kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка на деятельностной основе с ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ и технологии проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся.

Подготовленная учителем презентация позволяет повысить интерес учеников к предмету, мотивировать учащихся к дальнейшему получению знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык_5 класс»

Разработка урока по русскому языку







Тема. Употребление в речи этикетных слов. Речевая ситуация

5 класс





Автор разработки:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пос. Кировский» Кировского района Приморского края

Саклакова Галина Петровна









2014

Цель урока: формировать компетенции речевого этикета с помощью универсальных учебных действий


Задачи.

Учебная:

  1. Способствовать формированию компетенции речевого этикета с помощью УУД

Развивающая:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитывать уважение к собеседнику путем использования этикетных слов и оборотов речи.

Оборудование урока:

1. На доске эпиграф: Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).

2. Слайды на интерактивной доске.

3. Задания группам: карточки с описанием речевой ситуации.

4. Карта деятельности для каждого ученика.

Ход урока.

1.Оргмомент.СЛАЙД 1: Начинается урок.

Он пойдет, надеюсь, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

2. Формулирование темы урока

- Привет, малявки!

- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?

- Раскройте тетради. Запишите дату, классная работа, тему урока. СЛАЙД 2

- Какой может быть сегодня цель нашего урока? Чего вы ждете от сегодняшнего урока? СЛАЙД 3

- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?

Заполните карту деятельности (2-3 вопроса)

Карта деятельности ученика

Что я хочу узнать на уроке?_______________________________________

Чему хочу научиться?____________________________________________

Настроение____________________________________________________

Какой вид работы меня заинтересовал_______________________________

Чему я научился__________________________________________________



1) Слово учителя с элементами беседы.

-Знаете ли вы, что такое этикет? (Прочитать толкование этого слова на плашке на стр. 116 учебника). СЛАЙДЫ 4, 5

Сообщение ученицы об истории этикета:

- Как возникло это слово? О, это очень интересная история.
Однажды король Франции Людовик 14 решил устроить бал и гостей к себе позвал из разных стран. Он подумал, что в разных странах разные обычаи, и не все знают, как вести себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он придумал удобные для всех правила поведения и раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы прикрепляли их к вееру, господа – к манжету камзола. Все чувствовали себя легко и непринужденно. Итак, главная цель этикета — удобcтво и комфорт.

Из истории русского речевого этикета

СЛАЙД 6 :Владимир Мономах

СЛАЙД 7: Петр I

Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в Россию. Как наказывал себя вести себя царь? (Не ругаться, не перебивать друг друга, не спорить, спрашивать разрешения у старших)

- А как вы понимаете слова «речевой этикет»? (Правила поведения, принятые в речевом общении между людьми)

- Какие вы знаете правила речевого этикета? Запишите слова приветствия – 1 вариант, прощания – 2 вариант, извинения – 3 вариант, благодарности – 4 вариант, просьбы – 3 ряд.

СЛАЙД 9: В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», прочитанной нами на уроках литературы, А. С. Пушкин писал:

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…


-Как вы думаете, почему богатыри поняли, что к ним пришла царевна?


- Ознакомьтесь с высказыванием древнегреческого философа и ученого, написанным на доске. Как вы понимаете эти слова?


- Какими бы вы хотели выглядеть в глазах других людей? (Культурными, вежливыми, воспитанными)


- А что нужно делать, чтобы стать воспитанным, вежливым, культурным? (Соблюдать этикет)


Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас.

Три ученицы разыгрывают сценку, одна из которых выполняет роль переводчицы. (Индивидуальное домашнее задание)

- Алло, можно Эллу?

 - Привет, мочалка! Это я.

 - Ты выйдешь гулять?

 - Не могу: шнурки в стакане.

 - Ты фейерверк видела? Ну, как?

 - Ну, кайф! Классно! Потряска!

 - Знаешь, Мадонна приезжает.

 - Да, я от нее торчу.

-  Будешь смотреть ее концерт?

-  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

-  До свидания, Элла.

- Чао, бамбино!  

                  

Переводчик:

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Фейерверк – это очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена пением Мадонны.

Конечно, я же современная девушка и слышала о ней.

Пока, подружка!


 - Что необычного в этом диалоге?


В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности.


3. Тренировочные упражнения.

1) Работа с текстом.

Упражнение 309. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте первую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения она выражает. Какие пословицы о речевом поведении вы приготовили дома к сегодняшнему уроку и как вы их понимаете? (Проверка домашнего задания)

Записываем правила в тетрадь:

СЛАЙД 10

  1. Обдумывай, что говоришь.

2. Внимательно слушай собеседника

3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим.

4. Приветствуй всех, кто тебе встретится.

5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог.

6. Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

СЛАЙД 11 ФИЗМИНУТКА.

- Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Сашей, и Сашкой, и Александром, и Сашенькой. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.

-От чего зависят этикетные слова, которые мы употребляем в речи? Вспомните, как я обратилась к вам в начале урока.( От речевой ситуации)

- Как вы думаете, что такое речевая ситуация?

- Прочитайте текст на стр. 117 - 118.Что узнали нового из этого текста? СЛАЙД 12.

4.Контроль усвоения материала – самоконтроль, взаимопроверка

1.Упражнение 310. На доске 4 ученика схематично изображают речевые ситуации:

в библиотеке, на уроке, на перемене, на улице .

СЛАЙД 13:

2.ВСЕ:

1). Запишите этикетные слова и обороты, которые уместно использовать, обращаясь к старшему по возрасту (1вариант) и в разговоре с товарищем (2 вариант). Какие слова записали ребята 1 и 2 варианта? Почему?

2). Скажите, пожалуйста, что изменяется в предложении, когда появляются этикетные слова? Я уверена, что вы поняли, для чего нам нужна эта лексика. Давайте проверим, сможете ли вы воспользоваться знаниями, полученными на уроке.

Упражнение 317. Используя этикетные слова, устно сформулируйте вопрос.

Как вы поступите в таких речевых ситуациях?

    1. В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?

    2. Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия.

    3. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?

    4. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?

    5. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?

    6. Определите, может ли интонация изменить значение этикетных слов? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”

5. Итоги урока.

Подведем итоги нашего урока. Посмотрите на карту достижений. Достигли вы целей, которые ставили перед собой в начале урока? Что новое узнали? Какое настроение было у вас в течение урока? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне? Я вам желаю…СЛАЙД 14

Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать

6. Домашнее задание в дневники. СЛАЙД 15

Параграф 21, упражнение 308

СЛАЙД 16: Спасибо. Мне было с вами приятно работать.





















Список литературы


  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва: Мнемозина, 2008

  2. Львова С.И. Позвольте пригласить вас… или Речевой этикет. - Москва: Дрофа, 2005

  3. Акиньшина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – Москва: Дрофа, 2000

Интернет - ресурсы

http://www.proshkolu.ru/







Просмотр содержимого презентации
«Русский язык 5 класс»

Разработка урока по русскому языку    Тема. Употребление в речи этикетных слов. Речевая ситуация  5 класс Автор разработки: Саклакова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пос. Кировский» Кировского района Приморского края 2014

Разработка урока по русскому языку Тема. Употребление в речи этикетных слов. Речевая ситуация 5 класс

Автор разработки: Саклакова Галина Петровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пос. Кировский» Кировского района Приморского края

2014

Начинается урок. Он пойдёт, надеюсь, впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запомнить!

Начинается урок.

Он пойдёт, надеюсь, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запомнить!

Употребление в речи этикетных слов.  Понятие о речевой ситуации. Цель?

Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации.

Цель?

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Узнать, что такое этикет, этикетные слова, речевая ситуация
  • Научиться использовать этикетные слова в различных ситуациях общения
  • Запомнить и научиться применять правила вежливого общения
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обхождении.  (Словарь Ожегова)

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обхождении.

(Словарь Ожегова)

Этикет – это правила поведения человека в обществе. Они распространяются на все стороны отношений человека с другими людьми: на манеру себя вести, на одежду, на жесты  и на  речь человека.  Речевой этикет – это искусство общения.

Этикет – это правила поведения человека в обществе. Они распространяются на все стороны отношений человека с другими людьми: на манеру себя вести, на одежду, на жесты и на  речь человека.

Речевой этикет – это искусство

общения.

Из истории русского речевого этикета В начале XII в. великий князь киевский Владимир Мономах писал в своём «Поучении», обращаясь к читателям: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Из истории русского речевого этикета

В начале XII в. великий князь киевский Владимир Мономах писал в своём «Поучении», обращаясь к читателям:

«Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало» , в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало» , в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

Правила речевого общения 1.  Обдумывай, что говоришь. 2. Внимательно слушай собеседника. 3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим. 4. Приветствуй всех, кто тебе встретится. 5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог. 6. Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

Правила речевого общения

1. Обдумывай, что говоришь.

2. Внимательно слушай собеседника.

3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим.

4. Приветствуй всех, кто тебе встретится.

5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог.

6. Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

Для разминки глаз следите за движущимся шариком А теперь «похлопайте» ресничками

Для разминки глаз следите за движущимся шариком

А теперь «похлопайте» ресничками

При выборе этикетных слов  необходимо учитывать кому кто где и когда говорит

При выборе этикетных слов

необходимо учитывать

кому

кто

где и когда говорит

Задание по вариантам 1 вариант: к старшему по возрасту;  2 вариант: к товарищу. Здравствуйте! Рад вас приветствовать! НУ, бывай! Счастливо оставаться! Чао! Хеллоу! Имею честь откланяться! Салют! Жму вашу руку! Здорово, братец! Не поминай лихом! Добрый вечер! Лёгок на помине! Доброго здоровья! Добро пожаловать! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! С добрым утром! Прощай! Спокойной ночи! Извините! До свидания!

Задание по вариантам

1 вариант: к старшему по возрасту;

2 вариант: к товарищу.

Здравствуйте! Рад вас приветствовать! НУ, бывай! Счастливо оставаться! Чао! Хеллоу! Имею честь откланяться! Салют! Жму вашу руку! Здорово, братец! Не поминай лихом! Добрый вечер! Лёгок на помине! Доброго здоровья! Добро пожаловать! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! С добрым утром! Прощай! Спокойной ночи! Извините! До свидания!

Итоги урока

Итоги урока

  • Знать этикетные слова и правильно использовать их в зависимости от речевой ситуации
Домашнее задание  Параграф 21, Упр.308

Домашнее задание

Параграф 21,

Упр.308

Спасибо ! Мне было приятно с ВАМИ работать

Спасибо !

Мне было приятно с ВАМИ работать

Источники информации Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва: Мнемозина, 2008 Львова С.И. Позвольте пригласить вас… или Речевой этикет. - Москва: Дрофа, 2005 Акиньшина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – Москва: Дрофа, 2000 Интернет - ресурсы  http :// www.proshkolu.ru /

Источники информации

Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва: Мнемозина, 2008

Львова С.И. Позвольте пригласить вас… или Речевой этикет. - Москва: Дрофа, 2005

Акиньшина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – Москва: Дрофа, 2000

Интернет - ресурсы

  • http :// www.proshkolu.ru /


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка на деятельностной основе с ИКТ

Автор: Саклакова Галина Петровна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка урока литературы на деятельностной основе "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-uroka-litieratury-na-dieiatiel-nostnoi-osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "155486"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421287623"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (разработка с презентацией)"
    ["seo_title"] => string(86) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiedvoinaiarolbukvieioiuiarazrabotkaspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "280524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453387456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства