Разработка урока по русскому языку
Тема. Употребление в речи этикетных слов. Речевая ситуация
5 класс
Автор разработки:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пос. Кировский» Кировского района Приморского края
Саклакова Галина Петровна
2014
Цель урока: формировать компетенции речевого этикета с помощью универсальных учебных действий
Задачи.
Учебная:
Способствовать формированию компетенции речевого этикета с помощью УУД
Развивающая:
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать уважение к собеседнику путем использования этикетных слов и оборотов речи.
Оборудование урока:
1. На доске эпиграф: Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).
2. Слайды на интерактивной доске.
3. Задания группам: карточки с описанием речевой ситуации.
4. Карта деятельности для каждого ученика.
Ход урока.
1.Оргмомент.СЛАЙД 1: Начинается урок.
Он пойдет, надеюсь, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Формулирование темы урока
- Привет, малявки!
- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?
Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?
- Раскройте тетради. Запишите дату, классная работа, тему урока. СЛАЙД 2
- Какой может быть сегодня цель нашего урока? Чего вы ждете от сегодняшнего урока? СЛАЙД 3
- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?
Заполните карту деятельности (2-3 вопроса)
Карта деятельности ученика
Что я хочу узнать на уроке?_______________________________________
Чему хочу научиться?____________________________________________
Настроение____________________________________________________
Какой вид работы меня заинтересовал_______________________________
Чему я научился__________________________________________________
1) Слово учителя с элементами беседы.
-Знаете ли вы, что такое этикет? (Прочитать толкование этого слова на плашке на стр. 116 учебника). СЛАЙДЫ 4, 5
Сообщение ученицы об истории этикета:
- Как возникло это слово? О, это очень интересная история.
Однажды король Франции Людовик 14 решил устроить бал и гостей к себе позвал из разных стран. Он подумал, что в разных странах разные обычаи, и не все знают, как вести себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он придумал удобные для всех правила поведения и раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы прикрепляли их к вееру, господа – к манжету камзола. Все чувствовали себя легко и непринужденно. Итак, главная цель этикета — удобcтво и комфорт.
Из истории русского речевого этикета
СЛАЙД 6 :Владимир Мономах
СЛАЙД 7: Петр I
Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в Россию. Как наказывал себя вести себя царь? (Не ругаться, не перебивать друг друга, не спорить, спрашивать разрешения у старших)
- А как вы понимаете слова «речевой этикет»? (Правила поведения, принятые в речевом общении между людьми)
- Какие вы знаете правила речевого этикета? Запишите слова приветствия – 1 вариант, прощания – 2 вариант, извинения – 3 вариант, благодарности – 4 вариант, просьбы – 3 ряд.
СЛАЙД 9: В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», прочитанной нами на уроках литературы, А. С. Пушкин писал:
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
-Как вы думаете, почему богатыри поняли, что к ним пришла царевна?
- Ознакомьтесь с высказыванием древнегреческого философа и ученого, написанным на доске. Как вы понимаете эти слова?
- Какими бы вы хотели выглядеть в глазах других людей? (Культурными, вежливыми, воспитанными)
- А что нужно делать, чтобы стать воспитанным, вежливым, культурным? (Соблюдать этикет)
Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас.
Три ученицы разыгрывают сценку, одна из которых выполняет роль переводчицы. (Индивидуальное домашнее задание)
- Алло, можно Эллу?
- Привет, мочалка! Это я.
- Ты выйдешь гулять?
- Не могу: шнурки в стакане.
- Ты фейерверк видела? Ну, как?
- Ну, кайф! Классно! Потряска!
- Знаешь, Мадонна приезжает.
- Да, я от нее торчу.
- Будешь смотреть ее концерт?
- Без базара, я же не лох какой-нибудь.
- До свидания, Элла.
- Чао, бамбино!
Переводчик:
Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Фейерверк – это очень красиво. Зрелище потрясает!
Да, я восхищена пением Мадонны.
Конечно, я же современная девушка и слышала о ней.
Пока, подружка!
- Что необычного в этом диалоге?
В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности.
3. Тренировочные упражнения.
1) Работа с текстом.
Упражнение 309. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте первую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения она выражает. Какие пословицы о речевом поведении вы приготовили дома к сегодняшнему уроку и как вы их понимаете? (Проверка домашнего задания)
Записываем правила в тетрадь:
СЛАЙД 10
Обдумывай, что говоришь.
2. Внимательно слушай собеседника
3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим.
4. Приветствуй всех, кто тебе встретится.
5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог.
6. Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.
СЛАЙД 11 ФИЗМИНУТКА.
- Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Сашей, и Сашкой, и Александром, и Сашенькой. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.
-От чего зависят этикетные слова, которые мы употребляем в речи? Вспомните, как я обратилась к вам в начале урока.( От речевой ситуации)
- Как вы думаете, что такое речевая ситуация?
- Прочитайте текст на стр. 117 - 118.Что узнали нового из этого текста? СЛАЙД 12.
4.Контроль усвоения материала – самоконтроль, взаимопроверка
1.Упражнение 310. На доске 4 ученика схематично изображают речевые ситуации:
в библиотеке, на уроке, на перемене, на улице .
СЛАЙД 13:
2.ВСЕ:
1). Запишите этикетные слова и обороты, которые уместно использовать, обращаясь к старшему по возрасту (1вариант) и в разговоре с товарищем (2 вариант). Какие слова записали ребята 1 и 2 варианта? Почему?
2). Скажите, пожалуйста, что изменяется в предложении, когда появляются этикетные слова? Я уверена, что вы поняли, для чего нам нужна эта лексика. Давайте проверим, сможете ли вы воспользоваться знаниями, полученными на уроке.
Упражнение 317. Используя этикетные слова, устно сформулируйте вопрос.
Как вы поступите в таких речевых ситуациях?
В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?
Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия.
Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?
У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
Определите, может ли интонация изменить значение этикетных слов? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”
5. Итоги урока.
Подведем итоги нашего урока. Посмотрите на карту достижений. Достигли вы целей, которые ставили перед собой в начале урока? Что новое узнали? Какое настроение было у вас в течение урока? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне? Я вам желаю…СЛАЙД 14
Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать
6. Домашнее задание в дневники. СЛАЙД 15
Параграф 21, упражнение 308
СЛАЙД 16: Спасибо. Мне было с вами приятно работать.
Список литературы
Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва: Мнемозина, 2008
Львова С.И. Позвольте пригласить вас… или Речевой этикет. - Москва: Дрофа, 2005
Акиньшина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – Москва: Дрофа, 2000
Интернет - ресурсы
http://www.proshkolu.ru/