Разработка урока по теме «Число имен существительных»
Разработка урока по теме «Число имен существительных»
Разработка урока по теме «Число имен существительных». Урок разработан для учащихся 5 класса с не русским языком обучения. Цель занятия закрепить понятие об имени существительном как части речи. Развивать умение классифицировать имена существительные, расширение и углубление знаний о категории числа существительных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Число имен существительных» »
Тема: Число имен существительных.
Цель: систематизация знаний учащихся о числе имён существительных.
Задачи:
познакомить учащихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа: расширение и углубление знаний о категории числа существительных;
развивать умение классифицировать имена существительные по числам, вырабатывать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма; совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;
воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать язык, чувствовать и воспринимать его; прививать навыки общей культуры речи.
– Сегодня, на уроке мы с вами расскроем еще один секрет в познании русского языка. А помогут нам в этом загадки, игры, интересные упражнения и наш, конечно же, помощник – учебник.
II. Отгадайте загадку. Переходный момент.
1.Загадка:
Тройка-тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. Что это?(Слайд.1)
- Все дети зимой любят лепить снеговика. А у нас сегодня гостях снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему друга – снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.
– Как назвать эти слова одним словом? (Это имена существительные)
– Что мы уже изучили об имени существительном? (Имя существительноеобозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и число)
III. Работа по теме урока. Обьяснение нового материала.
Подготовка к восприятию и пониманию темы. (Слайд 3)
– Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
– На какие группы можно разделить слова снеговика? (Слова в единственном и множественном числе)
– В русском языке как и в казахском языке есть слова, которые имеюткак форму единственного (жекеше) так и форму множественного (көпше) число.
Чтение теоретического аппарата учебника. Прочтем об этом в учебнике на стр.97.
– В одну группу записать слова единственного числа, а в другую – слова множественного числа.
– А теперь, ребята, вернемся к нашему снеговику. Давайте запишем в тетрадь слова по вариантам. I в. – слова единственного числа, II в. – слова множественного числа.
– Добавьте в каждую группу свои примеры.
– Проверим работу I варианта. (Снег, мороз, солнце, буран, ветер, молоко, мед, сметана)
– Как справился с заданием II вариант. (Снежинки, сосульки, варежки, коньки, лыжи, санки).
- А сейчас устно поставим слова I в. во множественное число, а II в. в единственное число. (Работаем цепочкой).
- Какое слово не удалось поставить в единственное число? ( коньки, санки)
- Ребята, эти слова употребляются только во мн.числе.
- А какие слова не могут употребляться во множественном числе? (Молоко, сметана)
- А эти слова употребляются только в ед.числе.Вот мы с вами сегодня сделали еще один шаг к раскрытию секретов русского языка.
3.Сообщение сведений о языке.В русском языке есть слова, которые имеют форму только множественного числа и не имеют пары в единственном числе, а также есть слова, которые имеют только форму единственного числа и не имеют пару во множественном числе.
- А вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном числе. (Слайд)
– Запишите себе в тетрадь эти слова.
– Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
Самостоятельная работа на закрепление изученного.
– Не догадались, что должно быть записано у снеговика на третьем коме?
(Слова, которые употребляются в единственном числе)
– Проверим, какие слова вы записали.(молоко, мед, сметана). (Слайд)
– А теперь, ребята, посмотрим, какой у нас получился красивый снеговик.
– Итак, какие тайны русского языка мы узнали на уроке? (В русском языке есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе)
5. Составьте с данными словами предложения. (Работа у доски).
6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд)
IV. Закрепление новой темы.
1. Работа с учебником.Образуйте слова множественного числа.
книга – малыш -
роща – дело -
куст – собака -
урок - тетрадь -
2. Конкурс загадок. (Слайд)
Бывает в зимнее время года? (Мороз)
Что есть у ребёнка, стула, гриба? (ножка)
Что дети видят когда спят? (сон)
Что бывает на небе перед дождем?(облако)
Она сверкает на небе, плавает в воде. (звезда)
Что висит над головой как груша? (лампочка)
Животное и ямка, а слово одно.(норка)
3. Вставьте буквы, найдите в тексте имена существительные единственного числа.
Села пчелка на цв...ток,
Опустила х...боток.
Подл...тает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело,
- Не наскучило искать?
- Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч...ть!
4. Групповая работа по картине. Составить небольшой рассказ. Используя азбуку вежливости.
(Дети в группах составляют небольшой рассказ. Слабоуспевающим составить по карточкам словосочетания. Комната, день рождения, гости, подарок, красивые цветы, родители, встречать.)
5. Игра “Снежки” (Исправь ошибку)
–Вы любите играть в снежки?Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.
По облачному небу плывёт облака.
Синица сел на веточку.
Зимой дует сильные ветры.
Ребята строит из снега снежную крепость.
Все дети с радостью встретил Новый год.
6. Релаксация
– На уроке мы поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. Ребята, перед вами лежат красивые снежинки, возьмите их и напишите самые добрые, хорошие слова, потом подарите их друг другу.
V. Итог урока.
– Какие тайны русского языка мы узнали на уроке?
– В русском языке имена существительные изменяются по числам. Есть существительные, которые употребляются только во множественном и только в единственном числе. Тест. (Слайд)
VI Домашнее задание. - Ребята, как наш снеговик играет со своим новым другом.(Слайд)
Составьте небольшой рассказ про нашего снеговика.
Стр.98. Упр. 6. Выпишите существительные в ед. числе, определите род.