Ι. Актуализация знаний. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Цель: сформулировать тему и цель план деятельности на уроке. | -Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки. -К какому уроку вы приготовились? (русский язык) - Для чего мы изучаем русский язык? (ответы детей) - Ребята, какое сейчас время года? (осень) -А осенью часто дует холодный ветер. Так получилось, что подул ветер и рассыпались слова, соберите их. ( на доске карточки) Игра «Собери слова» ( рыб, лов, птиц, лов, лёд, кол, рыб, сам, вар, снег, ход) Рыболов, самовар, снегоход, птицелов, ледокол. - Следующий этап нашего урока – чистописание. А с какой целью мы будем заниматься чистописанием? (чтобы красиво, аккуратно писать в тетрадях) Но сначала нам надо записать дату и «Классная работа». Тетрадку правильно кладу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, На отлично напишу. -Посмотрите на слова и скажите что общего у этих слов? (они все имеют два корня, это сложные слова) -Выделите корни в словах. (один ученик у доски) -Сформулируйте тему нашего урока. (сложные слова) -Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами. -Какова цель урока, чему будем учиться на уроке? (Цель урока: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.) - Давайте вспомним, что мы знаем о сложных словах. Продолжите предложения: а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными). б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е). в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о). г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е). д) После букв ж и ш пишется ... (е). -Ребята, а какая книга нам поможет на уроке? (учебник «Русский язык») | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Работа в учебнике. Откройте учебник на странице 108, выполним упражнение 128. а) Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне. Выполняется под руководством учителя. – Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов. – Какие орфограммы есть в этих словах? -Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть, проведём физминутку. - Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то встают девочки, а если буквой Е, то встают мальчики. Договорились? Будьте внимательны! Начинаем игру! ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, СВИНОПАС, ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. ПЫЛЕСОС. Работа в парах - У вас на партах лежат таблицы. Как вы думаете, какая форма работы вам предстоит? Работа в паре. Первый вариант в паре работает синей пастой, второй вариант - зелёной. Игра «О или Е ». Первое слово начинает первый вариант, а второй проверяет, если правильно, то ставит + и работает со вторым словом, потом первый вариант проверяет и т.д. - Проверим как вы справились с заданием. (интерактивный тренажёр) 3. Игра «Собери листья» - Ребята, вы слышите, как дует ветер (аудиозапись). Он дул с такой силой, что некоторые листья залетели в класс. Давайте соберём эти листочки, но они необычные на них написаны сложные слова с пропущенной соединительной гласной. 1 ряд собирает листья с пропущенной соединительной гласной о. 2 ряд с соединительной гласной е. 3 ряд с соединительной гласной после ж и ш. ( 1 ряд- снегоход, саморез, хоровод, самокат) ( 2 ряд – пулемёт, бурелом, камнепад, мореход) ( 3 ряд – пешеход, дружелюбие, лежебока, оруженосец) - Проверим, если вы справились правильно с заданием, то у каждого ряда будут листики одинакового цвета. Назовите слова. 4. Выборочный диктант. -Послушайте текст и выпишите сложные слова в тетрадь. На реке сидели рыболовы. Вдруг начался сильный снегопад. Он не прекращался два дня. На помощь людям прилетели вертолеты. Кинолюбитель снял фильм об их спасении. Послушайте песенку из передачи «Радионяня» про сложные слова и постарайтесь запомнить все сложные слова, которые услышите в песне. Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать, - Эти сложные слова Не выносят буквы А. А поставишь букву О - Скорость будет – ого - го! Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море - мореход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши. Мы у этих слов внутри Не поставим букву И, А напишем Е - тогда Каждый скажет: «Это - да!» -Я надеюсь, что вы хорошо усвоили правила написания сложных слов, и не будете допускать ошибок в этих словах. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |