kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка "Понятие о временных формах глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Цель урока:  создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.

Задачи урока:

Личностные: освоение личностного смысла учения: уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать познавательную мель; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); строить монологические высказывания

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе»

Урок русского языка в 3 классе


Тема: «Понятие о временных формах глагола».


Тип урока: урок изучения новых знаний.


Цель урока: создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.


Задачи урока:

Личностные: освоение личностного смысла учения: уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную мель; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); строить монологические высказывания

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаева, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки для групповой работы.


Ход урока

I.Организационный момент

«Пора за дело браться,

Придется постараться,

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать!»

-Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату.

II.Актуализация знаний

Отгадайте загадку (читает учитель)


По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Отгадывают загадку: апрель

(Включается аудиозапись звуков природы, пение птиц)

Текст на экране

На дв..ре звенит капель.

По п..лям б..гут руч..и,

На д..рогах луж..,

Скор.. выйдут мурав..и

После зимней стуж….


-Какие орфограммы встретились в словах? (Безударные гласные, разделительный мягкий знак, слова непроверяемых написаний, сочетания жи.)


-Какие части речи есть в стихотворении? (Предлоги, существительные, прилагательное, глаголы.)


- Как вы отличаете одну часть речи от другой? (По вопросам)


-Выпишите слова с пропущенными орфограммами.



2.Ребята, прочитайте про себя, что спроецировано на экране.

Весеннее солнце землю. Весёлая капель. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.


- О чем вы прочитали?

-Понятен ли вам смысл прочитанного?

-А что нужно сделать, чтобы у нас появился текст, т.е. предложения? (Ответы детей)

-Попробуйте восстановить пропущенные слова.

Сравним два варианта:

Весеннее солнце землю. Весёлая капель. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.


Весеннее солнце пригрело землю. Весёлая зазвенела капель. У домов галдят проворные воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Зацвели голубенькие подснежники.


-А теперь, можно понять, о чем говорится в тексте?

-Какая часть речи нам в этом помогла?


- Однажды у глагола брали интервью, много интересного он о себе рассказал. А что именно, это отображено на листочках у вас на партах.

В I столбике дана информация о части речи, во II столбике вы должны поставить + если вы об этом знаете, если информация вам незнакома, то поставьте + в III столбик.


1.Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.



2. Я являюсь частью речи.



3.Я называю слово, которое обозначает действие предмета.



4.В предложении я являюсь сказуемым.



5.У меня есть число.



6.У меня есть род, спряжение, время.




-Какая информация о части речи вам не знакома?


III. Сообщение темы урока

1. Постановка проблемы.

- Из всех признаков глагола, которые вам хотелось бы узнать, мы сегодня рассмотрим один из признаков. А какой, вы узнаете, решив кроссворд.

Работа в парах

1. Синоним слова блестеть

2. Синоним слова трудиться

3. Синоним слова хотеть

4. Антоним слова разморозить

5. Сажать семена в землю.


с

в

е

р

к

а

т

ь



р

а

б

о

т

а

т

ь

ж

е

л

а

т

ь


з

а

м

о

р

о

з

и

т

ь

с

е

я

т

ь



- Какое получилось слово в выделенном столбце?

2. Поиск решения

- А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года) 

-Время – промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.

- В грамматике время – это одно из значений глагола, указывающее на соотношение действия к моменту речи.


Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!


-А можно ли определить какие действия происходили вчера, сегодня, завтра. Как вы думаете? Докажите (по вопросам)


Вчера

Сегодня

Завтра

До момента речи

В момент речи

После момента речи







Исследовательская работа в группах. – Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?» проведем исследование. Во время работы в группе помните, что вы несете ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”

План работы: 

1.Прочитайте предложения. 

2.Определите и в скобках впишите вопрос к глаголу. 

3.Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. 

4.Запишите вывод. 

Отчет групп у доски.

Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “До момента речи”
II столбик  “В момент речи”
III столбик “После момента речи”


Рабочий лист (группа №1)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.


Вывод: (правильное утверждение выделить)

действие происходит в момент речи,

до момента речи,

после момента речи.

Рабочий лист (группа №2)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: (правильное утверждение выделить)

действие происходит в момент речи,

до момента речи,

после момента речи.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы.


Вывод: (правильное утверждение выделить)

действие происходит в момент речи,

до момента речи,

после момента речи.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, (что … ?) зацветут яблони.

Вывод: (правильное утверждение выделить)

действие происходит в момент речи,

до момента речи,

после момента речи.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. 

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика. Формулирование понятия «Временные формы глагола».
Вывод - дети

Вчера

Сегодня

Завтра

До момента речи

В момент речи

После момента речи

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что делал?

Что делает?

Что сделает?

Что делали?

Что делают?

Что сделают?

Что сделали?


Что будет делать?

Что сделали?


Что будут делать?

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, в настоящий момент, то этот глагол стоит в настоящем времени (во II столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, в прошлом, то этот глагол стоит в прошедшем времени (в I столбик добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, которое только ещё будет происходить, то этот глагол стоит в будущем времени (в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

–Обратимся к учебнику и прочитаем правило. Правильно ли мы сформулировали понятие о временах глагола.


Учащиеся во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.
- Назовите глаголы.

-По какому признаку они собраны в один столбик?

- Когда это действие происходило – вчера, давно в прошлом, происходит – сейчас, будет происходить – завтра, послезавтра, в будущем ?

- В каком времени употреблены глаголы?

-Какие времена глагола вы можете назвать?

- А как же можно отличать время глагола?

Физкультминутка

-Немного отдохнем!

Нас лучики коснулись,

Мы сладко потянулись.

Все ребята дружно встали (встать около парты)

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (потянуться)

И друг к другу повернулись (повороты).

Как пружинки мы присели (приседания),

А потом тихонько сели (садятся за парты).


IV.Работа над новым материалом

1. Упражнения в определении временных форм глагола

Вывод, который мы с вами сделали по исследованию, попробуйте подтвердить, выполнив упражнение 557.

- Каждый ряд списывает по одному предложению, согласно своему номеру.

В предложении найдите глаголы, определите время глагола и докажите своё решение.

п.в.

н.в.

б.в.




Как вы будете доказывать? (Ставить вопросы к глаголу, а над глаголом надписывать его время (н.в., п.в, б.в)

2. Дифференцированное задание

Определите какой частью речи является каждое слово.

На слайде слова обед, кормовая, больной, боль, обеденный, будет кормить, болели , обедает, корм.

1гр. Распределите слова в 3столбика.

2гр. Найдите глаголы, определите время.



3.Игра «Найди четвёртый лишний глагол»

Попробуйте доказать, что именно этот глагол лишний. Почему? Докажите?
Шагал, удивил, трещит, отвечал.
Встречает, празднует, спел, танцует

4. - Назовите глаголы.

- В каком времени употреблены глаголы?



с

в

е

р

к

а

т

ь



р

а

б

о

т

а

т

ь

ж

е

л

а

т

ь


з

а

м

о

р

о

з

и

т

ь

с

е

я

т

ь



-У этих глаголов определить время нельзя, но об этом мы узнаем на следующих уроках.


V. Рефлексия

Расскажите по схеме, чему научились на уроке

Знаю

Я Узнал

Смогу

- Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке. Возьмёт красный жетон, если что-то не получалось или зеленый, если поработал на уроке отлично.


VII. Домашнее задание записать 2 четверостишия из стихотворений А.С.Маршака, найти глаголы и над ними написать время глагола, определив его по правилу, которое выучите на странице 84.


- Молодцы, ребята! Урок окончен.










10


Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка в 3 классе»

Урок русского языка в з классе

Урок русского языка

в з классе

весна

весна

По п.лям б. гут руч. и,  На д .рогах луж .,  Скор. выйдут мурав.и  После зимней стуж..

По п.лям б. гут руч. и, На д .рогах луж ., Скор. выйдут мурав.и После зимней стуж..

Весеннее солнце землю. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.  Весеннее солнце пригрело землю. У домов галдят проворные воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Зацвели голубенькие подснежники.

Весеннее солнце землю. У домов проворные воробьи. С пригорков говорливые ручейки. Голубенькие подснежники.

Весеннее солнце пригрело землю. У домов галдят проворные воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Зацвели голубенькие подснежники.

С  В  Е    Р  К А Т  Ь

С

В

Е

Р

К

А

Т

Ь

С  В  Е  Р    Р   К  А   Т   Ь     А Б О Т А Т Ь Ж Е Л А Т Ь

С

В

Е

Р

Р

К

А

Т

Ь

А Б О Т А Т Ь

Ж Е Л А Т Ь

С  В   Е  Р  Р   К  А   Т   Ь     А Б О Т А Т Ь

С

В

Е

Р

Р

К

А

Т

Ь

А Б О Т А Т Ь

С  В  Е  Р  З   Р  А  М К  О А   Р Т  О  Ь  З И  Т Ь   А Б О Т А Т Ь Ж Е Л А Т Ь

С

В

Е

Р

З

Р

А

М

К

О

А

Р

Т

О

Ь

З

И

Т

Ь

А Б О Т А Т Ь

Ж Е Л А Т Ь

С  В  Р  З  Е  Р  С  А М  Е К  О Я А  Р  Т Т  Ь О  Ь  З И  Т Ь   А Б О Т А Т Ь Ж Е Л А Т Ь

С

В

Р

З

Е

Р

С

А

М

Е

К

О

Я

А

Р

Т

Т

Ь

О

Ь

З

И

Т

Ь

А Б О Т А Т Ь

Ж Е Л А Т Ь

Этот хитренький глагол  Себе время изобрёл.  “Ухожу”, – кричит сегодня.  “А вчера ”, – кричит, – ушёл”  “А завтра, – скажет, –  я уйду!”   Позавидуйте ему!

Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. “Ухожу”, – кричит сегодня. “А вчера ”, – кричит, – ушёл” “А завтра, – скажет, –

я уйду!” Позавидуйте ему!

Вчера Сегодня Завтра До момента речи  В момент речи После момента речи

Вчера

Сегодня

Завтра

До момента речи

В момент речи

После момента речи

Вчера Сегодня Завтра До момента речи В момент речи После момента речи Прошедшее время Настоящее время Будущее время

Вчера

Сегодня

Завтра

До момента речи

В момент речи

После момента речи

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

п.в.  н.в.  б. в.

п.в.

н.в.

б. в.

Обед, кормовая, больной, боль, обеденный, болели, будет кормить, обедает, корм.

Обед, кормовая, больной, боль, обеденный, болели, будет кормить, обедает, корм.

Шагал, удивил, трещит, отвечал .

Шагал, удивил, трещит, отвечал .

Встречает, празднует, спел, танцует.

Встречает, празднует, спел, танцует.

Давай проверим твои знания!

Давай проверим твои знания!

Что такое Глагол? Часть речи Действие Сказуемое

Что такое Глагол?

Часть речи

Действие

Сказуемое

Что обозначает глагол? Часть речи Действие Сказуемое

Что обозначает глагол?

Часть речи

Действие

Сказуемое

На какие вопросы отвечает  ГЛАГОЛ? Какой? Какая? Что? Кто? Что делать? Что сделать?

На какие вопросы отвечает ГЛАГОЛ?

Какой? Какая?

Что? Кто?

Что делать? Что сделать?

Как изменяется ГЛАГОЛ? По падежам По числам По временам

Как изменяется ГЛАГОЛ?

По падежам

По числам

По временам

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

С  В  Р  З  Е  Р  С  А М  Е К  О Я А  Р  Т Т  Ь О  Ь  З И  Т Ь   А Б О Т А Т Ь Ж Е Л А Т Ь

С

В

Р

З

Е

Р

С

А

М

Е

К

О

Я

А

Р

Т

Т

Ь

О

Ь

З

И

Т

Ь

А Б О Т А Т Ь

Ж Е Л А Т Ь

Знаю Я Узнал  Смогу

Знаю

Я

Узнал

Смогу

Молодцы!   Спасибо за работу на уроке!

Молодцы!

Спасибо за работу на уроке!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка "Понятие о временных формах глагола"

Автор: Игдисамова Эльвира Султановна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 216999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Временные формы глагола" "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-vriemiennyie-formy-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "136737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417177861"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства