Предмет | Русский язык |
Тема урока | Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Научиться правильно писать слова с Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных |
Задачи урока | Образовательные: - сформулировать правило написания слов с Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных. Развивающие: -развивать культуру устной и письменной речи; -совершенствовать умения работать с текстом, находить изучаемые орфограммы в заданиях разного уровня сложности; -развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: - понимание важности изучаемого материала для развития личности, самоутверждения в современном мире через любовь к слову. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: |
Основные понятия | |
Ресурсы | УМК. 1. Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. |
Формы урока | Фронтальная работа, самостоятельная работа с текстом. |
Методы | Частично-поисковый, исследовательский. |
Технология | Технология проблемно-диалогического обучения, технология самооценивания |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу. 1 мин | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе. | Приветствуют учителя. |
Создание проблемной ситуации 7 мин. | - Обратите внимание на слова, записанные на доске: Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной. - Какими частями речи являются записанные слова? - Выделите их суффиксы. - Что интересного заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Над какой темой будем работать? - Есть ещё предложения?
- Запишем тему урока. Фиксирует тему урока на доске.
| Учащиеся читают слова.
- Прилагательными. Учащиеся выделяют суффиксы. - Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН. - Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? - Н и НН в суффиксах имён прилагательных. - Нет. Записывают тему урока в тетрадь. |
Выдвижение гипотез. 5 мин | - Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных?
- Все с этим согласны? - Все ли относительные прилагательные пишутся с Н?
-Какие ещё есть гипотезы?
- Все согласны с гипотезой: НН именно в суффиксе? - Другие гипотезы есть? - Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? - Какую закономерность заметили? |
- Н пишется в относительных прилагательных. - Надо подумать. - Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН. - Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н. - НН пишется на стыке корня и суффикса. - В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный НН пишется в суффиксе. - Все. - Нет. - Н и НН. - Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; - НН – в суффиксах –енн, –онн. |
Планирование решений 10 мин | - Как проверить вашу гипотезу?
- Что дала проверка?
- Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН?
- Попробуйте с помощью схемы или таблицы записать это правило. Н НН
- А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили? - Какой возникает вопрос?
- Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания. - Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания. - Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН? - О какие ещё исключениях вы узнали? - Дополните схему исключениями. | - Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы. - Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н. Учащиеся формулируют правило – открытие нового знания: прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; - НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н. -ин -ан -ян -онн -енн н+н или -ин -онн Н -ан НН -енн -ян н+н - Это прилагательные с суффиксами –ян, у которых почему-то в суффиксе пишется НН. - Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?
Учащиеся выдвигают свои предположения. Учащиеся работают с учебником. - Это исключения из правил. - Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.
|
Планирование результата (рефлексия) 2 мин | - Мы решили проблему? | - Мы выдвигали и проверяли различные версии и открыли новое знание, сформулировали правило написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных; - Записали это правило с помощью схемы. - Дополнили схему словами исключениями. |
Первичное применение нового знания 7 мин | Работа по карточкам с выполнением заданий Учитель раздаёт карточки: - Сможете ли выполнить задание?
а) Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы. б) Графически объясните написание н-нн
- Время прошло достаточно для выполнения данной работы, давайте проведём взаимопроверку по ключу. Ключ для проверки правильности: а) День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.
б) Туманный, безветренный, глиняного,, усеянного, невспаханному замеченной.
в) Анализ выполнения. - По каким критериям оценивать результат работы по карточкам?
- Давайте обсудим результат выполнения работы. Каждый из вас проверял по ключу не свою работу. Что скажем? | Учащиеся получают карточки и работают над выполнением заданий в тетради. Оценивают свои возможности. - Сможем. - Это задание по изученной теме. - Мы будем использовать схему, в которой записано правило написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных и слова – исключения. Учащиеся получают ключ для проверки выполнения задания и проводят взаимопроверку.
- 1-й критерий. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы н-нн. - 2-й критерий. Графически объяснить написание н-нн. - Я проверила по ключу работу Вики. Она правильно выполнила все задания по первому и второму критериям. И т.д. |
Систематизация знаний 6 мин | Самостоятельная работа - Для самостоятельной работы предлагаю выполнить задание: упр.75 с.54 | Учащиеся выполняют самостоятельную работу. |
Домашнее задание. 2 мин | - Выполните задание, которое позволит продемонстрировать ваши умения по изученной теме с. 79, упр. 55. - Прочитайте самостоятельно домашнее задание - Что нужно сделать? Как вы будете выполнять? - Желаю вам успешной работы. | Записывают домашнее задание в дневник. Читают и объясняют задание. |