kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа рассчитана на 34 часа   (1 час в неделю)

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

          воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

          развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

          освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

          овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

          применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

 

 

Основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:

·       Закрепить и углубить знания

·       Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию

·       Совершенствовать орфографическую и пунктационную  грамотность

·       Закрепить и расширить знания учащихся  о тексте

·       Совершенствовать конструирование текста

·       Способствовать развитию речи на межпредметной основе

·       Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования

·       Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа состоит из двух разделов.

1.    Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку

2.    Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.

В  9  классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на  более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа

Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.

Просмотр содержимого документа
«спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация " »



Средняя общеобразовательная школа имени Абая

Лебяжинский район

Село Шабар



Программа

Спецкурса по русскому языку

« Синтаксис и пунктуация»

Составитель : учитель русского языка и литературы

Оспанова Анара Жарылгаповна.





2014 – 2015 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.







Основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:

  • Закрепить и углубить знания

  • Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию

  • Совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте

  • Совершенствовать конструирование текста

  • Способствовать развитию речи на межпредметной основе

  • Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования

  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа состоит из двух разделов.

  1. Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку

  2. Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.

В 9 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа

Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.

Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов

Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 9 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.

Преобладающие виды работы:

  • Анализ текста и его переработка

  • Составление своего авторского текста

  • Рецензированиие и саморецензирование текста

  • Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием

  • Сочинения – рассуждения на заданную тему

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем

Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе материал для повторения распределяется условно. В 10 классе повторяется фонетика, лексика, морфемика, морфология, текст , общее понятие о стилях речи.

Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, т ропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.

Общие сведения о языке изучаются в 10 классе.

Приемы, методы и формы работы:

  • Разнообразные виды самостоятельной работы( составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста)

  • Творческие работе в жанре эссе, очерка , рассказа

  • Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.

Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения

Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

  • ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка

  • По орфографии находить с ловах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки

  • Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст

  • Владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью

  • Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля

  • Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.

  • Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа

  • Писать отзыв о художественном произведении

  • Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,

  • Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 9 класса

Осуществляется по трём направлениям:

1. учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания

2.учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка

  1. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.Программы по русскому языку для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений

2. Учебник: 7-9 классы

3. Журналы: « Русский язык в казахской школе».

4 . Электронные носители:

5. «Шын» Русский язык. Весь школьный курс

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров.





Содержание программы курса «Русский язык». 9 класс

п/п



Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Культура речи – часть общей культуры человека

1



1

2

Синтаксис – раздел грамматики

1



1

4

Словосочетание

1


1

2

5

Простое предложение

8

1

1

10

6

Сложное предложение

13

2

1

16

7

Способы передачи чужой речи

2



2

8

Обобщающее повторение изученного

1

1


2


Итого:

28

4

3

34











Дата

Изучаемая тема

Планируемые результаты освоения материала

Тип урока

Виды контроля

Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности

1

02.09

Культура речи - часть общей культуры человека


Вводный


Устная и письменная речь

2

09.09

Синтаксис. Синтаксические связи. Текст. Основные признаки текста.

Уметь определять синтаксические связи, выделять тему и основную мысль текста

Комбинированный

Анализ текста

Простое и сложное предложение

3

16.09

Сложное синтаксическое целое и абзац. Словосочетание.

Знать понятие о словосочетании.

Уметь разделять текст на абзацы, определять тип связи в словосочетаних

Комбинированный

Выборочный диктант

Текст,главное и зависимое слово

4

16.09

Р.Речи. Изложение с элементами сочинения

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение с элементами сочинения

Урок развития речи

Изложение

Функционально-смысловые типы речи

5

23.09

Простое предложение. Двусоставные предложения.

Знать понятие двусоставного предложения.

Уметь выделять грамматическую основу, определять порядок слов в предложении

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений


6

30.09

Главные члены предложения. Подлежащее.

Знать о главных членах предложения.

Уметь выделять подлежащее среди других членов предложения и определять способ его выражения; правильно согласовать со сказуемым

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Грамматическая основа предложения

7

07.10

Сказуемое. Типы сказуемых.

Знать о типах сказуемых. Уметь определять тип сказуемых, употреблять в речи

Комбинированный

Объяснительный диктант

Односоставные предложения

8

14.10

Второстепенные члены предложения

Знать о второстепенных членах предложения.

Уметь выделять дополнение, определение, обстоятельство , определять способы их ражения

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Распространенные и нераспространенные предложения

9

21.10

Р.Речи. Контрольный диктант

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием


10

28.10

Односоставные предложения. Неполные предложения.

Знать об односоставных и неполных предложениях.

Уметь разграничивать тип глагольных односоставных предложений

Комбинированный

Выборочный диктант

Вид, время глагола

11


Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Знать понятие однородные члены предложения.

Уметь интонировать предложения с однородными членами

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Знаки препинания в осложнённых предложениях



11






Обобщающие слова при однородных членах

Знать понятие обобщающее слово.

Уметь разграничивать видовые и родовые понятия в предложениях с обобщающими словами



Комбинированный

Синтаксический разбор предложений




12


Предложения с обраще-ниями, вводными словами и словосочетаниями

Знать понятия обращение, вводные слова и словосочетания.

Уметь употреблять обращения в диалогической и монологической речи, распознавать вводные слова, словосочетания и предложения

Комбинированный

Словарный диктант

Знаки препинания при обращении

13


Предложения с обособленными второстепенными членами

Знать понятие обособленные члены.

Уметь определять роль обособленных членов в тексте

Комбинированный.

Анализ текста

Простое предложение

14


Развитие речи. Изложение.

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение с элементами сочинения

Урок развития речи

Изложение


15















Сложное предложение и его виды ..Сложносочиненное предложение.










Знать о сложном предложении.

Уметь разграничивать простое предложение с однородными членами и ССП


















Комбинированный












Синтаксический разбор предложений

Знаки препинания в сложных предложениях












16





Сложноподчинённое предложение. СПП с придаточными определительными.



Умение различать последовательное и параллельное подчинение придаточных предложений



Комбинированный



Тестовые задания



Союзы и союзные слова

17


СПП с придаточными изъяснительными.

Умение определять роль СПП в тексте

Комбинированный

Анализ текста

Тема и основная мысль текста

18


СПП с придаточными места и времени

Умение переводить СПП с родного языка на русский

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Второстепенные члены предложения

19


СПП с придаточными сравнения, образа и степени действия

Умение правильно определять вид придаточных предложений

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Союзы и союзные слова

20


Р.Речи. Сочинение-рассуждение

Умение последовательно излагать содержание текста

Урок развития речи

Сочинение


21


СПП с придаточными цели и причины

Умение преобразовывать простые предложения в сложные

Комбинированный

Тест


22


СПП с придаточными условия и уступки

Умение правильно интонировать СПП

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений


23


СПП с придаточными следствия


Комбинированный

Синтаксический разбор предложений


24


СПП с несколькими придаточными

Научить правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Сочинительная и подчинительная связь

25


. Контрольный диктант

Проверка умений и навыков учащихся

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием


26


Бессоюзные сложные предложения, в которых выражается одновременность и последовательность действий

Научить учащихся составлять БСП

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Виды глагола

27


БСП ,в которых выражается причина, дополнение, пояснение, уточнение.

Умение выбирать правильную постановку знаков препинания

Комбинированный

Тест


28


БСП ,в которых выражаются временные или условные отношения

Умение преобразовывать союзные сложные предложения в бессоюзные

Комбинированный

Анализ текста


29


Сложные предложения с различными видами связи

Обобщить правила пунктуации

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений

Союзы и союзные слова

30


Р.Речи. Изложение с элементами сочинения

Развитие творческого мышления

Урок развития речи

Изложение

Тип и стиль речи

31


Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной и наоборот

Научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

Комбинированный

Объяснительный диктант

Знаки препинания при прямой речи

32


Диалог. цитаты.

Умение использовать цитаты в устной и письменной речи

Комбинированный


Монолог

33


Р.Речи. Проверочный диктант

Проверка умений и навыков учащихся

Урок контроля

Диктант


34


Обобщение изученного материала за год

Повторить пройденный материал за год

Урок-обобщение

Тест

Простое и сложное предложение






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация "

Автор: Оспанова Анара Жарылгаповна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124898

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства