|   Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    УУД   |  
  |   Оргмомент   |    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.   |         |         |  
  |   Языковая разминка   |     1. Запись под диктовку.   Дед-мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым. (Н. Берендгоф)   Синтаксический разбор предложения, составление схемы.   Повторение орфограмм в окончании.  Выделяются имена существительные; определяется склонение; устанавливается, существительных какого склонения нет в предложении.     |     Учащиеся записывают предложение.     Схема: [- =]1,[= - ]2 .   Учащиеся называют несколько существительных 1-го склонения на тему «Зима» (снежинка, стужа, пороша, льдина и др.)  Подбирают синонимы к существительному метель (буран, пурга, вьюга), уточняются оттенки их значения, определяется склонение.   |     Познавательные УУД    1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему)       |  
  |   Актуализация изученного           |     1. Блицопрос. (выводится на слайде с помощью компьютера     Если высказывание правильное, ученики ставят «+», если неправильное – «–» .   1) В русском языке пять падежей.   2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.   3) Падеж – это непостоянный признак существительного.   4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.   5) Все падежи, кроме именительного и винительного, называются косвенными.   6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.     7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.   – Проверьте записи по ключам: – – + – – + +.     – Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки (учитель читает неправильные высказывания).       |    Дети отвечают на поставленные вопросы           |     Познавательные УУД:    1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.       |  
  |   Постановка учебной проблемы             |     Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» (тема «Разносклоняемые имена существительные»).   – Какую проблему будем решать?                 Ученики выписывают слова время, пламя. Фиксируется внимание на особенности – ср. р., окончание я                 |     После распределения имён существительных по группам – самопроверка:   1 скл. 2 скл. 3 скл.   слава плач изморозь   Слава поклон верность   темнота болото россыпь     сумрак    звездопад  Формулировка проблемы учениками и сравнение с формулировкой в учебнике.        |    Регулятивные УУД  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.  2. Формулировать вопрос (проблему) урока.            |  
  |   Открытие новых знаний. Решение проблемы.   |     1. Упр. 412 – наблюдение над характером окончаний у существительных на мя и слова путь в разных падежных формах, сравнение с окончаниями существительных 2го и 3го склонений (можно таблицу окончаний представить на слайде или доске).   – Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.   III скл. II скл.   Р  .п.   Д      .п.  и Тв.п. ем   П.п.   – Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.   – Сравните свои выводы с определением в учебнике.   2. Чтение 1го текста в рамке.   – Назовите ключевое слово. Как называются такие слова? (Сложные.) Дайте его толкование.   3. Упр. 413 – наблюдение над составом разносклоняемых имён существительных – наращением суффикса ен в основе.   – Сделайте 2й вывод об особенностях разносклоняемых существительных и сравните с правилом в учебнике.            4. Чтение 2го текста в рамке.   – Почему буква е в суффиксе ен подчёркнута одной чертой?     Схемаподсказка для запоминания разносклоняемых существительных. и        путь путь                 бремя время семя   стремя знамя темя   имя племя   в    ымя пламя               путь путь      ЕН   Следует предложить учащимся создать свою форму запоминания этой темы.        |     Ученики работают по заданиям в упр. 412 и вопросам на понимание (кроме 3).   Делают 1й вывод: у существительных на мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.                                             Учащиеся записывают тему в тетрадь.                                               Сначала ученики сравнивают основы разносклоняемых слов в именительном и косвенных падежах (по образцу в учебнике), затем подбирают однокоренные слова, выделяют корень.                (Орфограмма.)   |    Регулятивные УУД  1. Искать пути решения проблемы.  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.                          Познавательные УУД:     1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.  2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).  3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.       |  
  |   Развитие учебно-языковых умений.       |     1. Упр. 414 – развивается умение правильно образовывать и писать формы разносклоняемых имён существительных.   Проверка коллективная, под руководством учителя.   – В каких словах добавился суффикс ен? Почему? Выделите орфограмму.   б) Словарноорфографическая работа (присяга, присягать).                 Упр. 415 – развивается умение писать разносклоняемые существительные, графически обозначать орфограмму и условия её выбора.   2. – Что нужно запомнить во фразах в рамке внизу страницы учебника? Найдите ошибки, исправьте их (устно).   a) Время было в обрез.   б) У тебя нет время потолковать со мной?   в) Сколько время?                                        |     а) Выполняется самостоятельно (можно выписывать только словосочетания с разносклоняемыми существительными, определять их падеж).                  Учащиеся дают толкование значений, составляют предложения, обозначают орфограммы.          Выполняется в парах. Ученики диктуют поочерёдно друг другу.                                                                                                         |     Познавательные УУД:     1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.   2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.   Коммуникативные УУД:    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  2. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы  3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.  5. Находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их.   |  
  |   Итог урока.   |     – Запишите ключевые слова урока.   – Назовите все 11 разносклоняемых существительных (по схеме в виде эстафеты несколько раз).   - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?   - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?   - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).   - По каким критериям будете оценивать себя?       |         |    Регулятивные УУД:  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.  ТОУУ   |  
  |   Домашнее задание.     |     1. Выучить разносклоняемые существительные.   2. Упр. 416.   3. Словарные слова записать в словарик.       |         |         |