Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Понятие о временных формах глагола».
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока: создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.
Задачи урока:
Личностные: освоение личностного смысла учения: уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную мель; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); строить монологические высказывания
Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки для групповой работы.
Ход урока
I.Организационный момент
«Пора за дело браться,
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать!»
-Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату.
II.Актуализация знаний
Отгадайте загадку (читает учитель)
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Отгадывают загадку: апрель
(Включается аудиозапись звуков природы, пение птиц)
Текст на экране
На дв..ре звенит капель.
По п..лям б..гут руч..и,
На д..рогах луж..,
Скор.. выйдут мурав..и
После зимней стуж….
-Какие орфограммы встретились в словах? (Безударные гласные, разделительный мягкий знак, слова непроверяемых написаний, сочетания жи.)
-Какие части речи есть в стихотворении? (Предлоги, существительные, прилагательное, глаголы.)
- Как вы отличаете одну часть речи от другой? (По вопросам)
-Выпишите слова с пропущенными орфограммами.
2.Ребята, прочитайте про себя, что спроецировано на экране.
Весеннее солнце землю. Весёлая капель. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.
- О чем вы прочитали?
-Понятен ли вам смысл прочитанного?
-А что нужно сделать, чтобы у нас появился текст, т.е. предложения? (Ответы детей)
-Попробуйте восстановить пропущенные слова.
Сравним два варианта:
Весеннее солнце землю. Весёлая капель. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.
Весеннее солнце пригрело землю. Весёлая зазвенела капель. У домов галдят проворные воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Зацвели голубенькие подснежники.
-А теперь, можно понять, о чем говорится в тексте?
-Какая часть речи нам в этом помогла?
- Однажды у глагола брали интервью, много интересного он о себе рассказал. А что именно, это отображено на листочках у вас на партах.
В I столбике дана информация о части речи, во II столбике вы должны поставить + если вы об этом знаете, если информация вам незнакома, то поставьте + в III столбик.
1.Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные. | | |
2. Я являюсь частью речи. | | |
3.Я называю слово, которое обозначает действие предмета. | | |
4.В предложении я являюсь сказуемым. | | |
5.У меня есть число. | | |
6.У меня есть род, спряжение, время. | | |
-Какая информация о части речи вам не знакома?
III. Сообщение темы урока
1. Постановка проблемы.
- Из всех признаков глагола, которые вам хотелось бы узнать, мы сегодня рассмотрим один из признаков. А какой, вы узнаете, решив кроссворд.
Работа в парах
1. Синоним слова блестеть
2. Синоним слова трудиться
3. Синоним слова хотеть
4. Антоним слова разморозить
5. Сажать семена в землю.
| с | в | е | р | к | а | т | ь | |
| р | а | б | о | т | а | т | ь |
ж | е | л | а | т | ь | |
з | а | м | о | р | о | з | и | т | ь |
с | е | я | т | ь | |
- Какое получилось слово в выделенном столбце?
2. Поиск решения
- А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)
-Время – промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
- В грамматике время – это одно из значений глагола, указывающее на соотношение действия к моменту речи.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!
-А можно ли определить какие действия происходили вчера, сегодня, завтра. Как вы думаете? Докажите (по вопросам)
Вчера | Сегодня | Завтра |
До момента речи | В момент речи | После момента речи |
| | |
| | |
Исследовательская работа в группах. – Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?» проведем исследование. Во время работы в группе помните, что вы несете ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”
План работы:
1.Прочитайте предложения.
2.Определите и в скобках впишите вопрос к глаголу.
3.Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
4.Запишите вывод.
Отчет групп у доски.
Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “До момента речи”
II столбик “В момент речи”
III столбик “После момента речи”
Рабочий лист (группа №1)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: (правильное утверждение выделить)
действие происходит в момент речи,
до момента речи,
после момента речи.
Рабочий лист (группа №2)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: (правильное утверждение выделить)
действие происходит в момент речи,
до момента речи,
после момента речи.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: (правильное утверждение выделить)
действие происходит в момент речи,
до момента речи,
после момента речи.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, (что … ?) зацветут яблони.
Вывод: (правильное утверждение выделить)
действие происходит в момент речи,
до момента речи,
после момента речи.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы.
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика. Формулирование понятия «Временные формы глагола».
Вывод - дети
Вчера | Сегодня | Завтра |
До момента речи | В момент речи | После момента речи |
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Что делал? | Что делает? | Что сделает? |
Что делали? | Что делают? | Что сделают? |
Что сделали? | | Что будет делать? |
Что сделали? | | Что будут делать? |
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, в настоящий момент, то этот глагол стоит в настоящем времени (во II столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, в прошлом, то этот глагол стоит в прошедшем времени (в I столбик добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, которое только ещё будет происходить, то этот глагол стоит в будущем времени (в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
–Обратимся к учебнику и прочитаем правило. Правильно ли мы сформулировали понятие о временах глагола.
Учащиеся во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.
- Назовите глаголы.
-По какому признаку они собраны в один столбик?
- Когда это действие происходило – вчера, давно в прошлом, происходит – сейчас, будет происходить – завтра, послезавтра, в будущем ?
- В каком времени употреблены глаголы?
-Какие времена глагола вы можете назвать?
- А как же можно отличать время глагола?
Физкультминутка
-Немного отдохнем!
Нас лучики коснулись,
Мы сладко потянулись.
Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты).
Как пружинки мы присели (приседания),
А потом тихонько сели (садятся за парты).
IV.Работа над новым материалом
1. Упражнения в определении временных форм глагола
Вывод, который мы с вами сделали по исследованию, попробуйте подтвердить, выполнив упражнение 557.
- Каждый ряд списывает по одному предложению, согласно своему номеру.
В предложении найдите глаголы, определите время глагола и докажите своё решение.
Как вы будете доказывать? (Ставить вопросы к глаголу, а над глаголом надписывать его время (н.в., п.в, б.в)
2. Дифференцированное задание
Определите какой частью речи является каждое слово.
На слайде слова обед, кормовая, больной, боль, обеденный, будет кормить, болели , обедает, корм.
1гр. Распределите слова в 3столбика.
2гр. Найдите глаголы, определите время.
3.Игра «Найди четвёртый лишний глагол»
Попробуйте доказать, что именно этот глагол лишний. Почему? Докажите?
Шагал, удивил, трещит, отвечал.
Встречает, празднует, спел, танцует
4. - Назовите глаголы.
- В каком времени употреблены глаголы?
| с | в | е | р | к | а | т | ь | |
| р | а | б | о | т | а | т | ь |
ж | е | л | а | т | ь | |
з | а | м | о | р | о | з | и | т | ь |
с | е | я | т | ь | |
-У этих глаголов определить время нельзя, но об этом мы узнаем на следующих уроках.
V. Рефлексия
Расскажите по схеме, чему научились на уроке
Знаю
Я Узнал
Смогу
- Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке. Возьмёт красный жетон, если что-то не получалось или зеленый, если поработал на уроке отлично.
VII. Домашнее задание записать 2 четверостишия из стихотворений А.С.Маршака, найти глаголы и над ними написать время глагола, определив его по правилу, которое выучите на странице 84.
- Молодцы, ребята! Урок окончен.
10