kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разговорный стиль речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи:   формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;    развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;   воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разговорный стиль речи.»

Урок 88 17.04

Тема: Разговорный стиль речи. Языковые средства.

Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи:   формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;    развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;   воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Ожидаемый результат: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану «Характеристики определения стиля». Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоретический материал.


Ход урока.


I . Мотивация. Определение темы и цели урока. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». В.В.Виноградов. Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.


II. Работаем в группах.

1. Установить соответствия.


1. Расширить знания

яыковые средства РС

2. Изучить

план характеристики РС

3. Узнать

тексты РС

4. Уметь

об особенностях РС

5. Учиться создавать

анализировать особенности разговорной речи


Правильный вариант:


1. Расширить знания

об особенностях РС

2. Изучить

план характеристики РС

3. Узнать

яыковые средства РС

4. Уметь

анализировать особенности разговорной речи

5. Учиться создавать

тексты РС


2. Сравнить два текста об одуванчиках.


1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Подумаешь!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.


По итогам наблюдений заполните таблицу.



Текст 1

Текст 2

Тема

Об одуванчике

Об одуванчике

Основная мысль

Сообщение о том, как приготовить мёд из одуванчика

Беседа, обмен мыслями и впечатлениями об одуванчике

Лексика

Конкретные слова, книжные и нейтральные

Слова с эмоциональной окрашенностью, просторечные слова, слова-предложения, междометия, повторы

Стиль

Научный

Разговорный

Сфера употребления

Научная среда

Общение в быту

Тип речи

Повествование с элементами описания

Повествование с элементами описания



3. Изучение § 66, стр. 226. «Признаки РС». Отметьте основные черты РС.


Составьте кластер «Языковые средства разговорного стиля» по памятке:

1. Лексические: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы, «сниженные» по сравнению с нейтральными словами: капать (ябедничать), без дураков (серьезно), брякнуть (сказать не подумав), на меня наехали (придрались), меня достали (довели до раздражения), беситься с жиру, давеча, завсегда и другие.

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

4. Фонетические: разнообразие интонации, темпа речи, темпа.


4. Анализ текста «Гроза».

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.


1

Цель текста


2

Форма


3

Языковые средства:



- лексические

широко используется лексика с конкретным значением, часто – бытового содержания (нормально, собирался было лечь), нет книжных слов с абстрактным значением, термины. Текст богат фразеологией. Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность («не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад)

просторечные слова: шарахнет, бабахнет, в придачу, все повысыпали, толкутся, орут


- морфологические

Междометия, повторы; выделяются глаголы (в основном, 1-го, 2-го лица), причем, среди них также можно выделить со значением оценки: «бабахнет, задрожал, не разломалось, вздулась, распухла»


- словообразовательные

слова связаны с выражением оценки: силищей, домишко, речушка, водицей


- синтаксические

Слова-предложения, неполные предложения: «Кошмар! С такой силищей, ужас!»; достаточно большое количество сложных предложений (что не характерно для разговорного стиля). Использование вставной конструкции (что называется рукой подать), можно отметить инверсию, наличие  вопросительных и восклицательных предложений


- фонетические

разнообразие интонации, ритма, темпа речи


5. Разговорный стиль отличается самой большой свободой употребления средств языка. Использование просторечных слов.

- Найдите в отрывке разговорные слова, замените их нейтральными. Продолжите текст, сохраняя его стилистические особенности.

На дом была задана такая скверная задача, что я никак не мог догадаться, как ее решить. Я сидел целый час, пялил глаза в задачник и изо всех сил напрягал мозг, но у меня ничего не выходило.

- Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить. Замените нейтральными. Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун, выпереть, огорошить, выпендриваться, столечко, столовка.


6. Неполнота предложений. Прочитайте высказывание замечательного лингвиста А.М. Пешковского об особенностях разговорной речи. Какова основная мысль этого текста?

Мы всегда не договариваем своих мыслей, опуская из речи все, что дано обстановкой или предыдущим опытом разговаривающих. Так, за столом мы спрашиваем: «Вы кофе или чай?»; встретив знакомого, спрашиваем: «Ты куда?». Услышав надоевшую музыку, говорим: «Опять!»; предлагая воду, скажем: «Кипяченая, не беспокойтесь!»; видя, что перо у собеседника не пишет, скажем: «А вы карандашом!» и так далее.

Какую синтаксическую особенность построения предложений имел в виду А.М. Пешковский? Восстановите полноту предложений-реплик.

- Прочитайте «искусственный» диалог. Почему мы так его назвали? Говорят ли так? Отредактируйте диалог таким образом, чтобы он стал «естественным». Что для этого надо сделать? Запишите второй вариант текста.

- Алик! Ты пойдешь на каток?

- Да, я обязательно пойду завтра на каток.

- А коньки у тебя есть?

- Конечно, коньки у меня есть.

- А запасных для меня не найдется?

- Нет, к сожалению, запасных коньков для тебя у меня нет.


Основные жанры РС: беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

Создание текста РС.

1 группа – написать смс «Приглашение…»

2 группа – разговор по телефону «Интересное кино»

3 группа – впечатления об уроке физкультуры, о своих музыкальных интересах

4 группа – диалог «Мама зовет домой с прогулки»

5 группа – дневниковая запись «Опять двойка»

III. Контроль – тест.

1. Основная черта РС

А) преобладание устной формы

Б) использование специальных терминов

В) письменный монолог для официального общения

2. Укажите слово, которое относится к РС

А) столовка

Б) ветер

В) охлажденный

3. В РС используется лексика

А) специальная, книжная, нейтральная

Б) книжная, разговорная, специальная

В) нейтральная, просторечная, разговорная

4. Укажите выражение, характерное для РС.

А) поставить в известность родителей

Б) ни в зуб ногой

В) аннотация – характеристика книги


Посчитайте баллы за следующие задания и оцените работу группы

Задание № 1 - 1 балл

Задания №№ 2, 4 – 2 балла

Задания №№ 3, 5 – 3 балла

Задание № 6 – 4 балла

Задание № 7 – 5 баллов

«5» - 19-20 баллов

«4» – 16-18 баллов

«3» – 10-15 баллов


Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…


Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- Мне всё понятно, я всё усвоил - !

- У меня есть вопросы - ?

- Мне надо ещё раз всё повторить - -


Домашнее задание. Анализ стилевой принадлежности текста «Разговор у калитки».

Разговор у калитки.

- Слышь, Ивановна, от Бабы-то надысь Колобок сбежал!

- Да ну!

- Ей-богу! Уж она-то по сусекам мела, по амбару скребла, набрала-таки муки на Колобок!

- Вот она, неблагодарность-то! Уж как она его на сметане мешала, в печи выпекала, на окошке студила!

- Так с этого окошка он и сбежал – да прямиком в лес. А в лесу-то, говорят, зайца между пальцев обвёл, волка перехитрил, от медведя убежал, а с лисой не вышло – съела-таки его хитрая плутовка!

- Ох-ох-ох! Горе Бабе, горе Деду!

____________________________________________________________________

Приложение 2.

Составьте кластер «Языковые средства разговорного стиля» по памятке:

1. Лексические: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы, «сниженные» по сравнению с нейтральными словами: капать (ябедничать), без дураков (серьезно), брякнуть (сказать не подумав), на меня наехали (придрались), меня достали (довели до раздражения), беситься с жиру, давеча, завсегда и другие.

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

4. Фонетические: разнообразие интонации, темпа речи, темпа.


Приложение 3.

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность текста «Гроза» к РС.


1

Цель текста


2

Форма


3

Языковые средства:



- лексические



- морфологические



- словообразовательные



- синтаксические



- фонетические




Приложение 3.

- Найдите в отрывке разговорные слова, замените их нейтральными.

На дом была задана такая скверная задача, что я никак не мог догадаться, как ее решить. Я сидел целый час, пялил глаза в задачник и изо всех сил напрягал мозг, но у меня ничего не выходило.

- Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить. Замените нейтральными. Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, громила, крикун, выпереть, огорошить, выпендриваться, столечко, столовка.


Приложение 4.

4. Объясните значения данных фразеологизмов разговорного стиля, заменяя их нейтральными словосочетаниями. Пользуйтесь фразеологическими словарями. Составьте и запишите два-три предложения с этими фразеологизмами.

Образец: разбиться в лепешку = сделать нечто невозможное.

Воротить нос, закручивать гайки, зубы заговаривать, концы в воду, ни в зуб ногой, рука руку моет, прочищать мозги, развесить уши, челюсть отпала, разделать под орех, сами с усами, два сапога пара, выеденного яйца не стоит.







Приложение 5.

Контроль – тест.

1. Основная черта РС

А) преобладание устной формы

Б) использование специальных терминов

В) письменный монолог для официального общения

2. Укажите слово, которое относится к РС

А) столовка

Б) ветер

В) охлажденный

3. В РС используется лексика

А) специальная, книжная, нейтральная

Б) книжная, разговорная, специальная

В) нейтральная, просторечная, разговорная

4. Укажите выражение, характерное для РС.

А) поставить в известность родителей

Б) ни в зуб ногой

В) аннотация – характеристика книги











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разговорный стиль речи.

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#929 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Краткосрочное планирование Стили речи 7 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "kratkosrochnoie-planirovaniie-stili-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462820"
  }
}
object(ArrayObject)#951 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Развитие речи, стили речи"
    ["seo_title"] => string(29) "razvitiie_riechi_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "348489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476251695"
  }
}
object(ArrayObject)#929 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-poniatiie-o-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "249102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446824733"
  }
}
object(ArrayObject)#951 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(24) "poniatiieostiliakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "274365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452364055"
  }
}
object(ArrayObject)#929 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Мы и стили речи" (элективный курс)"
    ["seo_title"] => string(29) "myistiliriechieliektivnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "292679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455306921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства