Разработка урока литературы на деятельностной основе
Разработка урока литературы на деятельностной основе
Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ, технологии ЭОР и проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся.
Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Работа со схемами, таблицами, презентациями позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, ауди- и видеороликов урок делают интереснее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
сформировать у учащихся представление об особенностях художественного послания, о двусложных размерах стиха.
Задачи:
Образовательные: ввести в новую тему, продолжить знакомство с биографией А.С. Пушкина, лицейскими друзьями поэта; обозначить роль друзей в жизни Пушкина и его поэзии; рассмотреть художественные особенности стихотворного послания; познакомить с особенностями двусложных размеров стиха;
Развивающие: развитие навыка выразительного чтения лирического стихотворения, творческих и исследовательских способностей учащихся, умения находить необходимую информацию из различных источников; отработка умения подбирать материал к презентации, правильно оформлять презентацию.
Воспитывающие: формирование интереса и любви к русской литературе; воспитание на примере А.Пушкина трепетного чувства к друзьям и дружбе.
Оборудование:
портреты А. Пушкина, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, К. Рылеева, И. Пущина;
тетради на печатной основе;
проектор, компьютер;
таблица стихотворных размеров;
оформленная доска (тема, знать, уметь).
Тип урока – комбинированный (смешанный)
На уроке используется ЭОР - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая ее…
Учитель:
Сегодня мы продолжаем разговор об Александре Сергеевиче Пушкине, начатый на предыдущем уроке.
Александр Пушкин - «солнце русской поэзии» - так всегда называли Пушкина, так называем его и мы. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место не только в культуре России, но и мировой культуре: он создал художественные ценности мирового уровня. И как человек, и как художник, Пушкин стал символом русской духовной жизни.
«Пушкин – наше всё»,- говорили о нём.
(Ученики просматривают слайды презентации)
Постановка целей урока
Тема нашего разговора сегодня… (объявление темы, написана на доске).
На уроке мы вспомним лицейских друзей поэта, познакомимся со стихотворными особенностями художественного послания
- Напомните, с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? («Узник»).
- Какую тему оно раскрывает? (Тема свободы).
- Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения?
- Да, это помогает понять произведение автора.
- С каким фактом биографии связано появление этого стихотворения? (Ссылка в Кишинёв).
- Напомните обстоятельства этой ссылки.
(Пушкин был сослан за вольнолюбивые стихи).
Изучение новой темы
- Да, вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю, и Александр Сергеевич оказывается в Кишинёве.
Именно в Кишинёве было тайное общество будущих декабристов. Это были люди действия, они хотели изменить жизнь в России, ограничить власть царя парламентом и конституцией. Многие из будущих декабристов имели опыт боевых офицеров, ценили твёрдость, решительность, смелость, энергию.
По всей вероятности, Пушкин знал о готовящемся восстании. В числе будущих декабристов и тех, чьи стихи ценили декабристы, были и друзья поэта И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.
Расскажите, что вы знаете о них.
Выступления подготовленных учеников с презентациями (полторы минуты каждая).
Иван Иванович Пущин – декабрист, коллежский асессор. Образование получил в Царскосельском лицее (1810 – 1817). Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии. Вскоре после окончания лицея Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель».
Верховный суд в 1826 г., признав Пущина И.И. виновным, приговорил его к смертной казни, которая была заменена пожизненной каторгой.
На поселении и после возвращения из Сибири Пущин поддерживал отношения почти со всеми декабристами и членами их семей, вёл обширную переписку, помогал нуждающимся. Возвращён из ссылки в 1856 г.
И.И. Пущин (1798 - 1859)
Антон Антонович Дельвиг – барон, русский поэт, издатель.
В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей, учился лениво, но стихи начал писать рано.
В 1825 г. женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга.
В 1825 г. выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829 г.- альманах «Подснежник», с 1830 г. начал издание «Литературной газеты», которое продолжалось и после его смерти.
Уже при жизни его стихи перелагались на музыку
Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. А. А. Дельвиг (1798- 1831)
Вильгельм Карлович Кюхельбекер – русский поэт, писатель, общественный деятель, декабрист.
В 1811 г. принят в Императорский Царскосельский лицей. Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься с 1815 г. в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». По окончании лицея в 1817 году вместе с Пушкиным зачислен в Коллегию иностранных дел.
С 1817 г. член тайной преддекабристской организации «Священная артель». Участвовал в восстании на Сенатской площади. Приговорён к каторжным работам на 20 лет. 22 августа 1826 года срок каторги был сокращён до 15 лет. Умер от чахотки в Тобольске.
В.К. Кюхельбекер (1797- 1846)
Работа с учебником
В братстве друзья на протяжении всей жизни поддерживали друг друга. Когда Пушкина из Кишинёва перевели в Одессу, а затем в его имение Михайловское Псковской губернии и лишили возможности общаться с друзьями, именно Иван Пущин поддержал Пушкина, приехав в Михайловское.
Комментированное чтение статьи учебника (стр.67)
Это была последняя встреча друзей. Николай I жестоко расправился с восставшими: 5 человек казнены через повешение, 120 сосланы в Сибирь. Вот что об этом пишет И. Пущин.
Чтение подготовленным учеником дополнительного материала
Иван Пущин «Записки о Пушкине»
(отрывок)
«Сцена переменилась. Я осуждён. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестной мне рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Первичное восприятие текста.
- Послушаем стихотворение «И.И. Пущину» (чтение учителем наизусть).
Анализ лирического стихотворения
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Перед нами стихотворное послание. Это один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Стиль дружеских посланий, созданных русскими поэтами, богат и разнообразен. Этот жанр в первой половине 19 века можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных в романтической лирике. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений. Главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт. Дружеское послание — свободный жанр. Оно легко вмещает самое различное содержание: от дружеского подтрунивания до серьезных размышлений на общественные или философские темы (пушкинские послания к Чаадаеву). Послание иногда превращается из лирического монолога в диалог, спор с незримым собеседником. От других типов посланий дружеские стихотворные послания отличает ряд особенностей. Прежде всего, они обращены к друзьям, что определяет их «домашний» характер. Стихотворные послания связывали поэзию и быт. Они сами легко становились фактами быта, составной частью дружеского общения, непринужденного, свободного от условностей и правил. Многие послания читались в кругу друзей, на дружеских пирушках, в литературных кружках. Появлялись ответные послания, иногда возникала целая дружеская переписка в стихах. В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие «друзья единых муз» в 1810-е — 1830-е гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский.
- Давайте, ребята, найдем художественные особенности послания «И.И.Пущину». Перечитайте 1-ю строку, что она содержит? (обращаем внимание на порядок слов)
(1-я строка содержит обращение)
- Какие слова указывают на личный характер?
(Местоимения я, мой)
- Что желает Пушкин своему другу?
Запись определения в тетрадь.
Комментирование последних 4-х строк.
- Что подчёркивает поэт такими оборотами?
Торжественность.
- Часто ли в обычной речи употребляется такая форма?
Словарная работа
- Назовите слова, которые передают важность момента?
(дети комментируют, после этого слова проявляются на экране проектора)
Благословил – воздал благодарность
Огласил – напомнил громким звуком
Провидение – высшая божественная сила, управляющая судьбами людей
Заточение – пребывание в тюрьме, в ссылке
Отработка выразительности чтения
- Предлагаю вам подготовиться и прочитать это стихотворение выразительно.
- Понравилось ли вам чтение вашего товарища?
- На чем, по-вашему, следует сделать акцент при чтении послания?
Дети делают в тексте карандашом пометы, необходимые для выразительного чтения и читают.
Знакомство с двусложными размерами
- Чтобы глубже понять стихотворение, поговорим об особенностях поэтической речи. В чём они состоят?
Есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк) и ритм (повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени).
День – ночь, времена года.
- Как создается ритм в стихах, с помощью чего?
Стихотворный ритм создаётся с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.
Обратимся к ЭОР. Что такое стихотворный размер? Какие виды его виды существуют?
- К какому жанру относится? (Художественное послание).
- В чём художественные особенности художественного послания?
- Каким размером оно написано? (Ямбом).
- Как его отличить?
(Ямб – это …)
- Как называется второй двусложный стихотворный размер? (Хорей).
- В чём его особенность?
(Хорей – это …)
Первичный контроль
- Чтобы проверить, как мы усвоили материал, предлагаю выполнить 4 задания в тетрадях на печатной основе. (3 минуты, работы проверяются сразу взаимопроверкой).
Подведение итогов
Анализ работы учащихся на уроке, комментированное выставление оценок.
Домашнее задание
1. Обязательное: выучить послание наизусть.
2. По выбору: подобрать примеры стихотворений (ямб, хорей) или найти художественное послание (Пушкина или другого автора).
лена
Список литературы
Коровина В.Я. Литература 6 класс. - М: «Просвещение», 2008
Акиньшина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет, М: «Дрофа», 2000