Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008 года.  
  Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
  Учебник, рекомендованный Управлением образования и науки области к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
  Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа - 204 часа.
 - эмоционально «проживать» различные ситуации, выражать свои эмоции; высказывать свое отношение к ним;
 - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
 -преобразовывать информацию из одной формы в другую.
 - оформлять свои мысли в устной речи (диалогических и монологических высказываниях);
 - договариваться с одноклассниками, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
 - учиться работать в паре, группе, выполнять разные роли.
  Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
  -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  - разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
  -аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
  -работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
  Повторение всех разделов русского языка (фонетики, морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса);
  Лексика с точки зрения употребления, происхождения, основные пути пополнения словарного состава русского языка, фразеология как раздел науки о языке.  
  Основные способы образования слов в русском языке, понятие об этимологии и этимологическом разборе, этимологические словари; правописание чередующихся гласных; Приставки ПРИ,ПРЕ; буквы Ы-И после приставок на согласные; правописание соединительных гласных О и Е; морфемный и словообразовательный разбор.
  Склонение существительных не – мя; несклоняемые существительные; НЕ с существительными, правописание гласных в суффиксах –ЕК,-ИК; буквы О-Е- после шипящих и Ц в суффиксах –ОК,ЕК,-ОНК,ОНОК; согласные Ч и Щ в суффиксе –ЧИК,ЩИК;
  Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных; Не с именами прилагательными; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –АН,ЯН, ИН,ОНН,ЕНН в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –К и –СК; слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
  Имя числительное как часть речи; синтаксическая роль числительного в предложении; разряды имён числительных; склонения числительного; правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
  Местоимение как часть речи; синтаксическая роль местоимений в предложении, разряды местоимений; склонение местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями; буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов, образование неопределённых местоимений; дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ и после приставки –КОЕ; НЕ в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание НЕ НИ в отрицательных местоимениях.  
  Переходные и непереходные глаголы, наклонения глаголов, разноспрягаемые глаголы; правописание гласных в суффиксах –ОВА(ТЬ), -ЕВА(ТЬ) и –ЫВА(ТЬ), -ИВА(ТЬ).
           |  № урока |  
  Тема   урока | 
 Тип урока |  
  Элементы содержания |  
  Требования к уровню подготовки учащихся |  
  Вид контроля |  
 Домашнее задание | 
  
  | Тема 1:Общие сведения о языке (1ч) | 
  | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Урок-исследование | Содержание УМК. Русский язык – один из развитых языков мира. Богатство русского языка. Необходимость изучения русского языка | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятия язык, национальный язык; роль русского языка в жизни человека, необходимость его изучения | Развернутый ответ по теме урока | 
 | 
  | Тема 2: Повторение изученного в 5 классе (13 ч) | 
  | 2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова | Комбинированный | Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: применять полученные знания на практике; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов | Словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа | 
 | 
  | 3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Комбинированный 
 | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з-с на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы о - ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц | Знать: определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь: давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов | Морфемный разбор, составление слов по схемам, объяснительный диктант | 
 | 
  | 4 | Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. | Урок-практикум | Части речи, изученные в 5 классе. Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (носок, носков) падежей множественного числа | Знать: определения частей речи, изученных в 5 классе. Уметь: образовывать формы именительного и родительного падежей множ. числа; правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков, применять их на практике. | Деформированный текст (определить части речи, вставить пропущенные буквы и знаки препинания) | 
 | 
  | 5 | Орфограммы в окончаниях слов | Комбинированный | Окончание. Орфограммы в окончаниях слов | Знать: особенности правописания окончаний слов разных частей речи. Уметь: правильно писать окончания в словах; применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов | Проверочный диктант   | 
 | 
  | 6 | РР Сочинение «Памятный день» | Урок развития речи | Описание как тип речи, тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Знать: особенности описания как типа речи. Уметь: писать сочинение-описание; связно и последовательно излагать свои мысли | Творческая работа, составление плана | 
 | 
  | 7 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения и внутри простого предложения | Комбинированный | Словосочетание. Предложение простое и сложное. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |  Знать: определение простых и сложных предложений; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи.   Уметь: производить синтаксический разбор; применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов | Синтаксический разбор предложений и словосочетаний | 
 | 
  | 8 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | Комбинированный 
 | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Знаки препинания в сложных предложениях | Уметь: отличать простые и сложные предложения; вычленять словосочетания; правильно ставить знаки препинания; выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения. | Предупредительный диктант | 
 | 
  | 9 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Урок-практикум | Словосочетание, простое предложение | Знать: порядок разбора простого предложения, порядок синтаксического разбора сложного предложения.   Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы | Практическая работа | 
 | 
  | 10 | Прямая речь. Диалог | Комбинированный | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать: понятия прямая речь, слова автора, реплика, диалог, правила, схемы. Уметь: разграничивать прямую речь и слова автора, распознавать диалог, правильно ставить знаки препинания, составлять диалоги на заданную тему | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 11 | РР Текст. Стили речи. Официально-деловой стиль речи | Урок развития речи | Текст, признаки текста. Элементы комплексного анализа текста. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Доминирование определенной части речи в текстах разного типа. Синонимия. Функциональные разновидности языка | Знать: признаки текста, особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи.   Уметь: доказывать, что представленный набор предложений – текст; составлять собственный текст на заданную тему | Сочинение-миниатюра | 
 | 
  | 12 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 13 | Анализ контрольной работы | Урок коррекция знаний | Анализ ошибок, допущенный в контрольной работе. Грамматические разборы. | Уметь: выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | Индивидуальные задания | 
  | 14 | РР Общение. Виды общения | Урок развития речи | Общение. Сигналы речи. Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Формы общения | Знать: понятия общение, сигналы речи, виды речи. Понимать: значение общения в жизни человека;   | Постановка проблемы; речевые разминки. | 
 | 
  | Тема 3: Лексика и фразеология. Культура речи (13 ч) | 
  | 15 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | Комбинированный | Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари | Знать: понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь: объяснять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; составлять синонимические ряды и антонимические пары; различать омонимы и многозначные слова   | Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов | 
 | 
  | 16 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | Урок изучения нового материала | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении | Знать: различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной лексики.   Уметь: пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении | Анализ текста | 
 | 
  | 17 | РР Собирание материалов к сочинению. Сочинение – описание картины (А.М. Герасимов «После дождя») | Урок развития речи | Сложный план, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора | Знать: особенности повествования как типа речи, структурные элементы рассказа. Уметь: составлять рассказ, включая в него фразеологические обороты 
 | Словарно-орфографическая работа, составление плана | 
 | 
  | 18 | РР Подробное изложение «Собиратель русских слов» (упр. 75) | Урок контроля знаний | Понятие текста; тема, основная мысль текста | Уметь: адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста | Изложение   | 
 | 
  | 19 | Профессионализмы | Урок изучения нового материала | Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления | Знать: определение профессиональных слов, их сферу употребления.   Уметь: находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения; объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях | Анализ художественного текста   | 
 | 
  | 20 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова | Урок изучения нового материала | Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой информации, публичных выступлениях. Нейтральные и стилистически окрашенные слова, сфера их употребления. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения | Знать: определение жаргонизмы, сферу их употребления.   Уметь: отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка; определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики | Редактирование текста | 
 | 
  | 21 
 | Устаревшие слова и неологизмы | Урок изучения нового материала | Историческая изменчивость словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов. Образование новых слов в языке как один из путей пополнения словарного состава языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Словари устаревших слов и неологизмов |  Знать: причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь: различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы; пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи | Лексический диктант   | 
 | 
  | 22 
 | Исконно русские и заимствованные слова | Урок изучения нового материала 
 | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки - источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов | Знать: определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования.   Уметь: оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности | Предупредительный диктант | 
 | 
  | 23 
 | Фразеологизмы 
 
 
 
 
 
 
 
 | Урок изучения нового материала | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование | Знать: определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи.   Понимать: сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.   Уметь: определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения | Текущий контроль | 
 | 
  | 24 | Источники фразеологизмов. Словари русского языка | Урок-практикум | 
 | 
 | 
  | 25 
 | Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика» | Урок обобщения знаний | Повторение изученного материала по теме «Лексика и фразеология» | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: объяснять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; разделять лексические группы слов: жаргонизмы, профессионализмы, неологизмы, диалектизмы и т.д. | Работа с учебником | 
 | 
  | 26 | Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология» | Урок контроля знаний | Лексика. Лексическое значение слова. Сфера употребления слов. Происхождение слов. Фразеология. Фразеологизмы | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Тест   | 
 | 
  | 27 | Анализ контрольного теста | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенный в контрольной работе. Грамматические разборы. | Уметь: выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | 
 | 
  |  Тема 4: Словообразование и орфография. Культура речи (21 ч) | 
  | 28 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика» | Комбинированный | Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. Гласные в корнях с чередованием | Знать: определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе.   Уметь: делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем | Диктант «Проверяю себя» | 
 | 
  | 29 | РР Описание помещения. Сочинение-описание интерьера | Урок развития речи 
 | Структура текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование | Знать: композицию описания помещения. Уметь: подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать содержание прослушанного текста, сохраняя его структуру и языковые средства выразительности, включать в повествование описание помещения |  Составление текста-описания | 
 | 
  | 30 | Основные способы образования слов в русском языке | Урок изучения нового материала | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес-суффиксальный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари | Знать: основные способы образования слов в русском языке.   Уметь: пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования | Выборочный диктант, анализ текстов. Восстановить пропущенные части словообразовательной цепочки, сопоставительный анализ паронимов | 
 | 
  | 31 | Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов | Урок изучения нового материала | Этимологические словари, особенности построения словарных статей в этимологических словарях. Использование этимологических словарей для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи | Знать: об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей в словаре.   Уметь: пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи | Рассказать о строении словарной статьи этимологического словаря | 
 | 
  | 32 
 | РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | Урок развития речи | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение - описание помещения | Знать: структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов.   Уметь: составлять сложный план к сочинению; отбирать, систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи | Составление текста-описания, работа с опорными схемами, сбор материала | 
 | 
  | 33 | Буквы о и а в корне -кос – -кас- | Урок изучения нового материала | Буквы о-а в корнях - кос – -кас- | Знать: условия выбора букв о-а в корнях кос-кас, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием. Уметь: безошибочно писать | Составить текст по опорным словам | 
 | 
  | 34 | Буквы о и а в корне – гор-гар-, -зор -зар-. | Урок изучения нового материала | Буквы о-а в корнях -гор-гар, -зор- – -зар- | Знать: условия выбора букв о и а в корнях гор-гар, зор-зар, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием. Уметь: безошибочно писать | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 35 | Буквы и и ы после приставок | Урок изучения нового материала | Буквы И и Ы после приставок на согласные |  Знать: условия выбора букв и и ы после приставок на согласные. Уметь: применять правило на практике | Словарный диктант | 
 | 
  | 36 | Гласные в приставках пре- и при- | Урок изучения нового материала 
 | Зависимость написания гласных в приставках пре- и при - от их значения. Определение значения приставки при - (приближение, присоединение, добавление к чему-либо, нахождение вблизи чего-либо, неполное действие) и приставки пре - («очень», «пере -»), правильное написание приставок | Знать: о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от лексического значения. Уметь: правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 37 | Гласные в приставках пре- и при- | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант, тест | 
 | 
  | 38 | РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение – описание помещения | Урок развития речи | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение – описание помещения | Знать: структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов. Уметь: составлять сложный план к сочинению; отбирать, систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи | Сочинение – описание помещения | 
 | 
  | 39 | Соединительные о и е в сложных словах. | Урок изучения нового материала | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е. Выбор соединительной гласной о и е в сложных словах | Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.   Уметь: правильно выбирать соединительную гласную о и е в сложных словах | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 40 | Сложносокращенные слова | Урок изучения нового материала | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Знать: аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования.   Уметь: определять лексическое значение сложносокращенных слов; употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Самостоятельная работа | 
 | 
  | 41-42 | РРСочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль | Знать: биографические сведения о художнике Т.Н. Яблонской и творческую историю картины «Утро» (кратко). Уметь: писать сочинение-описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности | Составление плана, сочинение   | 
 | 
  | 43 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Комбинированный | Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Образование различных частей речи | Знать: различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Уметь: определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу | Словообразовательный разбор. Разбор слова по составу. Составление слов по схемам | 
 | 
  | 44-45 | Повторение изученного по теме «Словообразование» | Урок повторения изученного по теме | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся гласные а-о, е-и в корне. Правописание гласных в приставках пре-при, гласных и-ы после приставок на согласные. Приставки | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов | Распределительный диктант | 
 | 
  | 46 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 47 
 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Работа над ошибками | 
 | 
  | 48 
 
 | Комплексный анализ текста |  Комбинированный |  Комплексный анализ текста |  Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации |  Комплексный анализ текста | 
 | 
  |  Тема 5:Морфология и орфография. Культура речи Имя существительное (20 ч) | 
  | 49-50 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Комбинированный | Морфология. Орфография. Морфологические признаки и синтаксическая роль имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Морфологический разбор существительных | Знать: теоретический материал по теме «Имя существительное», изученный в 5 классе. Уметь: распознавать имена существительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать падежные окончания имен существительных; выполнять морфологический разбор существительных | Словарный диктант, тест | 
 | 
  | 51 | Разносклоняемые существительные | Урок изучения нового материала | Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных. Разносклоняемые существительные. Гласные е-и в падежных окончаниях существительных. Учебное исследование | Знать: морфологические признаки имен существительных; типы склонения существительных; понятие разносклоняемые существительные; особенности разносклоняемых существительных и слова, относящиеся к этой группе. Уметь: разграничивать существительные по склонениям; распознавать разносклоняемые существительные; правильно писать падежные окончания разносклоняемых существительных | Индивидуальная работа с дидактическим материалом | 
 | 
  | 52 |  Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | Урок изучения нового материала | Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на мя |  Знать: правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на –мя. Уметь: распознавать разносклоняемые существительные; правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически |  Объяснительный диктант | 
 | 
  | 53 | Несклоняемые имена существительные | Урок изучения нового материала | Несклоняемые существительные. Особенности употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах. Группы несклоняемых существительных | Знать: понятие несклоняемые существительные; особенности их употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах; группы несклоняемых существительных. Уметь: распознавать несклоняемые существительные и правильно их употреблять в устной и письменной речи | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 54 | Род несклоняемых имен существительных | Урок изучения нового материала | Несклоняемые Существительные. Род Несклоняемых Имен Существительных. Род несклоняемых собственных существительных – географических названий. Род сложносокращенных слов |  Знать: способы определения рода несклоняемых существительных. Уметь: правильно употреблять несклоняемые существительные в устной и письменной речи; определять род несклоняемых существительными согласовывать их с прилагательными глаголами | Предупредительный диктант | 
 | 
  | 55 | Имена существительные общего рода | Урок-практикум | Род имен существительных. Существительные общего рода. Согласование  существительного общего рода с прилагательными и глаголами |  Знать: понятие существительные общего рода, правила согласования существительных общего рода с прилагательными и глаголами.   Уметь: определять род имен существительных; распознавать существительного общего рода и правильно употреблять их в устной и письменной речи | Тест   | 
 | 
  | 56 | Морфологический разбор имени существительного | Урок - практикум | Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных, порядок морфологического разбора имени существительного | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор существительных | Объяснительный диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 57 | Свободный диктант | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку   | Диктант   | 
 | 
  | 58 | РР Подготовка к написанию сочинения | Урок развития речи | Тема. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: подбирать материалы к сочинению | Словарно-орфографическая работа, составление плана | 
 | 
  | 59 | РР Сочинение по личным впечатлениям «Первый раз в …» | Урок развития речи | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение   | 
 | 
  | 60 | Не с существительными   | Урок изучения нового материала | Частица не, приставка не, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с существительными |  Знать: условия слитного и раздельного написания не с существительными. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой обозначать её графически; различать частицу не, приставку не, часть корня не   | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 61 | Не с существительными | Урок-практикум | Тест   | 
 | 
  | 62 | Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-) | Комбинированный   | Суффиксы имен существительных. Условия выбора букв ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-) |  Знать: условия выбора букв ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-). Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графи Условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-) | Выборочный диктант | 
 | 
  | 63 | Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-) | Комбинированный |  Тест   | 
 | 
  | 64 | Гласные в суффиксах существительных -ек и-ик | Комбинированный | Суффиксы существительны. Условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и-ик | Знать: условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и--ик. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Словарный диктант, предупредительный диктант | 
 | 
  | 65 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Урок-практикум | Суффиксы существительных. Условия выбора гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |  Знать: условия выбора гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Распределительный диктант | 
 | 
  | 66 | Повторение и обобщение изученного об имени существительном   | Урок-повторение изученного | Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных. Орфограммы, связанные с правописанием имен существительных |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Тест   | 
 | 
  | 67 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическими заданиями. | 
 | 
  | 68 
 
 
 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  | Имя прилагательное (32 ч) | 
  | 69-70 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Комбинированный | Имя прилагательное, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Роль прилагательных в речи. Падежные окончания прилагательных. Учебное исследование |  Знать: теоретический материал по теме «Имя прилагательное», изученный в 5 классе. Уметь: распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать падежные окончания прилагательных; на конкретных примерах показывать роль прилагательных в речи | Комплексный анализ текста, объяснительный диктант | 
 | 
  | 71 | PР Описание природы | Урок развития речи | Описание природы. Пейзаж. Изобразительно-выразительные средства в тексте |  Знать: понятие пейзаж; особенности текста-описания природы. Уметь: анализировать тексты-описания природы, находить в них изобразительно-выразительные средства | Анализ текста | 
 | 
  | 72 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок изучения нового материала | Степени сравнения имен прилагательных. Способы образования простой и составной формы сравнительной и превосходной степени сравнения. Особенности изменения и синтаксическая роль прилагательных в сравнительной и превосходной степени |  Знать: степени сравнения прилагательных; способы образования простой и составной формы сравнительной и превосходной степени сравнения; особенности изменения прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Уметь: образовывать степени сравнения прилагательных; распознавать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль   | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 73 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок-практикум | Распределительный диктант | 
 | 
  | 74 |  Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок изучения нового материала | Три разряда прилагательных. Признаки качественных прилагательных. Синтаксическая роль качественных прилагательных и их выразительные возможности. Алгоритм рассуждения при определении разряда имен прилагательных |  Знать: три разряда прилагательных; признаки качественных прилагательных. Уметь: пользоваться алгоритмом рассуждения при определении разряда прилагательных; распознавать качественные прилагательные в предложениях, определять их синтаксическую роль и выразительные возможности | Творческая работа | 
 | 
  | 75 | РР Сочинение-описание уголка природы | Урок развития речи | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки | Знать: особенности текста-описания пейзажа. Уметь: писать сочинение-описание пейзажа в художественном стиле, использовать в тексте различные средства выразительности | Сочинение-описание | 
 | 
  | 76 | Относительные прилагательные |  Урок изучения нового материала 
 | Признаки относительных прилагательных. Значения относительных прилагательных. Особенности изменения и сочетаемости относительных прилагательных. Синтаксическая роль относительных прилагательных и их выразительные возможности | Знать: признаки относительных прилагательных, их значения, особенности изменения и сочетаемости. Уметь: пользоваться алгоритмом рассуждения при определении разряда прилагательных; распознавать качественные прилагательные в предложениях, определять их синтаксическую роль и выразительные возможности | Словарный диктант | 
 | 
  | 77 |  PР Выборочное изложение (упр. 297) 
 | Урок развития речи | Особенности работы над выборочным изложением. Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста, авторский стиль 
 
 | Знать: особенности работы над выборочным изложением. Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать выборочное изложение, придерживаясь заданной тематики и сохраняя авторский стиль | Выборочное изложение | 
 | 
  | 78 | Притяжательные прилагательные | Урок изучения нового материала | Значение притяжательных прилагательных, вопросы, на которые они отвечают. Суффиксы и падежные окончания притяжательных прилагательных. Синтаксическая роль притяжательных прилагательных и их выразительные возможности 
 | Знать: значение притяжательных прилагательных, вопросы, на которые они отвечают; суффиксы и падежные окончания притяжательных прилагательных. Уметь: пользоваться алгоритмом рассуждения при определении разряда прилагательных; распознавать притяжательные прилагательные в предложениях, определять их синтаксическую роль и выразительные возможности; правильно писать и употреблять притяжательные прилагательные в устной и письменной речи | Предупредительный диктант | 
 | 
  | 79 | Морфологический разбор имени прилагательного |  Урок-практикум 
 | Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Порядок морфологического разбора имен прилагательных | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор имен прилагательных | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 80-81 |  Не с прилагательными 
 |  Урок изучения нового материала 
 | Частица не, приставка не, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с прилагательными |  Знать: условия слитного и раздельного написания не с прилагательными. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой обозначать её графически; различать частицу не, приставку не, часть корня не | Предупредительный диктант | 
 | 
  | Проверочный диктант | 
 | 
  | Комбинированный | 
  | 82 |  Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 
 
 | Комбинированный | Условия выбора букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |  Знать: условия выбора букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически; сопоставлять правописание букв о и ев корнях, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных |  Объяснительный диктант, работа с дидактическим материалом | 
 | 
  | 83 |  Тест по теме «Правописание прилагательных» | Урок контроля знаний | Правописание прилагательных |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания прилагательных |  Тест   | 
 | 
  | 84 | РР Подготовка к написанию сочинения |  Урок развития речи 
 | Биографические сведения о художнике Н.П. Крымове. Творческая история картины «Зимний вечер». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине 
 
 
 | Знать: биографические сведения о художнике Н.П. Крымове и творческую историю картины «Зимний вечер» (кратко). Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине | Сочинение | Упр. 315 | 
  | 85 | PР Сочинение по картине по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 315) | Урок развития речи | Словарно-орфографическая работа | 
 | 
  | 86 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-, -онн-, -енн- | Урок изучения нового материала | Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-, -онн-, -енн- | Знать: условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных. Уметь: применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать | Диктант «Проверяю себя» | 
 | 
  | 87 | Образование прилагательных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин- | Урок изучения нового материала | Образование прилагательных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин- | Знать: значение и правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. Уметь: применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать | Распределительный диктант | 
 | 
  | 88-89 |  Правописание –н-, -нн- в суффиксах прилагательных  
  
 
 | Урок изуче-ния нового материала | Правописание –н-, -нн- в суффиксах прилагательных | Уметь: применять правила на практике, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать | Текущий контроль | 
 | 
  | Урок-практикум | 
  | 90 | Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном | Урок-повторение | Имя прилагательное, морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи |  Знать: теоретический материал, изученный материал на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания прилагательных; выполнять морфологический разбор прилагательных | Практическая работа | 
 | 
  | 91 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 92 | Анализ контрольных работ | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  | 93 | РР Учимся читать учебную книгу | Урок развития речи | Чтение. Роль чтения. Виды чтения |  Знать: виды чтения  Понимать: роль чтения в жизни людей Уметь: читать, извлекать смысл из читаемого текста; целенаправленно применять информацию, которая содержится в тексте | Постановка проблемы, работа с текстом (тема, идея, ключевые слова) | 
 | 
  | 94 | РР Учимся отвечать | Урок развития речи | Устный текст. Развернутый ответ | Уметь: давать развернутые ответы на заданные темы | Письменные ответы на вопросы | 
 | 
  | 95 |  Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | Урок изучения нового материала | Суффиксы прилагательных. Правило правописания суффиксов прилагательных –к- и –ск- |  Знать: правило правописания суффиксов прилагательных –к- и –ск- Уметь: различать на письме суффиксы прилагательных -к- и -ск- | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 96-97 
 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |  Урок изучения нового материала 
 | Дефисное и слитное сложные прилагательных. Условия дефисного и слитного написания сложных прилагательных |  Знать: условия дефисного и слитного написания сложных прилагательных Уметь: правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания | Тест, объяснительный диктант | 
 | 
  | Урок-практикум | 
  | 98 | Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном   | Урок-повторение | Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания прилагательных; выполнять морфологический разбор прилагательных   | Самостоятельная работа | 
 | 
  | 99 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля знаний | Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания прилагательных; выполнять морфологический разбор прилагательных   | Тест   | 
 | 
  | 100 | Анализ проверочной работы |  Урок коррекции знаний 
 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Грамматические разборы. | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в проверочной работе и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  |  Имя числительное (15 ч) | 
  | 101 | Имя числительное как часть речи |  Урок изучения нового материала  
 
 | Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксическая роль числительных. Употребление числительных в устной и письменной речи |  Знать: понятия имя числительное, количественное/порядковые числительные; особенности имени числительного как части речи. Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные и подчеркивать их как члены предложения; грамотно употреблять числительные в устной и письменной речи | Словарный диктант | 
 | 
  | 102 | Простые и составные числительные |  Урок изучения нового материала 
 | Простые и составные числительные. Учебное исследование |  Знать: понятия простые/составные числительные. Уметь: различать простые и составные числительные и грамотно употреблять их в речи | Работа с дидактическим материалом | 
 | 
  | 103 | Мягкий знак на конце и в середине числительных |  Урок изучения нового материала  
 
 | Условия написания ь знака на конце и в середине числительных. Учебное исследование |  Знать: условия употребления ь на конце и в середине числительных.   Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически |  Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 104 | Разряды количественных числительных |  Урок изучения нового материала 
 | Количественные числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные и собирательные). Синтаксическая роль количественных числительных. Учебное исследование |  Знать: понятие количественные числительные; разряды количественных числительных.   Уметь: определять разряд и синтаксическую роль количественных числительных |  Индивидуальные задания | 
 | 
  | 105 | Числительные, обозначающие целые числа |  Урок изучения нового материала 
 | Числительные, обозначающие целые числа. Правописание и употребление падежных форм числительных, обозначающих целые числа 
 | Знать: особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые числа. Уметь: правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Словарно-орфографическая работа | 
 | 
  | 106 | РР Выборочное изложение (упр. 366) | Урок развития речи | Изложение повествовательного характера | Выборочный пересказ исходного текста. Первая часть повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»   | Изложение   | 
 | 
  | 107 | Дробные числительные |  Урок изучения нового материала 
 | Дробные числительные. Особенности склонения дробных числительных. Дробные числительные в устной и письменной речи. Учебное исследование   
 | Знать: понятие дробные числительные. Особенности склонения дробных числительных. Уметь: распознавать дробные числительные и правильно употреблять их в устной и письменной речи | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 108 | Собирательные числительные |  Урок изучения нового материала 
 | Собирательные числительные. Особенности сочетания собирательных числительных с существительными. Падежные окончания собирательных числительных. Употребление собирательных числительных в речи. Учебное исследование. | Знать: понятие собирательные числительные; особенности сочетания собирательных числительных с существительными. Уметь: правильно писать падежные окончания собирательных числительных; грамотно употреблять собирательные числительные в речи. | Комплексный анализ текста, устный рассказ на заданную тему | 
 | 
  | 109 | Порядковые числительные |  Урок изучения нового материала  
 
 | Значения порядковых числительных. Склонение простых и составных порядковых числительных. Синтаксическая роль порядковых числительных. Правописание порядковых числительных на – сотый, тысячный, миллионный, миллиардный. Употребление порядковых числительных в названиях событий и праздников. Учебное исследование |  Знать: понятие порядковые числительные; значение порядковых числительных; особенности склонения простых и составных порядковых числительных.   Уметь: распознавать порядковые числительные и определять их синтаксическую роль; согласовывать порядковые числительные с существительными; писать порядковые числительные на – сотый, тысячный, миллионный, миллиардный слитно; правильно употреблять порядковые числительные в названиях событий и праздников | Комплексный анализ текста, объяснительный диктант | 
 | 
  | 110 | Морфологический разбор имени числительного |  Урок изучения нового материала 
 | Морфологические признаки и синтаксическая роль числительных. Порядок морфологического разбора числительного. Учебное исследование | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор имен числительных | Практическая работа | 
 | 
  | 111-112 | Повторение и обобщение изученного об имени числительном | Урок-повторение | Имя числительное, морфологические признаки и синтаксическая роль числительных. Правописание и склонение числительных. Употребление числительных в речи |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: определять морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; применять правила правописания числительных; грамотно употреблять числительные в речи | Тест   | 
 | 
  | 113 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием 
 | 
 | 
  | 114 | Анализ контрольного диктанта   | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  | 115 | РР Публичное выступление-призыв (упр. 389) | Урок развития речи | Публичное выступление-призыв. Особенности публичного выступления-призыва |  Знать: особенности речевой ситуации, структуру, языковые особенности публичного выступления-призыва. Уметь: создавать публичное выступление-призыв, учитывая его адресата, используя указанные цифровые данные | Публичное выступление «Берегите природу!» | 
 | 
  |  Местоимение (26 ч) | 
  | 116 | Местоимение как часть речи |  Урок изучения нового материала 
 | Местоимение как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений. Роль местоимений в речи |  Знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи | Выборочное письмо | 
 | 
  | 117 
 
 | Разряды местоимений. Личные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений, значение и грамматические особенности личных местоимений. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи, правописание местоимений с предлогами |  Знать: значение и грамматические особенности личных местоимений; личные местоимения 1, 2 и 3-го лица, особенности их склонения.  Уметь: распознавать личные местоимения в тексте, определять их лицо и падеж; подчеркнуть личные местоимения как члены предложения; правильно писать личные местоимения с предлогами; предупреждать ошибки, связанные с употреблением личных местоимений   | Творческий диктант | 
 | 
  | 118 | Личные местоимения | Урок-практикум | Объяснительный диктант   | 
 | 
  | 119 | Возвратное местоимение себя |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений. Возвратное местоимение себя, его значение и грамматические особенности. Склонение возвратного местоимения. Употребление местоимений в речи, правописание местоимений с предлогами |  Знать: возвратное местоимение себя, его значение и грамматические особенности. Уметь: распознавать возвратное местоимение, определять его падеж и синтаксическую роль; правильно писать личные местоимения с предлогами; предупреждать ошибки, связанные с употребл. личных местоимений |  Словарный диктант | 
 | 
  | 120 | РР Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 405) | 
 | Рассказ. Композиция рассказа. Стиль и тип речи. Языковой материал для устного рассказа | Уметь: самостоятельно составлять рассказ по сюжетным рисункам; выстраивать композицию рассказа; сохранять стиль и тип речи в тексте |  Сочинение-рассказ |  
 | 
  | 121 | Вопросительные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 
 | Разряды местоимений. Вопросительные местоимения, их назначение в речи и грамматические особенности. Склонение вопросительных местоимений. Употребление вопросительных местоимений в речи. Вопросительная интонация.   |  Знать: вопросительные местоимения, их назначение в речи и грамматические особенности. Уметь: распознавать вопросительные местоимения и определять их падеж; склонять вопросительные местоимения; правильно употреблять вопросительные местоимения в речи; интонационно правильно произносить предложение с вопросительными местоимениями |  Комментированное письмо   | 
 | 
  | 122 | Относительные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений. Относительные местоимения, особенности их употребления в предложении. Различие относительных и вопросительных местоимений |  Знать: Относительные местоимения, особенности их употребления в предложении.  Уметь: находить относительные местоимения в сложных предложениях; различать относительные и вопросительные местоимения; предупреждать ошибки, связанные с употреблением относительных местоимений 
 |  Проверочный диктант | 
 | 
  | 123 | Неопределенные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений. Неопределенные местоимения. Образование и особенности изменения неопределенных местоимений. Дефисное написание местоимений с суффиксом –то, -либо, -нибудь. Условия дефисного и раздельного написания местоимений с приставкой кое-. синтаксическая роль неопределенных местоимений. Учебное исследование |  Знать: способы образования и особенности изменения неопределенных местоимений; правила правописания местоимений с суффиксами -то, -либо, -нибудь; условия дефисного и раздельного написания местоимений с приставкой кое-. Уметь: распознавать неопределенные местоимения и определять их синтаксическую роль; применять правила правописания неопределенных местоимений | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 124 | Неопределенные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Тест   | 
 | 
  | 125 | Отрицательные местоимения | Урок изучения нового материала | Разряды местоимений, отрицательные местоимения. Образование и особенности изменения отрицательных местоимений. Условия выбора не- и ни- в отрицательных местоимениях. правописание отрицательных местоимений с предлогами   |  Знать: способы образования и особенности изменения отрицательных местоимений; Условия выбора не- и ни- в отрицательных местоимениях. правописание отрицательных местоимений; правило правописания отрицательных местоимений с предлогами. Уметь: распознавать отрицательные местоимения и определять их синтаксическую роль; применять правила правописания отрицательных местоимений |  Словарно-орфографическая работа |  
 | 
  | 126 | Отрицательные местоимения | Урок-практикум |  Объяснительный диктант |  
 | 
  | 127 | Притяжательные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений. Притяжательные местоимения их значение и грамматические особенности. Личные местоимения в значении притяжательных склонение притяжательных местоимений. Синтаксическая роль притяжательных местоимений |  Знать: значение и грамматические особенности притяжательных местоимений. Уметь: распознавать притяжательные местоимения и определять их падеж и синтаксическую роль; склонять притяжательные местоимения; различать личные и притяжательные местоимения; правильно употреблять личные местоимения в значении притяжательных |  Словарный диктант | 
 | 
  | 128-129 | РР Рассуждение | Урок развития речи |  Рассуждение. Композиция рассуждения. Тема сочинения. Языковой материал для сочинения | Знать: самостоятельно писать сочинение-рассуждение на заданную тему; выстраивать композицию рассуждения; аргументировать свою точку зрения |  Сочинение-рассуждение   | Упр. 436 | 
  | 130 | Указательные местоимения | Урок изучения нового материала | Разряды местоимений. Указательные местоимения их значение и грамматические особенности. Склонение указательных местоимений. Синтаксическая роль притяжательных местоимений. Правописание местоимений с предлогами, грамматические разборы. Учебное исследование   |  Знать: значение и грамматические особенности притяжательных местоимений. Уметь: распознавать указательные местоимения, определять их падеж и синтаксическую роль; склонять притяжательные местоимения; правильно писать местоимения с предлогами | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 131 | Указательные местоимения | Урок-практикум | Осложненное списывание | 
 | 
  | 132 | Определительные местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Разряды местоимений. Определительные местоимения, их значение и грамматические особенности. Склонение определительных местоимений. Синтаксическая роль определительных местоимений. Грамматические разборы |  Знать: значение и грамматические особенности определительных местоимений. Уметь: распознавать определительные местоимения и определять их падеж и синтаксическую роль; склонять определительные местоимения | Объяснительный диктант (или тест) | 
 | 
  | 133 |  РР Сочинение-рассказ (упр. 447) | Урок развития речи | Рассказ (сказка). Композиция рассказа. Сочинение-рассказ на заданную тему |  Знать: композиционные особенности сочинения-рассказа (сказки). Уметь: самостоятельно писать сочинение рассказ (сказка) на заданную тему | Сочинение-рассказ (сказка)   | Упр. 447 | 
  | 134 | Морфологический разбор местоимения |  Урок изучения нового материала 
 | Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений. Порядок морфологического разбора местоимений   | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор местоимений   | Комплексный анализ | 
 | 
  | 135-136 | РР Сочинение повествовательного характера | Урок развития речи | Сочинение-этюд |  Знать: особенности жанра.   Уметь: создавать текст в соответствии с замыслом, композицией, основной мыслью. | Определить тему, основную мысль, подобрать рабочие материалы к сочинению. | 
 | 
  | 137-138 | Повторение и обобщение изученного о местоимении   | Урок-повторение | Местоимение. Разряды местоимений. Правописание и склонение местоимений. Употребление местоимений в речи. Морфологический разбор местоимений |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: определять разряд местоимений; применять правила правописания местоимений; склонять местоимения; грамотно употреблять местоимения в речи; выполнять морфологический разбор местоимений | Предупредительный диктант | 
 | 
  | 139 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |  Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 140 | Анализ контрольного диктанта |  Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  | 141 | Комплексный анализ текста | Комбинированный | Текст. Тема. Основная мысль. Тип. Стиль, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений | Знать: теоретический материал по теме «Местоимение». Уметь: распознавать местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | Глагол (39 ч) | 
  | 142-143 | Повторение изученного в 5 классе |  Комбинированный 
 | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. Роль глаголов в речи. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Гласные в корнях с чередованием |  Знать: теоретический материал по теме «Глагол», изученный в 5 классе. Уметь: распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать выбор гласные в корнях с чередованием | Объяснительный диктант, тест | 
 | 
  | 144 | PР Сочинение - рассказ(упр. 465) | Урок развития речи | Рассказ. Композиция рассказа. Сочинение-рассказ на заданную тему с использованием глаголов по серии картинок и данному началу |  Знать: композиционные особенности рассказа. Уметь: самостоятельно писать сочинение-рассказ на заданную тему с использованием глаголов по серии картинок и данному началу |  Сочинение | Упр. 465 | 
  | 145 | Разноспрягаемые глаголы |  Урок изучения нового материала  
 
 | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы |  Знать: понятие разноспрягаемые глаголы. Уметь: определять спряжение глаголов; грамотно употреблять в речи личные формы разноспрягаемых глаголов |  Словарный диктант | 
 | 
  | 146 | Глаголы переходные и непереходные |  Урок изучения нового материала 
 | Сочетаемость глаголов с существительными. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы | Знать: понятия переходные/непереходные глаголы, возвратные глаголы. Уметь: различать переходные/непереходные глаголы и грамотно употреблять их в речи |  Распределительное письмо |  
 | 
  | 147 | Практикум по переходным и непереходным глаголам | Урок-практикум |  Комплексный анализ текста |  
 | 
  | 148-149 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |  Урок изучения нового материала  
  
  Урок-практикум 
 | Наклонение глагола. Значение глаголов в изъявительном наклонении. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. Морфологические нормы |  Знать: три наклонения глаголов; значение глаголов в изъявительном наклонении. Уметь: распознавать глаголы в изъявительном наклонении, определять их вид и время; употреблять глаголы в изъявительном наклонении в соответствии с морфологическими нормами | Словарно-орфографическая работа | 
 | 
  | 150 | PР Устное изложение (упр. 485) | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Композиция. Языковые особенности текста | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя его композицию и языковые особенности |  Устное изложение   | Упр. 485 | 
  | 151 | Условное наклонение |  Урок изучения нового материала 
 | Значение глаголов в условном наклонении, образование и изменение форм условного наклонения глагола. Раздельное написание частицы бы с глаголами. Глаголы в условном наклонении в предложениях |  Знать: значение, способы образования и особенности изменения глаголов в условном наклонении. Уметь: распознавать глаголы в условном наклонении, определять их род и число; различать формы изъявительного и условного наклонения; писать частицу бы с глаголами раздельно; самостоятельно составлять предложения, употребляя в них глаголы в условном наклонении |  Выборочный диктант | 
 | 
  | 152 
 
 |  Условное наклонение  
  
 
 |  Урок изучения нового материала  
  
  
 
 |  Словарный диктант |  
  
  
  
  
  
 
 | 
  | 
 153 | РР Сочинение на тему «Если бы я был(а) учителем…» |  Урок развития речи  
 
 | Текст, тема текста, основная мысль, типы текста, рассуждение. | Знать: особенности текста-рассуждения. Уметь: писать сочинение-рассуждение. |  Сочинение  
  
  
 |  Упр. 490  
 
 | 
  | 154 | Повелительное наклонение |  Урок изучения нового материала 
 | Значение глаголов в повелительном наклонении, образование и изменение форм повелительного наклонения глагола. Мягкий знак на конце глаголов в повелительном наклонении после мягких и шипящих согласных. Грамматические разборы |  Знать: значение, способы образования и особенности изменения глаголов в повелительном наклонении. Уметь: распознавать глаголы в повелительном наклонении; самостоятельно образовывать форму повелительного наклонения глаголов; правильно писать глаголы в повелительном наклонении и грамотно употреблять их в речи | Выборочное письмо | 
 | 
  | 155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |  Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 156 | Анализ контрольных работ | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |  Работа над ошибками | 
 | 
  | 157 | РР Аннотация | Урок развития речи | Аннотация. Разновидности аннотации |  Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций. Уметь: писать аннотацию книги, статьи |  Написание аннотаций | 
 | 
  | 158 | РР Предисловие. Отзыв | Урок развития речи | Предисловие. Автор предисловия. Отзыв   |  Знать: что такое предисловие и кто может быть его автором; отзыв. Уметь: писать отзывы |  Конкурс на лучшее устное предисловие к известной или новой книге | 
 | 
  | 159 | Повелительное наклонение |  Урок изучения нового материала 
 | Значение глаголов в повелительном наклонении, образование и изменение форм повелительного наклонения глагола. Мягкий знак на конце глаголов в повелительном наклонении после мягких и шипящих согласных. Грамматические разборы |  Знать: значение, способы образования и особенности изменения глаголов в повелительном наклонении. Уметь: распознавать глаголы в повелительном наклонении; самостоятельно образовывать форму повелительного наклонения глаголов; правильно писать глаголы в повелительном наклонении и грамотно употреблять их в речи |  Грамматические разборы | 
 | 
  | 160-161 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | Комбинированный | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении | Уметь: различать глаголы в изъявительном и повелительном наклонении, правильно их писать |  Объяснительный диктант | 
 | 
  | 162 | РР Похвальное слово | Урок развития речи | Комплимент |  Знать: комплимент.  Понимать: роль и назначение комплимента Уметь: делать комплимент | Письменные работы | 
 | 
  | 163-164 | PР Рассказ по рисункам (упр. 502 ) | Урок развития речи | Рассказ по рисункам. Композиция рассказа. Стиль и тип речи | Уметь: самостоятельно составлять рассказ по рисункам; выстраивать композицию рассказа; выдерживать текст в одном стиле речи | Устный рассказ по рисункам | 
 | 
  | 165 | Употребление наклонений |  Урок изучения нового материала 
 | Наклонения глагола, выражение побуждения к действию с помощью разных наклонений глагола |  Знать: различные способы выражения побуждения к действию. Уметь: использовать разные способы выражения просьб или приказания в зависимости от речевой ситуации | Словарно-орфографическая работа | 
 | 
  | 166 | Употребление наклонений | Урок-практикум | Комплексный анализ текста | 
 | 
  | 167 | Безличные глаголы |  Урок изучения нового материала 
 | Лицо как грамматическая категория. Безличные глаголы. Значение и формы употребления безличных глаголов. Учебное исследование |  Знать: понятие безличные глаголы; значение и формы употребления безличных глаголов. Уметь: распознавать глаголы, употребленные как безличные; употреблять безличные глаголы в речи | Словарный диктант | 
 | 
  | 168 | Безличные глаголы | Урок-практикум | Анализ художественного текста: роль безличных глаголов | 
 | 
  | 169 | Морфологический разбор глагола | Комбинированный |  Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Порядок морфологического разбора глагола. Учебное исследование | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор глаголов | Морфологический разбор | 
 | 
  | 170-171 | PР Рассказ на основе услышанного (упр. 520) | Урок развития речи 
 | Рассказ. Композиция рассказа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Уметь: самостоятельно собирать материалы к сочинению-рассказу; выстраивать композицию рассказа; связно и последовательно излагать свою мысль | Сочинение   | 
 | 
  | 172 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Комбинированный | Условия выбора гласных ы- и ио-е в суффиксах глаголов. Грамматические разборы |  Знать: условия выбора гласных ы- и ио-е в суффиксах глаголов. Уметь: правильно писать слов с изученной орфограммой и обозначать её графически | Распределительный диктант   | 
 | 
  | 173 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Урок-практикум | Объяснительный диктант | 
 | 
  | 174 | Проверочный тест по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация   | Уметь: писать тест | Тест   | 
 | 
  | 175-176 | Повторение и обобщение изученного о глаголе | Урок-повторение | Глаголы. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Правописание и употребление глагольных форм. Морфологический разбор глаголов |  Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания глаголов; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов | Комплексный анализ текста   | 
 | 
  | 177 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 
 | 
  | 178 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | 
 | 
  | 179-180 
 | РР Русские ученые-лингвисты. Исследователи русского языка. | Урок - выступление | Лингвистика, лингвист-исследователь. | Уметь: подготовить доклад по выбранной теме, сделать отбор наиболее важной информации, подготовить устное выступление, соответствующее временному регламенту. | Индивидуальные сообщения и выступление учащихся | 
 | 
  | Тема 6:Повторение и систематизация изученного в V и VI классах. Культура речи (24 ч) | 
  | 181-182 |  Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор |  Комбинированный |  Основные разделы науки о языке, основные орфограммы, изученные с V-VI классах |  Знать: основные разделы науки о языке, основные орфограммы, изученные с V-VI классах.  Уметь: находить и объяснять орфограммы в словах, графически выделять их. |  Работа с дидактическим материалом |  
 | 
  | 183-184 |  Пунктуация. Пунктуационный разбор |  Урок-практикум |  Основные пунктограммы, изученные с V-VI классах |  Знать: изученные сведения из раздела «Пунктуация»; основные пунктограммы, изученные в 6 классе.  Уметь: «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме. |  Проверочная работа |  
 | 
  | 184-185 |  Лексика и фразеология |  Комбинированный |  Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение. Фразеология. Фразеологизмы   |  Знать: понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.  Уметь: оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. |  Самостоятельная работа |  
 | 
  | 186-187 |  РР Сочинение (упр. 549) |  Урок развития речи |  Тема сочинения. Языковой материал для сочинения. Сложный план |  Знать: об особенностях построения текста рассуждения; понятия «заголовок текста»; «основная мысль текста», «аргумент».  Уметь: озаглавливать текст сочинения, составлять план текста, аргументировано высказывать свою точку зрения; грамотно оформлять текст |  Сочинение на одну из данных тем |  
 | 
  | 188-189 |  Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор |  Комбинированный |  Морфемика. Состав слова. Орфография. Морфемный разбор слов |  Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе.  Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов |  Практическая работа |  
 | 
  | 190-191 |  Морфология. Морфологический разбор |  Комбинированный |  Морфология, самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи, морфологический разбор слов |  Знать: основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи. Уметь: разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем. |  Выборочный диктант, морфологический разбор слов, тест |  
 | 
  | 192-193 |  Синтаксис. Синтаксический разбор |  Урок-практикум |  Синтаксис. Синтаксический разбор простых и сложных предложений. Разбор словосочетаний |  Знать: изученные сведения из раздела «Синтаксис»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь: ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме |  Синтаксический разбор предложений, проверочная работа |  
 | 
  | 194 |  Итоговый контрольный диктант по итогам года   |  Урок контроля знаний |  Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |  Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |  Диктант с грамматическим заданием   |  
 | 
  | 195 |  Анализ диктанта |  Урок коррекции знаний |  Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы |  Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |  Работа над ошибками |  
 | 
  | 196 |  РР Устное сочинение на выбранную тему |  Урок развития речи |  Выбор темы сочинения |  Уметь: формулировать тему, создавать текст по личным впечатления |  Устное сочинение   |  
 | 
  | 197-198 |  Комплексный анализ текста |  Комбинированный |  Комплексный анализ текста |  Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации |  Комплексный анализ текста |  
 | 
  | 199 |  РР Произноси правильно! |  Урок развития речи |  Нормы произношения |  Знать: нормы современного произношения  Уметь: применять полученные знания на практике |  Задания по карточкам |  
 | 
  | 200 |  Лингвистическая игра по орфографии и орфоэпии. |  Урок-игра |  Орфографические правила и произносительные нормы. |  Знать: нормы современного произношения  Уметь: применять полученные знания на практике |  Игровые задания по командам |  
 | 
  | 201 |  Правила ведения и оформления тетрадей |  Урок-практикум |  Правила ведения и оформления тетрадей |  Знать: правила ведения и оформления тетрадей |  Составление правил. |  
 | 
  | 202-204 |  Резервные уроки |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |