Тема: Разделительные Ъ и Ь
Цель урока:
1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;
2. развивать умения правильно ставить разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь обобщать и делать выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся, логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;
3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
Тип урока: объяснение нового материала
Методы и приемы: сценка, развитие речи, беседа, слайды
Оборудование: сигнальные карточки, интерактивная доска, учебники
Ход урока:
І. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку и организация внимания учащихся. Выявление отсутствующих учеников на уроке / рапорт дежурного/.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. Я желаю всем вам успеха!
ІІ. Подготовка к усвоению нового материала.
-Ребята давайте вспомним из каких частей состоят слова?
/ приставка, корень, суффикс, основа, окончание/
Что такое приставка?/ Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов/
Покажите на воздухе как обозначается приставка?
Чем приставка отличается от предлога? / Приставка- это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня, а предлоги с другими словами пишутся отдельно/
Какие приставки вы знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, - по,-про,-вы, - ото/
-А сейчас ребята послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:
Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте. /П. Матвиенко/
ІІІ. Постановка цели урока
— И так тема нашего урока «Разделительные ъ и ь знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать когда же пишется ь и ъ знак в словах. Хотите узнать? (Да!) Тогда приступим.
Учитель: - Ребята откройте тетради запишите число, классную работу и тему урока «Разделительные Ъ и Ь». Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворения С. Маршака.
А вы найдите слова с твердыми и мягкими знаками.
- Ребята в каких же словах есть Ь и Ъ знак?
/ размышленья, объявление, мгновенье, Илья/
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.
-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?
-На какую букву заканчиваются эти приставки?
-Перед какими буквами стоит Ъ?
-Какое правило можно отсюда сформулировать?
* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать правило с примерами в тетрадь/
-А теперь обратите внимание на написание этих слов.
ВЬЮГА СЕМЬЯ ВОРОБЬИ СОБАЧЬЕ
-Выделите корни слова и окончания
-Сделайте вывод о правописании
* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я. / правило запишите в тетрадь/
Физкульминутка
Раз, два, три, четыре, пять-
Мягкий знак ты должен знать.
Ну и твёрдый не забудь
И здоровым всегда будь!
?. Проверка усвоения нового материала:
Игра “Где Ъ и Ь”?На партах лежат сигнальные карточки для каждого ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ. Девочки показывают разд. Ь, если в слове пишется Ь.
Судья, соловьи, объявление, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, съел, подъезд.
?І. Закрепление нового материала.
1/.Упр. 182 стр. 79. Составьте и запишите предложения со словами , данные в рамках / стр, 78/ Обозначьте Ъ. /работа у доски//Объявление, подъезд, съесть, подъехать/
Упр. 185 стр 80. Спишите слова. Обозначьте приставку и подчеркните первую букву корня. / Подъехать, съесть, подъезд, разъезд, въезд, объезд, объехать, объем, подъем/
?ІІ. Итог урока:
Учитель: — А что сегодня интересного вы узнали на уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?
Ученики:
— Мы узнали о Ь и Ъ.
— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.
— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.
— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.
?ІІІ. Домашнее задание. Упр. 188 стр. 81 выучить правило
ІХ. Рефлексия. - Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.
- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!