разработка урока "Соединительные о,е в сложных словах"
Разработка урока "Соединительные о,е в сложных словах"
Урок русского языка в 6 классе носит название "Соединительные о, е в сложных словах". данный урок направлен на формирование у учащихся навыков нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова. Структура урока выдержана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока "Соединительные о,е в сложных словах" »
«Атбасар ауданының білім бөлімінің № 5 орта мектебі» ММ
КГУ «Средняя школа № 5 отдела образования Атбасарского района»
Разработка урока в 6 классе
по русскому языку
НА ТЕМУ:
«Соединительные О, Е в сложных словах»
(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)
Подготовила: Щербак А.Н.
учитель русского языка
и литературы СШ №5
2014-2015 оқу жылы
Тақырып: Соединительные О, Е в сложных словах
Мақсаты :
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма.
Сабақ барысы:
Организационный момент
Актуализация знаний
Творческий диктант.
Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.
1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).
2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).
3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).
4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).
5) Река, по которой ходят суда (судоходная).
6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).
Беседа с учащимися.
— Что общего в этих словах?
— Назовите известные вам особые способы словообразования.
— Как называется такой способ образования слов? — Предположите, как могут называться такие слова?
III.Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.
Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.
Сложные слова образуются двумя способами:
1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).
2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.
2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ)
Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах … (ПЕШЕХОД)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)
По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (ПАРОХОД)
- Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка
«Как простые слова стали сложными?»
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки.
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки
Раскройте глазки, прочистите ушки!
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
Говорят:
«Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение, не возможно ли?»
Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:
«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
Времени не тратьте даром».
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Вода потекла к слову падать.
Но их ведь чем-то соединять надо!
Распадаются две половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е
Решили словам помочь в беде:
«Будем мы между согласными
Соединительными гласными!»
Правда, О немного ленивой была,
Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е, подругу свою любя,
Согласилась остальное взять на себя.
После мягких согласных, шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е !
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто
- Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?
- Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Чтение правила.
Работа по группам (рядам)
А) Подобрать сложные слова, обозначающие:
1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,
Б)Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.
В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -
Нашсамолётпослемногочасового2перелётасовершилпосадку в сиднейскомаэропорту4. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания)
1 уровень
Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью
сложных существительных.
2-й уровень.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-й уровень.
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.
V. Итог урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.
- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(229) "Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_pravopisanie_"
["file_id"] => string(6) "621431"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1671912363"
}
}