спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация "
Спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация "
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:
· Закрепить и углубить знания
· Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
· Совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность
· Закрепить и расширить знания учащихся о тексте
· Совершенствовать конструирование текста
· Способствовать развитию речи на межпредметной основе
· Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования
· Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из двух разделов.
1. Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку
2. Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.
В 9 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа
Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«спецкурс по русскому языку "Синтаксис и Пунктуация " »
Средняя общеобразовательная школа имени Абая
Лебяжинский район
Село Шабар
Программа
Спецкурса по русскому языку
« Синтаксис и пунктуация»
Составитель : учитель русского языка и литературы
Оспанова Анара Жарылгаповна.
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:
Закрепить и углубить знания
Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
Совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте
Совершенствовать конструирование текста
Способствовать развитию речи на межпредметной основе
Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования
Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из двух разделов.
Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку
Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.
В 9 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа
Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.
Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 9 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.
Преобладающие виды работы:
Анализ текста и его переработка
Составление своего авторского текста
Рецензированиие и саморецензирование текста
Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием
Сочинения – рассуждения на заданную тему
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем
Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе материал для повторения распределяется условно. В 10 классе повторяется фонетика, лексика, морфемика, морфология, текст , общее понятие о стилях речи.
Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, т ропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в 10 классе.
Приемы, методы и формы работы:
Разнообразные виды самостоятельной работы( составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста)
Творческие работе в жанре эссе, очерка , рассказа
Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.
Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения
Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка
По орфографии находить с ловах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки
Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля
Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа
Писать отзыв о художественном произведении
Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,
Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками
КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 9 класса
Осуществляется по трём направлениям:
1. учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания
2.учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Программы по русскому языку для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений
2. Учебник: 7-9 классы
3. Журналы: « Русский язык в казахской школе».
4 . Электронные носители:
5. «Шын» Русский язык. Весь школьный курс
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров.
Содержание программы курса «Русский язык». 9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Плановых уроков
Плановых контрольных уроков
По развитию речи
Всего
по разделу
1
Культура речи – часть общей культуры человека
1
1
2
Синтаксис – раздел грамматики
1
1
4
Словосочетание
1
1
2
5
Простое предложение
8
1
1
10
6
Сложное предложение
13
2
1
16
7
Способы передачи чужой речи
2
2
8
Обобщающее повторение изученного
1
1
2
Итого:
28
4
3
34
№
Дата
Изучаемая тема
Планируемые результаты освоения материала
Тип урока
Виды контроля
Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности
1
02.09
Культура речи - часть общей культуры человека
Вводный
Устная и письменная речь
2
09.09
Синтаксис. Синтаксические связи. Текст. Основные признаки текста.
Уметь определять синтаксические связи, выделять тему и основную мысль текста
Комбинированный
Анализ текста
Простое и сложное предложение
3
16.09
Сложное синтаксическое целое и абзац. Словосочетание.
Знать понятие о словосочетании.
Уметь разделять текст на абзацы, определять тип связи в словосочетаних
Комбинированный
Выборочный диктант
Текст,главное и зависимое слово
4
16.09
Р.Речи. Изложение с элементами сочинения
Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение с элементами сочинения
Урок развития речи
Изложение
Функционально-смысловые типы речи
5
23.09
Простое предложение. Двусоставные предложения.
Знать понятие двусоставного предложения.
Уметь выделять грамматическую основу, определять порядок слов в предложении
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
6
30.09
Главные члены предложения. Подлежащее.
Знать о главных членах предложения.
Уметь выделять подлежащее среди других членов предложения и определять способ его выражения; правильно согласовать со сказуемым
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Грамматическая основа предложения
7
07.10
Сказуемое. Типы сказуемых.
Знать о типах сказуемых. Уметь определять тип сказуемых, употреблять в речи
Комбинированный
Объяснительный диктант
Односоставные предложения
8
14.10
Второстепенные члены предложения
Знать о второстепенных членах предложения.
Уметь выделять дополнение, определение, обстоятельство , определять способы их ражения
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Распространенные и нераспространенные предложения
9
21.10
Р.Речи. Контрольный диктант
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание
Урок контроля
Диктант с грамматическим заданием
10
28.10
Односоставные предложения. Неполные предложения.
Знать об односоставных и неполных предложениях.
Уметь разграничивать тип глагольных односоставных предложений
Комбинированный
Выборочный диктант
Вид, время глагола
11
Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.
Знать понятие однородные члены предложения.
Уметь интонировать предложения с однородными членами
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Знаки препинания в осложнённых предложениях
11
Обобщающие слова при однородных членах
Знать понятие обобщающее слово.
Уметь разграничивать видовые и родовые понятия в предложениях с обобщающими словами
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
12
Предложения с обраще-ниями, вводными словами и словосочетаниями
Знать понятия обращение, вводные слова и словосочетания.
Уметь употреблять обращения в диалогической и монологической речи, распознавать вводные слова, словосочетания и предложения
Комбинированный
Словарный диктант
Знаки препинания при обращении
13
Предложения с обособленными второстепенными членами
Знать понятие обособленные члены.
Уметь определять роль обособленных членов в тексте
Комбинированный.
Анализ текста
Простое предложение
14
Развитие речи. Изложение.
Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение с элементами сочинения
Урок развития речи
Изложение
15
Сложное предложение и его виды ..Сложносочиненное предложение.
Знать о сложном предложении.
Уметь разграничивать простое предложение с однородными членами и ССП
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Знаки препинания в сложных предложениях
16
Сложноподчинённое предложение. СПП с придаточными определительными.
Умение различать последовательное и параллельное подчинение придаточных предложений
Комбинированный
Тестовые задания
Союзы и союзные слова
17
СПП с придаточными изъяснительными.
Умение определять роль СПП в тексте
Комбинированный
Анализ текста
Тема и основная мысль текста
18
СПП с придаточными места и времени
Умение переводить СПП с родного языка на русский
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Второстепенные члены предложения
19
СПП с придаточными сравнения, образа и степени действия
Умение правильно определять вид придаточных предложений
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Союзы и союзные слова
20
Р.Речи. Сочинение-рассуждение
Умение последовательно излагать содержание текста
Урок развития речи
Сочинение
21
СПП с придаточными цели и причины
Умение преобразовывать простые предложения в сложные
Комбинированный
Тест
22
СПП с придаточными условия и уступки
Умение правильно интонировать СПП
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
23
СПП с придаточными следствия
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
24
СПП с несколькими придаточными
Научить правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Сочинительная и подчинительная связь
25
. Контрольный диктант
Проверка умений и навыков учащихся
Урок контроля
Диктант с грамматическим заданием
26
Бессоюзные сложные предложения, в которых выражается одновременность и последовательность действий
Научить учащихся составлять БСП
Комбинированный
Синтаксический разбор предложений
Виды глагола
27
БСП ,в которых выражается причина, дополнение, пояснение, уточнение.