Просмотр содержимого документа
«рАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ "пРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА" »
Русский язык 6 «А» класс
Дата: ___________ТЕМА: Прямое и переносное значение слова
Цель:
1. формирование знаний о таких понятиях как «прямое и переносное значение слов»
2. Развитие коммуникативной компетентности
3. воспитание интереса к предмету
Ход урока
Мотивационно-целевой этап
1.Оргэтап
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап проверки знаний. Опрос.
Что такое лексика? Что такое лексикология? Какие слова называют многозначными?
Операционно-познавательный этап:
3.Этап подготовки к активному усвоению знаний
Работа с текстом «Простой глагол «идти»
Чтение текста
Лексическая работа
Скажите, почему на основе одного глагола «идти» мы можем построить много фраз?
4.Этап объяснения новой темы.
Слово учителя
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: Волк воет.
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, например: Ветер воет.
Часто в переносном значении употребляются названия животных: зайчишкой называют трусливого человека, лисой — хитрого, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом — смелого, отважного.
Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Например:
Ветерок спросил, пролетая: А в ответ колоски шелестят: «Отчего ты, рожь, золотая?» «Золотые нас руки растят».
(Е. Серова.)
Прямые и переносные значения слов различаются в словосочетаниях и предложениях. Сравните: крыло птицы — крыло самолёта, шляпка девочки — шляпка гвоздя.
Работа с учебником. Чтение параграфа № __----- на странице __________.
Конспект в тетрадь для правил
5.Этап закрепления новой темы
Задание № 1.
Укажите различные значения глагола идти в приводимых ниже предложениях.
1. Придется идти пешком: последний рейсовый автобус уже ушел.
2. Обычно в это время года лед уже идет по реке. 3. Если все уроки сделаны, можешь идти гулять. 4. Письма, отправленные авиапочтой, идут очень скоро. 5. После починки мои часы идут хорошо. 6. Не успели кончиться морозы, как уже идет весна. 7. Целый день сегодня идет дождь. 8. Речь идет о новых кинофильмах. 9.Сначала дорога идет лесом, затем полем. 10. Из раны все еще идет кровь. 13. В ответ на ход белых черные идут конем. 15. Вам очень идет новая шляпа. 16. В драматическом театре сегодня идет новая пьеса. 17. Готовые изделия идут в продажу. 18. Половодье кончилось, вода идет на убыль.
Задание № 2 Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких — в переносном значении.
Глух к просьбам, глухая осень, глухая стена, глухое место, глухое недовольство, глухой старик.
Свежая мысль, свежие краски на картине, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты, свежий номер газеты.
Составьте два предложения с парами словосочетаний
6.Этап рефлексии
7.Этап оценивания
8. Этап информированности о домашнем задании. Теория – параграф ___ пересказ. практика – упражнение ____ , замените глагол идти похожим по смыслу глаголом, используя слова для справок