«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Цели урока:
предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: традиционный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».»
Конспект вводного урока в 6 классе
«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Конспект урока разработала:
Катенёва Ольга Алексеевна, учитель МОУ СОШ №12
Новоалександроский городской округ
2018 г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.
Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.
Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Цели урока:
предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: традиционный
Ход урок
Приветственное слово учителя
- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения учителем.
Знания – столь драгоценная вещь – Всю жизнь собирай по крупицам, И, если стремление к знаниям есть, Мы можем этим гордиться.
- Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
- Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
- Язык помогает нам общаться друг с другом!)
- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
Мотивация учебной деятельности.
- Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
- А сколько языков в нашем регионе?
- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
- Сколько таких разновидностей они нам показали?
(Вариант: проецирование схемы на доску).
- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)
- Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)
- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
- Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)
- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста.
- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи. (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).
Функции языка и речи.
Язык
Речь
Язык как средство общения между людьми.
Язык используется как средство мышления в форме слов.
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.
Речь присуща конкретному человеку.
Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго
Речь экспрессивна и эмоционально окрашена.
- А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
- Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
- Подберите прилагательные к слову речь.
- (Образная, выразительная, правильная).
4.Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
«Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»
2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).
VI. Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.
Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.
Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.