Разносклоняемые имена существительные. 6 класс
Цели:
учить изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию новой темы
А).Повторение теоретического материала.
Что называется именем существительным?
Каковы морфологические признаки существительных?
Как определить род имени существительного?
Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонений?
Б) Письменный морфологический разбор существительного. У доски ширь, зорька и на местах сугроб.
Холодное пламя тихой зорьки рдеет на пышной шири сугробов.
В) Обобщение пройденного материала по теме «Имя существительное» в форме тестовых заданий
1.Какое из указанных слов не является существительным?
1) пятёрка
2) пятак
3) пять
4) пятиклассник
5) пятерня
2. Укажите существительное среднего рода.
1) деталь
2) рейд
3) рельс
4) намерение
5) договоренность
3. Укажите существительное второго склонения.
1) тропинка
2) аллея
3) иней
4) деревня
5) постель
4. Укажите существительное третьего склонения.
1) деталь
2) березка
3) медведь
4) дорога
5) хвоя
5. Какое существительное имеет окончание е?
1) о приземлени…
2) в ущель…
3) о детал…
4) в направлени…
5) в област…
6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в алле…
2) к березк…
3) к деревн…
4) в счасть…
5) в арми…
7. Укажите неодушевленное существительное?
1) белка
2) фамилия
3) ученик
4) школьник
5) ребенок
8. Укажите собственное существительное?
1) спортсмен
2) приземление
3) сражение
4) Наталия
5) счастье
9. Укажите нарицательное существительное?
1) Саранск
2) девочка
3) Дарья
4) Елховка
5) Москва
10. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) рейд
3) постель
4) рельс
5) рейка
Учащиеся выполняют взаимопроверку.
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное пламя? Демонстрируется таблица склонений
Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин? Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять. Запись темы урока.
Группа разносклоняемых существительных невелика – всего 11 слов! Из них 10 имеют общий внешний признак – МЯ и относятся к какому роду? – среднему.
Послушайте веселое стихотворение, по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!
бремя, стремя, темя, племя.
Бремя – 1.тяжелая ноша; 2. нечто тяжелое, трудное.
Время – продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами.
Вымя – молочная железа млекопитающего животного, например, коровы.
Знамя – полотнище определенного цвета на древке, принадлежащее войску, организации, государству.
Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении родителями.
Пламя – огонь, горящий и светящийся газ.
Племя – 1. этническая и социальная общность людей, объединенная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком; 2. народ, народность; 3. поколение людей.
Путь - дорога.
Семя – зерно, предназначенное для посева.
Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.
Темя - верхняя часть головы.
Для справки: раньше было 4-е склонение, в соответствии с которым изменялись слова среднего рода на -мя, при склонении этих слов происходило (и происходит) наращивание основы (пламя – пламени – пламенем). Но в окончаниях они отличаются от существительных 3-го склонения только в творительном падеже: временем (как конем) – сравните с ночью.
И.п. солнц-е врем-я ночь
Р.п. солнц-а времен-и ноч-и
Д. п. солнц-у времен-и ноч-и
Т. п. солнц-ем времен-ем ночь-ю
П. п. о солнц-е о времен-и о ноч-и
К какому склонению относится сущ. солнце?
Что общего в склонении сущ. солнце и время? (окончания в Т.п.)
Какого склонения сущ. ночь?
Чем похожи сущ. ночь и время? (окончаниями в Р.,Д. и П. падежах)
Какой вывод можем сделать? Почему сущ. время относится к разносклоняемым?
Какую ещё особенность в склонении слова время вы заметили?
(суффикс –ен-)
Работа с учебником. Чтение § 37.
Почему существительное путь тоже относится к разносклоняемым?
Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе.
Вывешивается таблица склонения слов путь и имя
И. Р. Д. В. Т. П.. | путь пути пути путь путем пути | имя имени имени имя именем имени |
4.Закрепление.
Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?
Почему они так называются?
Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?
5. Тренировочные упражнения.
1.Просклоняйте существительные поле, степь, время, заполняя таблицу упр. 205 на стр. 86.
2. Синтаксическая пятиминутка Составить схему предложения. Найти разносклоняемое слово, произвести его морфологический разбор.
Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей кувшинок медленно проплывал карась.
3. По кому признаку можно сгруппировать данные словосочетания?
В пламени костра, шагать к станции, из маленького семени, заронить семя добра, отдыхать на взморье, время от времени, быть на лекции, тернистый путь, прикоснуться к стремени, гордиться именем.
4. Самостоятельная работа по карточкам.
1 вариант
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).
2 вариант
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединени_. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).
6. Итоги. Просмотр презентации
На дом: Параграф 37, 38; упражнение 210.
Творческое задание
Составьте связный текст, используя в нем как можно больше разносклоняемых существительных.
Тест. «Имя существительное» 1.Какое слов не является существительным? 1) пятёрка 2) пятак 3) пять 4) пятиклассник 5) пятерня 2. Укажите существительное среднего рода. 1) деталь 2) рейд 3) рельс 4) намерение 5) договоренность 3. Укажите существительное второго склонения. 1) тропинка 2) аллея 3) иней 4) деревня 5) постель 4. Укажите существительное третьего склонения. 1) деталь 2) березка 3) медведь 4) дорога 5) хвоя 5. Какое существительное имеет окончание е? 1) о приземлени… 2) в ущель… 3) о детал… 4) в направлени… 5) в област… 6. Какое существительное имеет окончание и? 1) в алле… 2) к березк… 3) к деревн… 4) в счасть… 5) в арми… 7. Укажите неодушевленное существительное? 1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок 8. Укажите собственное существительное? 1) спортсмен 2) приземление 3) сражение 4) Наталия 5) счастье 9. Укажите нарицательное существительное? 1) Саранск 2) девочка 3) Дарья 4) Елховка 5) Москва 10. Какое существительное в Р,,Д и П падежах имеет окончание и? 1) медведь 2) рейд 3) постель 4) рельс 5) рейка | Тест. «Имя существительное» 1.Какое из слов не является существительным? 1) пятёрка 2) пятак 3) пять 4) пятиклассник 5) пятерня 2. Укажите существительное среднего рода. 1) деталь 2) рейд 3) рельс 4) намерение 5) договоренность 3. Укажите существительное второго склонения. 1) тропинка 2) аллея 3) иней 4) деревня 5) постель 4. Укажите существительное третьего склонения. 1) деталь 2) березка 3) медведь 4) дорога 5) хвоя 5. Какое существительное имеет окончание е? 1) о приземлени… 2) в ущель… 3) о детал… 4) в направлени… 5) в област… 6. Какое существительное имеет окончание и? 1) в алле… 2) к березк… 3) к деревн… 4) в счасть… 5) в арми… 7. Укажите неодушевленное существительное? 1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок 8. Укажите собственное существительное? 1) спортсмен 2) приземление 3) сражение 4) Наталия 5) счастье 9. Укажите нарицательное существительное? 1) Саранск 2) девочка 3) Дарья 4) Елховка 5) Москва 10. Какое существительное в Р, Д и П падежах имеет окончание и? 1) медведь 2) рейд 3) постель 4) рельс 5) рейка |
И. Р. Д. В. Т. П. | путь пут - и пут - и путь пут - ем пут - и | |
И. Р. Д. В. Т. П. | им - я имен - и имен - и им - я имен- ем имен - и |
И. Р. Д. В. Т. П. | солнц - е солнц – а солнц – у солнц – е солнц – ем солнц - е |
И. Р. Д. В. Т. П. | им - я имен - и имен - и им - я имен- ем имен - и |
И. Р. Д. В. Т. П. | Ночь Ноч – и Ноч – и Ночь Ночь – ю Ноч - и |
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!
___________________________________________
Бремя – 1.тяжелая ноша; 2. нечто тяжелое, трудное.
Время – продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами.
Вымя – молочная железа млекопитающего животного, например, коровы.
Знамя – полотнище определенного цвета на древке, принадлежащее войску, организации, государству.
Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении родителями.
Пламя – огонь, горящий и светящийся газ.
Племя – 1. этническая и социальная общность людей, объединенная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком; 2. народ, народность; 3. поколение людей.
Путь - дорога.
Семя – зерно, предназначенное для посева.
Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.
Темя - верхняя часть головы.
Племя время семя бремя вымя имя стремя темя знамя пламя путь
Разносклоняемые существительные. 6 класс
1.Просклоняйте существительные поле, степь, время, заполняя таблицу упр. 205 на стр. 86.
2. Составить схему предложения. Найти разносклоняемое слово, произвести его морфологический разбор.
Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за .этим среди зарослей кувшинок медленно проплывал карась.
3. Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными, ориентируясь на порядок следования падежей этих существительных.
В пламени костра, шагать к станции, из маленького семени, заронить семя добра, отдыхать на взморье, время от времени, быть на лекции, тернистый путь, прикоснуться к стремени, гордиться именем.
4. Самостоятельная работа
1 вариант. Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).
2 вариант. Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединени_. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).
_____________________________________________________________________________
Разносклоняемые существительные. 6 класс
1.Просклоняйте существительные поле, степь, время, заполняя таблицу упр. 205 на стр. 86.
2. Составить схему предложения. Найти разносклоняемое слово, произвести его морфологический разбор.
Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за .этим среди зарослей кувшинок медленно проплывал карась.
3. Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными, ориентируясь на порядок следования падежей этих существительных.
В пламени костра, шагать к станции, из маленького семени, заронить семя добра, отдыхать на взморье, время от времени, быть на лекции, тернистый путь, прикоснуться к стремени, гордиться именем.
4. Самостоятельная работа
1 вариант. Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).
2 вариант. Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединени_. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).
Склонение
имен существительных
Падежи | 1-е | 2-е | 3-е | Особое -ИЯ; -ИЙ, -ИЕ |
Р. Д. П. | -И -Е -Е | -Е | -И -И -И | -И -И -И -И |
_____________________________________________________________________________
Склонение
имен существительных
Падежи | 1-е | 2-е | 3-е | Особое -ИЯ; -ИЙ, -ИЕ | Разносклон. на -МЯ |
Р. Д. П. | -И -Е -Е | -Е | -И -И -И | -И -И -И -И | -И -И -И |