Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.
Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
-метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать умение анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) совершенствовать навыки разных видов чтения текста; умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;
-воспитательные: воспитывать способность к самоорганизации ,потребность оценивать себя.
Оборудование урока.
1 Презентация
2 Карточки с заданиями
3. Жетоны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Фразеологизмы" »
Открытый урок русского языка в 5-м классе
по теме «Фразеологизмы».
Дата проведения:
Учитель: Чемардакова Т.Н.
Цели урока
Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.
Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
-метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с предложениями, в которых есть устойчивые сочетания; (познавательные) совершенствовать умение анализировать текст с фразеологическими оборотами; (коммуникативные) совершенствовать навыки разных видовчтения текста; умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с различными источниками информации;
-воспитательные: воспитывать способность к самоорганизации ,потребность оценивать себя.
Оборудование урока.
1 Презентация
2 Карточки с заданиями
3. Жетоны
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Поприветствуем гостей
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Повторение пройденного.
Викторина «Лексика» - Что изучает раздел языкознания лексика? - Что такое лексическое значение слова? - Какие слова называют однозначные? Приведите примеры. - Какие слова называют многозначными? Приведите примеры -Что такое синонимы? Приведите примеры.
Ребята, я хочу обратиться к вам с таким приветствием: Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!(слайд 1)
- Моё приветствие вас удивило?
- Как вы думаете, о каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Сформулируйте тему урока. (слайд 2 )
-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (дети формулируют)
Ученики оформляют в тетрадях начало урока.
-А что же такое фразеологизмы? Найдите определения фразеологизмов в учебнике (стр.91)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
Посмотрите на экран и найдите в моем приветствии фразеологизмы. Скажите, а что было бы, если бы этих фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами)
Замените, пожалуйста, в моем обращении все фразеологизмы. (слайд 3) Знайте: сегодня вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!
-Ребята, а какое приветствие нравится вам больше? Почему?
-Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (эмоционально окрасить речь, сделать ее более яркой, образной)
-Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний? (слайд 4)
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
Любое из слов можно заменить другими словами
В их составе нельзя изменять слова по своему желанию
Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
Слова теряют свою смысловую самостоятельность
Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
Фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы(слайд 5-8)
Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?
Задание: составьте предложения с фразеологизмами: куда глаза глядят. предложения записать в тетрадь. Выполните синтаксический разбор предложения.
-Каким членом предложения является фразеологизм?
( Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения).
-А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы учащихся) Конечно, в словаре.
Сообщение учащихся на тему: «История одного фразеологизма» (индивидуальное задание).
Бить баклуши
Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколоть небольшой кусочек. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «Бить баклуши» Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками – мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.
Физминутка.
Игра – соревнование( ребята работают в группах, за каждый правильный ответ команда получает один балл)
У нас получилось три команды: «Мудрецы», «Знатоки», «Мыслители».
1 команда
2 команда
3 команда
Первое задание командам. (слайды 10-16)
Игра «Угадай фразеологизм». По картинке ученики определяют, какой фразеологизм нарисован и записывают его. Кто больше фразеологизмов угадает.
За каждый правильный ответ команда получает по одному очку (с места выкрикивать запрещается)
Второе задание командам(по два очка за правильный ответ)
Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Третье задание: (слайд 17)
Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю. Четвертое задание:
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.(слайд 18)
Бить баклуши – Водить за нос – Зарубить на носу – С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.(слайд 19)
Заварить кашу – Во весь дух – Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
Инсценировать фразеологизмы (участники произвольно выбирают карточки с фразеологизмами)
Водить за нос
Зарубить на носу
Засучив рукава
Клевать носом
Убить двух зайцев
Кусать себе локти
За это задание по 1 баллу получает команда, которая показывает инсценировку, и по 1 баллу команда, которая угадывает фразеологизм.
Восьмое задание: исследовательская работа.
Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Подведение итогов урока.
-Что мы узнали? Чему научились?
-Что называется фразеологизмом?
- Каковы особенности фразеологизмов?
-Какова роль фразеологических оборотов в тексте?
- А теперь посчитайте свои жетончики. Мы определим группу, победившую в игре.
А теперь я предлагаю оценить свою работу. (слайд ) Перед вам слайд с фразеологическими оборотами, каждому соответствует определенный цвет. А прямо перед вами разноцветные карточки. Оцените свою работу и поднимите вверх ту, которая соответствует вашей работе на уроке.
Заключительное слово учителя:
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Молодцы, ребята! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!
Домашнее задание: (дифференцированное, по выбору учащегося) (слайд 20)
подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
напишите сочинение- миниатюру, включите в него 3-4 фразеологизма.
1. • хоть пруд пруди;
• кот наплакал;
• тьма-тьмущая;
• яблоку негде упасть
2. • во все лопатки;
• сломя голову;
• черепашьим шагом;
• в мгновение ока
3. • попасть впросак;
• попасть на седьмое небо;
• попасть в переделку;
• попасть в переплет.
Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Бить баклуши
Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколоть небольшой кусочек. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «Бить баклуши» Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками – мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.