставных предложений показывает их своеобразие. Обращение к образцовым текстам художников слова способствует развитию эстетического вкуса, повышению культурного уровня учащихся. Интересные задания способствуют не только развитию внимания, смекалки, быстроты, но и повышает интерес к изучению русского языка. Работа в команде сближает детей, позволяет им чувствовать ответственность перед другими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Краткое описание: «Урок-тренинг в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».
Цель: определения уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по данной теме. Данный урок позволяет повторить, систематизировать и обобщить материал по теме.
Подбор односоставных предложений показывает их своеобразие. Обращение к образцовым текстам художников слова способствует развитию эстетического вкуса, повышению культурного уровня учащихся. Интересные задания способствуют не только развитию внимания, смекалки, быстроты, но и повышает интерес к изучению русского языка. Работа в команде сближает детей, позволяет им чувствовать ответственность перед другими.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
Сегодня у нас состоится урок-тренинг по теме «Односоставные предложения».
Эпиграфом к этому уроку являются слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса».
И мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю. Посмотрим, какие односоставные предложения встречаются в их произведениях.
(Запись темы и эпиграфа)
Перед нами стоит задача: увидеть своеобразие односоставных предложений.
Разделимся на 3 группы. . Каждый из вас сегодня будет и теоретиком, и практиком.
II. Разноуровневая работа со словом.
Запишите слово «тренинг». Это слово заимствовано из английского языка и обозначает тренировка, постоянная, систематическая работа с целью развития и укрепления чего-либо.
Запись: тренинг (англ. сл.) – тренировка.
III. Повторение и анализ видов односоставных предложений.
1 этап: блиц-опрос.
Сейчас вы теоретики. Вы должны ответить на вопросы, которые будут задаваться по очереди каждой группе. Ответы должны быть полными.
1)Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
2)Какие односоставные предложения вы знаете?
3)Чем различаются односоставные предложения:
Утро. Душное июньское утро?
4)О каком виде односоставных предложений М.В. Ломоносов сказал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»? (определённо – личные)
5)Какие предложения называются определённо–личными?
6)Какие предложения называются неопределённо-личными?
9)Назовите способы выражения составного глагольного сказуемого в безличном предложении.
10)Какие значения могут иметь безличные предложения?
Безличным глаголом, безличной формой личного глагола., безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет. Неопред. форм. глагола.
11)Какие предложения считаются назывными?
(Учитель. Назывные предложения иначе называются номинативные, так как – именительный падеж)
12)Какие значения приобретают назывные предложения с частицами вот, вон?
2 этап: работа с таблицей «Односоставные предложения».
О/Л
подлежащее – нет
сказуемое – 1, 2-е лицо
Безличные
подлежащее – не может быть
сказуемое – безличное значение
Н/Л
подлежащее – нет
сказуемое – 3-е лицо
мн. ч. б. н. вр.; пр. вр. мн. ч.
Назывные
подлежащее – есть
сказуемое – не может быть
Таблица поможет вам привести в систему ваши знания.
3 этап: анализ односоставных предложений. (работа в парах).
Теперь вы практики. Вы должны записать односоставные предложения, определить их вид, объяснить орфограммы, а также указать, из какого произведения эти предложения и кто их автор?
а) Вам не видать таких сражений. (безличное) («Бородино», М.Ю. Лермонтов)
б) Сижу за решёткой в темнице сырой. (опред.-лич.) («Узник», А.С. Пушкин)
в) Умную голову почитают смолоду (обоб.-лич.) (пословица)
г) Мороз и солнце; день чудесный! (сложное, 1 назывное, 2 двусоставное) («Зимнее утро», А.С. Пушкин)
- Над каким видом односоставных предложений мы не работали? (неопред.-лич.)
Лингвист А.М. Пешковский так сказал о неопределённо-личных предложениях: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».
4этап: анализ текста.
И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..пями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) расклад..вать под дер..вом к..стёр.
Задания к тексту.
Из какого произведения эти строки и кто автор?
Определите стиль и тип текста (художественный стиль, повествование, т.к. указана последовательность действий)
Орфографическая работа.
Какие виды односоставных предложений встретились в этом тексте? Обоснуйте.
Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.
5этап.Творческая работа написать сочинение – миниатюру на свободную тему, употребив односоставные предложения.
Темы:
«Зимнее утро».
« Летний вечер».
« Осенью в лесу».
6 этап .Тест
VI. Выходной контроль – тестирование совместно с рефлексией (самооценивание)
I вариант
1. Какое предложение не является односоставным?
а) На морозном воздухе было трудно дышать.
б) На востоке синело.
в) За окном виднелось уже вспаханное поле.
г) Дело словом не заменишь.
2. Какое предложение является определённо-личным?
а) От листьев пахло осенью.
б) Меня об этом попросили.
в) Я не ошибся.
г) Прошу вас повторить вопрос.
3. Укажите неопределённо-личные предложения.
а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.
б) Хотелось бы мне с вами поговорить.
в) Клюкву собирают поздней осенью.
г) Нас угостили ужином.
4. Какие предложения являются безличными?
а) Мне было неуютно в этой комнате.
б) В октябре ещё жарко грело солнце.
в) Цыплят по осени считают.
г) Грохотало на земле и на небе.
5. Найдите назывные предложения.
а) Начало смеркаться.
б) Чудесная ночь.
в) Вот красивый многоэтажный дом.
г) Горе никого не красит.
2 вариант
1. Какое предложение не является односоставным?
а) Темнело в это время года рано.
б) Тишина.
в) Воздух чист и прозрачен.
г) Постелите мне постель.
2. Какое предложение является определённо-личным?
а) Утренний сон сладок.
б) В тот вечер долго спорили обо всём.
в) Люблю Балтийское море.
г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
3. Укажите неопределённо-личные предложения.
а) Иду на помощь.
б) Вначале войны охотничьи ружья у всех отобрали.
в) Повеяло тёплым ветром.
г) А тем временем нас увидят с самолёта.
4. Какие предложения являются безличными?
а) Выслушайте меня внимательно.
б) Тихо и пустынно на морском берегу.
в) В это время обычно украшали ёлку.
г) Никому не хотелось двигаться.
5. Найдите назывные предложения.
а) Поздняя осень.
б) Здесь очень хорошо.
в) Уж не увидимся больше.
г) Вот памятник архитектуры.
Учитель говорит результат, а учащиеся сами себя оценивают.
Всё правильно: я молодец – разобрался в теме;
есть ошибки: хорошо – я повторю некоторые вопросы темы;
много ошибок: не унывай – учи, запоминай.
7.Наш тренинг подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем многообразие односоставных предложений?
Своеобразие односоставных предложений заключается в том, что они точны и лаконичны. Отсутствие второго члена предложения на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме: « Односоставные предложения».
Уровень – 1 – написать сочинение – миниатюру, используя все виды односоставных предложений.
Уровень – 2 – Упр. №220.
Учитель. Спасибо за урок! Желаю удачи в постижении других тем русского языка.